Шмид, Бальтазар
1705 - 1749
Назад
Balthasar Schmid

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бальтазар Шмид — немецкий нотный гравёр, издатель и композитор. Он прошёл обучение в качестве нотного гравера в Нюрнберге, где упоминается в церковных записях за 1726 год. Почти наверняка это тот же Бальтазар Шмид, который поступил в Лейпцигский университет 13 марта 1726 года, так как он указан в качестве гравера музыкального текста клавирных партит № 1 (1726) и № 2 (1727) Иоганна Себастьяна Баха. Это подтверждается мнением Эрнста Людвига Гербера, приписывавшего успех этих произведений мастерству гравировки Шмида. Находясь в Лейпциге, Шмид оттачивал свои навыки гравера в качестве подмастерья и, возможно, учился у Баха.
С первой документально подтверждённой публикации его работ 7 августа 1729 года Шмид гравировал, печатал и публиковал свои произведения почти ежегодно в течение следующего десятилетия. В 1734 году он создал гравюру титульного листа второго тома «Klavier-Übung» Баха. После того как в 1738 году он официально стал издателем, Шмид начал выпускать произведения других композиторов вплоть до 1748 года, когда его здоровье, по-видимому, пошатнулось. Он был известен как нотный гравёр высочайшего мастерства по всей Германии. Среди наиболее значительных композиторов, чьи работы вышли из его типографии в этот период, — И.С. Бах (часть третьего тома «Klavier-Übung», четвёртый том «Klavier-Übung», канонические вариации на тему «Vom Himmel hoch»), Г.А. Зорге (органные сонаты, прелюдии и сюиты для клавира) и Г.Ф. Телеман (духовные вокальные произведения, портрет, автобиография). Шмид сыграл важную роль в продвижении произведений молодого поколения немецких композиторов, особенно из окружения И.С. Баха, включая К.Ф.Э. Баха («прусские» сонаты, клавирные концерты, трио-сонаты, симфонию), И.Л. Кребса (сонаты для скрипки и облигатного клавира, различные клавирные произведения), Кристофа Никельмана (12 клавирных сонат) и Ф.В. Марпурга (шесть клавирных сонат).
Шмид служил органистом в различных церквях Нюрнберга, и его сочинения в основном предназначены для клавира. Они отражают его стремление завоевать рынок для растущего сообщества любителей музыки. Его клавирный стиль характеризуется диатоническими мелодиями с определённой структурой, поддерживаемыми относительно простыми аккордовыми последовательностями в басу, и большинство произведений отмечены формой и названием бинарной танцевальной части — черты, типичные для клавирной музыки того периода. Он сыграл важную роль в популяризации клавирной сонаты с аккомпанементом флейты или скрипки, где аккомпанирующий инструмент мог быть опущен, что позволяло исполнение произведения только на клавире. Два его менуэта появляются в «Нотной тетради» Леопольда Моцарта для Вольфганга (на самом деле это подделка). Набор «XII Murki» («12 мурки»), по-видимому, получил такое название из-за чередующегося баса октавами в левой руке — паттерна аккомпанемента, характерного для деревенского танца, бывшего тогда в моде. Единственное обращение Шмида как композитора к вокальной музыке — его сборник «Nürnbergische alte und neue Kirchen-Lieder» (Нюрнбергские старые и новые церковные песни, 1748), содержащий 208 хоральных мелодий, изложенных в открытой двухголосной фактуре с цифрованным басом.
После смерти Шмида в ноябре 1749 года его вдова, Мария Хелена Фолланд (1710–1791), продолжила дело фирмы, и впоследствии его возглавил их сын Иоганн Михаэль (1741–1793). Он был наиболее активен в сфере вокальной музыки и опубликовал множество значительных сборников песен (lieder) между 1773 и 1791 годами. Его единственные известные сочинения — для голоса и клавира. Он также выпустил второе издание «Kirchen-Lieder» Бальтазара в 1773 году, добавив 26 хоральных мелодий для голоса и цифрованного баса.
Клавирные произведения:
Вокальные произведения:
Утраченные произведения:
Ноты сочинений Бальтазара Шмида на сайте библиотеки IMSLP