Шмид, Бальтазар
1705 - 1749

Назад

Schmid, Balthasar

  • Дата рождения: 20 апреля 1705 года (крещение)
  • Место рождения: Нюрнберг, Германия
  • Дата смерти: 27 ноября 1749 года (похороны)
  • Место смерти: Нюрнберг, Германия

Биография

Бальтазар Шмид — немецкий нотный гравер, издатель и композитор. Он прошел обучение в качестве нотного гравера в Нюрнберге, где упоминается в церковных записях за 1726 год. Почти наверняка это тот же Бальтазар Шмид, который поступил в Лейпцигский университет 13 марта 1726 года, так как он указан в качестве гравера музыкального текста клавирных партит номер 1 (1726) и номер 2 (1727) Иоганна Себастьяна Баха. Это подтверждается мнением Эрнста Людвига Гербера, приписывавшего успех этих произведений мастерству гравировки Шмида. Находясь в Лейпциге, Шмид оттачивал свои навыки гравера в качестве подмастерья и, возможно, учился у Баха.

С первой документально подтвержденной публикации его работ 7 августа 1729 года Шмид гравировал, печатал и публиковал свои произведения почти ежегодно в течение следующего десятилетия. В 1734 году он создал гравюру титульного листа второго тома "Клавирных упражнений" ("Klavier-Übung") Баха. После того как в 1738 году он официально стал издателем, Шмид начал выпускать произведения других композиторов вплоть до 1748 года, когда его здоровье, по-видимому, пошатнулось. Он был известен как нотный гравер высочайшего мастерства по всей Германии. Среди наиболее значительных композиторов, чьи работы вышли из его типографии в этот период, — И.С. Бах (часть третьего тома "Клавирных упражнений", четвертый том "Клавирных упражнений", канонические вариации на тему "С высот небес" ("Vom Himmel hoch")), Г.А. Зорге (органные сонаты, прелюдии и сюиты для клавира) и Г.Ф. Телеман (духовные вокальные произведения, портрет, автобиография). Шмид сыграл важную роль в продвижении произведений молодого поколения немецких композиторов, особенно из окружения И.С. Баха, включая К.Ф.Э. Баха (прусские сонаты, клавирные концерты, трио-сонаты, симфонию), И.Л. Кребса (сонаты для скрипки и облигатного клавира, различные клавирные произведения), Кристофа Никельмана (12 клавирных сонат) и Ф.В. Марпурга (шесть клавирных сонат).

Шмид служил органистом в различных церквях Нюрнберга, и его сочинения в основном предназначены для клавира. Они отражают его стремление завоевать рынок для растущего сообщества любителей музыки. После смерти Шмида в ноябре 1749 года его вдова, Мария Хелена Фолланд (1710–1791), продолжила дело фирмы, и впоследствии его возглавил их сын Иоганн Михаэль (1741–1793). Он был наиболее активен в сфере вокальной музыки и опубликовал множество значительных сборников песен между 1773 и 1791 годами. Его единственные известные сочинения — для голоса и клавира. Он также выпустил второе издание "Церковных песен" Бальтазара в 1773 году, добавив 26 хоральных мелодий для голоса и цифрованного баса.

Творчество

Его клавирный стиль характеризуется диатоническими мелодиями с определенной структурой, поддерживаемыми относительно простыми аккордовыми последовательностями в басу, и большинство произведений отмечены формой и названием бинарной танцевальной части — черты, типичные для клавирной музыки того периода. Он сыграл важную роль в популяризации клавирной сонаты с аккомпанементом флейты или скрипки, где аккомпанирующий инструмент мог быть опущен, что позволяло исполнение произведения только на клавире. Два его менуэта появляются в "Нотной тетради" Леопольда Моцарта для Вольфганга (на самом деле это подделка). Набор "12 мурки" ("XII Murki"), по-видимому, получил такое название из-за чередующегося баса октавами в левой руке — паттерна аккомпанемента, характерного для деревенского танца, бывшего тогда в моде. Единственное обращение Шмида как композитора к вокальной музыке — его сборник "Нюрнбергские старые и новые церковные песни" ("Nürnbergische alte und neue Kirchen-Lieder", 1748), содержащий 208 хоральных мелодий, изложенных в открытой двухголосной фактуре с цифрованным басом.

Произведения

Клавирные произведения:

  • "12 мурки" ("12 Murkis") — для клавира (около 1727)
  • "Менуэты" ("Menuets") — для клавира, другие инструменты (флейта или скрипка) по желанию (не менее пяти сборников, 1728–1755, последний опубликован вдовой Шмида)
  • "Музыкальное дивертисмент... аллеманды, куранты, сарабанды, менуэты, жиги и т.д." ("Divertissement musical, … Allemandes, Courantes, Sarabandes, Minueto, Gigues, etc.") — для клавира (1729)
  • "Прелюдия и фуга" ("Praeludium und Fuge") до мажор — для клавира (1731)
  • "Клавирные упражнения" ("Clavierübung"), части I–VII (1733–1748) — аллегро, арии, сарабанды, менуэты, буре, виваче

Вокальные произведения:

  • "Нюрнбергские старые и новые церковные песни" ("Nürnbergische alte und neue Kirchen-Lieder") — сборник хоралов (1748)

Утраченные произведения:

  • Симфония ре мажор, менуэт и сарабанда (сообщалось, что находились в Брюсселе)

Ноты сочинений Бальтазара Шмида на сайте библиотеки IMSLP