Шмельцер, Иоганн Генрих
1620 - 1680

Назад

Schmelzer, Johann Heinrich

  • Дата рождения: около 1620-1623 годов
  • Место рождения: Шайбс, Нижняя Австрия
  • Дата смерти: между 29 февраля и 20 марта 1680 года
  • Место смерти: Прага

Биография

Иоганн Генрих Шмельцер — австрийский композитор и скрипач, ведущий австрийский композитор инструментальной музыки до Бибеpa и влиятельный деятель в развитии сонаты и сюиты.

До недавнего времени описания его происхождения основывались на его прошении о возведении в дворянство 1673 года, в котором он описал своего отца (не упоминая его имени) как профессионального солдата на службе императора Фердинанда Третьего с около 1616 по 1645 год. Однако согласно свидетельству о браке его сестры Евы Розины, датированному маем 1645 года, его отцом был Даниэль Шмельцер, пекарь по профессии и бюргер Шайбса. Неизвестно, когда И.Г. Шмельцер прибыл в Вену и кто дал ему музыкальное образование, но вероятно, что он учился у одного из наставников придворных учеников: Антонио Бертали, Буркхарда Куглера или Джованни Сансони. Самое раннее документальное свидетельство, относящееся к его первому браку 28 июня 1643 года, обозначает его как инструменталиста (корнетиста) в соборе Святого Стефана в Вене. Однако императорское решение 1674 года указывает, что он начал свою службу в придворной капелле уже в 1635-1636 годах, вероятно, как скрипач, в качестве которого он пользовался наибольшей славой на протяжении всей своей жизни. Он был официально назначен скрипачом в придворный оркестр 1 октября 1649 года. Его положение и функции в течение следующих двух десятилетий не entirely ясны. Ограниченная доступная информация указывает, что он написал много музыки и приобретал растущую известность как скрипач и композитор. Так, в 1658 году он был включен как директор инструментальной музыки в свиту, сопровождавшую Леопольда I на его коронации во Франкфурте. Его три основных сборника камерной музыки появились между 1659 и 1664 годами, и в 1660 году в своем "Дорожном дневнике" И.И. Мюллер назвал его знаменитым и почти самым выдающимся скрипачом во всей Европе. Его близкие отношения с императором видны не только в получении им подарков в виде денег и золотых цепей (показатель особой благосклонности), но и в том, что император искал его помощи в подготовке своих собственных сочинений.

13 апреля 1671 года Шмельцер был назначен вице-капельмейстером при императорском дворе. Примерно с того же времени ему пришлось принимать на себя все возрастающую долю обязанностей капельмейстера, больного Дж.Ф. Санчеса. Не может быть сомнений, что его эффективность на этой должности, combined с его предыдущими достижениями и растущей славой, а не предполагаемая военная служба его отца, побудили Леопольда I в указе от 14 июня 1673 года удовлетворить его прошение о возведении в дворянство, после чего он добавил фон Эренруф к своему имени; этот титул также приняли его сыновья. Однако только после смерти Санчеса 24 ноября 1679 года он был официально назначен капельмейстером. Его заявление на этот пост, датированное 18 декабря 1679 года и поданное императору в Праге, куда двор переехал, чтобы избежать чумы, свирепствовавшей в Вене, requested назначение задним числом с 1 июля, но оно было предоставлено только с 1 октября. Его enjoyment должности было недолгим. Его смерть от чумы, которая тем временем достигла Праги, должна была произойти между 29 февраля (дата первого исполнения "Терпение Сократа" ("La patienza di Socrate") Антонио Драги, для которого он provided балетную музыку) и 20 марта 1680 года (дата прошения от имени его вдовы и детей).

У Шмельцера было три сына, которые стали музыкантами. Старшим был Андреас Антон Шмельцер; двое других также были обучены им как скрипачи. О Георге Йозефе (крещен в Вене 7 апреля 1655 года; умер, вероятно, в Вене, до 1701 года) больше ничего не известно. Петер Клеменс [Клемент] (крещен в Вене 28 июня 1672 года; умер в Вене 20 сентября 1746 года) был принят в придворный оркестр указом от 12 августа 1692 года, но к 1729 году он был incapacitated из-за травмы пальца; он официально вышел на пенсию 30 июня 1740 года. Вопрос о том, принадлежит ли ему "Диалог для скрипки" ("Dialogus musicalis chelycus") некоего Клементе Матиа аб Эренруфф (в Австрийской национальной библиотеке), остается открытым; он comprises 12 сонат для лютни с органным континуо.

Творчество

Вместе со своими старшими современниками Санчесом и Бертали и младшим современником Драги Шмельцер был одним из самых важных музыкантов при дворе Габсбургов между примерно 1655 и 1680 годами. Он создал разнообразное наследие, но оказал влияние только как композитор инструментальной музыки: балетных сюит, которые он писал почти для всех постановок светской драматической музыки при дворе с 1665 по 1680 год, и камерной музыки.

При дворе Леопольда I существовал большой спрос на балетную музыку. Танцевальные сюиты или отдельные танцы включались в аллегорические представления, evolved из рыцарских турниров и поединков более ранних времен, в маскарады и катания на санях, в которых часто принимали участие члены императорской семьи, в большинстве драмм для музыки, серенад и так далее, и даже в ряд разговорных драм. Акцент в большинстве этих представлений был явно на визуальном: нимфы, тритоны, кентавры, пажи, солдаты, персонажи комедии дель арте, духи и даже животные появлялись в богатых костюмах на тщательно украшенных декорациях и повозках. Музыка, сочиненная официальными балетными композиторами Вольфгангом Эбнером, Шмельцером и его сыном Андреасом Антоном, и И.И. Хоффером, явно функциональна и предназначена привлекать внимание к визуальному зрелищу и его аллегорическому значению и обеспечивать основу для исполнения стилизованных движений танцоров. Танцевальные сюиты Шмельцера состоят из от двух до девяти отдельных танцев. Многие начинаются с интрады (или арии на вход) и заканчиваются ретирадой (или арии на выход). Промежуточные части не придерживаются последовательной схемы, а представляют собой свободное чередование большого количества различных типов. Как и в самостоятельных танцах Шмельцера, чаще всего встречаются гальярда, буре, сарабанда, жига, гавот, аллеманда и куранта, перемежающиеся такими танцами, как трецца, фолия, сальтарелло, мореска и тракканарио. Некоторые части носят программные названия, среди них "Крестьянская девушка" ("Bauernmädel"), "Охотники" ("Cacciatori"), "Батальон" ("Battaglione"), "Майские цветы" ("May Blumen"), "Венская ария" ("Aria viennense") и "Французский балет" ("Balletto francese"). Термины баллето и ария используются как общие описания, а не для обозначения конкретного типа. В пределах каждого отдельного типа наблюдается большое мелодическое и ритмическое разнообразие, которое проистекает главным образом из использования Шмельцером отобранных элементов австрийской народной музыки. Короткие, но характерные мотивы, часто основанные на последовательности или чередовании октав, квинт, секст и больших терций (которые Неттль приписывал подражанию звукам примитивных духовых инструментов, встречающихся в народной музыке альпийского региона), следуют друг за другом в быстрой последовательности, часто приводя к нерегулярным длинам фраз. Единство сюиты обычно обеспечивается за счет мелодических взаимосвязей, но и здесь Шмельцер достиг разнообразия, включая части в тональностях, не тесно связанных с ее тональным центром. Хотя большинство балетов в венских источниках существуют только в частичной партитуре (верхний голос и бассо континуо), вся коллекция в Кромержиже сохранилась в полной партитуре и показывает предпочтение Шмельцера к струнному квартету (обычно скрипка и сопрановая, альтовая и басовая виолы) или струнному квинтету (с дополнительной скрипкой или виолой), независимо от состава произведения, для которого была написана балетная музыка. Однако в некоторых заметных случаях он отошел от этой практики и включил партии с пометками пиффари (вероятно, шаумов), корнетти (корнетов), кларини (кларино), тромбе (труб), тромбоне (тромбона) и фаготти (фаготов), в однохоровой или полихоровой обработке (например, в балетной сюите к "Ифиде греческой" ("Iphide greca") Драги, впервые исполненной 12 июля 1670 года).

В своих сонатах Шмельцер отдавал предпочтение как фактуре двух мелодических инструментов (двух скрипок или скрипки и виолы да гамба) и континуо (как в "Двенадцать избранных сонат" ("Duodena selectarum sonatarum")), так и более полной фактуре (до восьми голосов в "Священно-светский музыкальный концерт" ("Sacro-profanus concentus musicus")), включая полихоровую обработку. Однако исторически более важны шесть сонат для скрипки и континуо, составляющие его "Сонаты для одной скрипки" ("Sonatae unarum fidium", 1664), — первое издание, полностью посвященное этому жанру в немецкоязычных странах. Большинство его сонат сильно опираются на принцип вариаций и состоят из ряда коротких разделов в контрастных размерах и темпах, но в сольных скрипичных сонатах эти разделы расширены, чтобы позволить большее проявление виртуозной техники. Вероятно, находясь под влиянием Бертали и Марко Уччеллини, Шмельцер включал пассажи быстрых гамм и арпеджио, охватывающих весь диапазон инструмента, но многоголосная игра и скордатурная настройка все еще редки в его сонатах.

Как композитор, Шмельцер (уже в 1660-х годах) привлек внимание епископа Оломоуца Карла Лихтенштейн-Кастелькорно, который установил с ним переписку к 1669 году. Шмельцер затем послал многочисленные произведения епископу (особенно танцевальные сюиты), от которого архив Архиепископского замка в Кромержиже получил на сегодняшний день почти 126 в основном уникальных произведений. В контексте его общего творчества светская драматическая музыка Шмельцера и немецкие песни должны считаться периферийными. Он, кажется, сочинил свои многочисленные литургические произведения (большинство из них утрачены) в 1670-х годах во время своего периода вице-капельмейстера. Те, что сохранились, демонстрируют венецианское влияние, столь распространенное среди его итальянских современников в Вене.

Шмельцер исторически значим в двух областях: как крупнейший австрийский композитор инструментальной музыки до Бибера он повлиял на развитие как сюиты, так и сонаты в Австрии и Южной Германии; и его назначение первым австрийским капельмейстером при дворе Габсбургов в семнадцатом веке положило начало все возрастающей опоре на местные, а не импортированные таланты, что было наиболее очевидно в первой половине восемнадцатого века.

Произведения

Драматические произведения:

  • "Бесконечность уменьшенная" ("L'infinità impicciolita"), сеполькро, Н. Минато, 16 апреля 1677
  • "Сила любви" ("Die Stärke der Liebe"), сеполькро, 1677
  • "Болезненные воспоминания" ("Le memorie dolorose"), сеполькро, Минато, 8 апреля 1678
  • "Почтительные бдения" ("Le veglie ossequiose"), серената, Минато, 1679
  • "Семь возрастов сходятся вместе" ("Die sieben Alter stimmen zusammen"), Й.А. Рудольф, Прага, 18 января 1680

Духовная вокальная музыка:

  • 11 месс, интроит, 7 офферториев, Вечерня, Комплет, 2 "Славься, Царица" ("Salve regina")
  • "Свадебная месса" ("Missa nuptialis"), издана
  • "Месса св. Бенедикта Петрийского" ("Missa dei Petris Benedicti"), издана
  • 173 духовных произведения (утрачены)

Светская вокальная музыка:

  • 2 немецкие песни
  • 3 итальянские кантаты, 15 мадригалов (утрачены)

Инструментальная музыка:

  • "12 избранных сонат" ("Duodena selectarum sonatarum") для 2 скрипок, виолы да гамба и бассо континуо (Нюрнберг, 1659)
  • "Священно-светский музыкальный концерт" ("Sacro-profanus concentus musicus") — 13 сонат для 2-8 инструментов и бассо континуо (Нюрнберг, 1662)
  • "Сонаты для одной струны" ("Sonatae unarum fidium") — 6 сонат для скрипки и бассо континуо (Нюрнберг, 1664)
  • "Арии для конного балета" ("Arie per il balletto a cavallo") — балетная музыка для "Соперничество воздуха и воды" ("Contesa dell'aria e dell'acqua") А. Бертали (Вена, 1667)
  • 150 балетных сюит
  • 80 сонат для 2-8 инструментов

Ноты сочинений Иоганна Генриха Шмельцера на сайте библиотеки IMSLP