Шмельцер, Иоганн Генрих
ок.1620 - 1683

Назад

Иоганн Генрих Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer) - Австрийский композитор, скрипач и дирижёр

Родился ок.1620 года, Шайббс, Нижняя Австрия - умер между 29 февраля и 20 марта 1680 года, Прага. 

Австрийский композитор и скрипач. Он был ведущим австрийским композитором инструментальной музыки до Бибера и внес значительный вклад в развитие сонат и сюит.

До недавнего времени описания его происхождения основывались на его прошении о повышении в звании от 1673 года, в котором он описывал своего отца (без упоминания его имени) как кадрового солдата, состоявшего на службе у императора Фердинанда III примерно с 1616 по 1645 год. Однако, согласно свидетельству о браке его сестры Евы Розины, датированному маем 1645 года, его отцом может быть Даниэль Шмельцер, пекарь по профессии и мещанин из Шейббса. Неизвестно, когда Шмельцер прибыл в Вену, и неизвестно, кто дал ему музыкальное образование, но представляется вероятным, что он учился у одного из наставников придворных учеников: Антонио Бертали, Буркхардта Куглера или Джованни Сансони. Самое раннее документальное свидетельство, относящееся к его первому браку 28 июня 1643 года, указывает на то, что он был музыкантом-корнетистом в венском Штефансдоме. Однако императорское постановление от 1674 года указывает на то, что он начал служить в придворной капелле в 1635-1666 годах, вероятно, как скрипач, и именно в этом качестве он пользовался наибольшей известностью на протяжении всей своей жизни. 1 октября 1649 года он был официально назначен скрипачом придворного оркестра. Его положение и функции в течение следующих двух десятилетий не совсем ясны. Ограниченная доступная информация указывает на то, что он написал много музыки и завоевывал все большую известность как скрипач и композитор. Так, в 1658 году он был включен в качестве дирижера инструментальной музыки в свиту Леопольда I, присутствовавшую на его коронации во Франкфурте. Три его основных сборника камерной музыки появились между 1659 и 1664 годами, а в 1660 году в своём дневнике Дж.Дж. Мюллер называл его "знаменитым и едва ли не самым выдающимся скрипачом во всей Европе”. О его близких отношениях с императором можно судить не только по тому, что он получал денежные подарки и золотые цепи (знак особого расположения), но и по тому, что император обращался к нему за помощью в подготовке своих собственных сочинений.

13 апреля 1671 года Шмельцер был назначен вице-капельмейстером при императорском дворе. Примерно с того же времени ему пришлось взять на себя львиную долю обязанностей капельмейстера Г.Ф. Санчеса, который много болел. Не может быть никаких сомнений в том, что его эффективность на этом посту в сочетании с его предыдущими достижениями и растущей известностью, а не предполагаемая военная служба его отца, побудили Леопольда I указом от 14 июня 1673 года удовлетворить его прошение о повышении в звании, после чего он добавил "фон Эренруф" к своему имени. Этот титул был также принят его сыновьями. Однако только после смерти Санчеса 24 ноября 1679 года он был официально назначен капельмейстером. В его прошении о назначении на этот пост, датированном 18 декабря 1679 года и поданном императору в Праге, куда двор переехал, спасаясь от свирепствовавшей в Вене чумы, содержалась просьба перенести это назначение на 1 июля, но оно было удовлетворено только 1 октября. Его наслаждение этим положением было недолгим. Он умер от чумы, которая тем временем достигла Праги. Смерть наступила между 29 февраля (датой первого представления оперы Антонио Драги "Терпение Сократа", музыку к которой он написал для балета) и 20 марта 1680 года (датой подачи петиции от имени его вдовы и детей).
У Шмельцера было трое сыновей, которые стали музыкантами. Старшим из них был Андреас Антон Шмельцер, двое других также обучались у него игре на скрипке. О Георге Йозефе (1655 - 1701), больше ничего не известно. Питер Клемент [Clement] (1672 - 1746) был принят в придворный оркестр указом от 12 августа 1692 года, но к 1729 году он потерял трудоспособность из-за травмы пальца; официально он вышел в отставку 30 июня 1740 года. 

Вместе со своими старшими современниками Санчесом и Бертали и своим младшим современником Драги, Шмельцер был одним из самых важных музыкантов при дворе Габсбургов примерно с 1655 по 1680 год. Он сочинял в разных жанрах, но выдающийся вклад Шмельцер внёс как сочинитель инструментальной музыки: балетные сюиты, которые он написал почти для всех спектаклей светской драматической музыки при дворе с 1665 по 1680 год, и камерная музыка.
Танцевальные номера или индивидуальные танцы были включены в аллегорические представления, которые произошли от рыцарских турниров и турниров более ранних времен, с переодеваниями и катанием на санях, в которых часто участвовали члены императорской семьи. Акцент в большинстве этих презентаций был явно сделан на с учётом визуального эффекта: нимфы, тритоны, кентавры, пажи, солдаты, персонажи комедии дель арте, духи и даже животные появлялись в богато украшенных костюмах на искусно украшенных декорациях и экипажах. Музыка, написанная официальными композиторами балета Вольфгангом Эбнером, Шмельцером и его сыном Андреасом Антоном и Дж.Дж. Хоффером, явно функциональна и предназначена для привлечения внимания к визуальному зрелищу и его аллегорическому значению, а также для обеспечения основы для исполнения стилизованных движений танцоров. Танцевальные сюиты Шмельцера включают в себя от двух до девяти отдельных танцев. Многие начинаются с интрады (или арии на входе) и заканчиваются ретирадой (или арии на выходе). Промежуточные танцы не придерживаются последовательной схемы, но представляют собой свободное чередование большого количества различных типов. Как и в случае с независимыми танцами Шмельцера, наиболее часто встречаются гальярда, бурре, сарабанда, жига, гавот, аллеманда и куранта, перемежающиеся с такими танцами, как трецца, фолиа, сальтарелло, мореска и тракканарио. Некоторые движения носят программные названия, среди них "Бауэрмадель", "Каччатори", "Баттальоне", "Май Блюмен", "Ария Венская" и "Балет франсезе". Термины "балет’ и "ария" используются в качестве общих описаний, а не для обозначения конкретного типа. В каждом отдельном типе присутствует большое мелодическое и ритмическое разнообразие, которое проистекает главным образом из использования Шмельцером избранных элементов австрийской народной музыки. Единство сюиты обычно обеспечивается с помощью мелодических связей, но здесь Шмельцер снова добился разнообразия, включив движения в тональности, не тесно связанные с ее тональным центром. Хотя большинство балетов из венских источников существуют только в частичной партитуре (верхний голос и бассо континуо), вся коллекция Кромержижа сохранилась в полной партитуре и показывает предпочтение Шмельцера струнному квартету (обычно скрипка и сопрано, альт и бас альты) или струнному квинтету (с дополнительной скрипкой или басом). Однако в некоторых известных случаях он отошел от этой практики и включил партии с пометкой "пиффари" (вероятно, шаумы), "корнетти", "кларини", "тромбе’, "тромбон" и "фаготти" в одиночной или полихоральной постановке.

С исторической точки зрения более важными являются шесть сонат для скрипки и континуо, составляющие его Sonatae unarum fidium (1664), самую раннюю публикацию, полностью посвященную этому жанру в немецкоязычных странах. Большинство его сонат в значительной степени основаны на вариационном принципе и состоят из нескольких коротких разделов, отличающихся размерами и темпом, но в сонатах для скрипки соло эти разделы расширены, что позволяет лучше продемонстрировать виртуозную технику. Вероятно, под влиянием Бертали и Марко Уччеллини Шмельцер включил в свои сонаты пассажи из быстрых гамм и арпеджио, охватывающие весь диапазон инструмента, но многоступенчатая и скордатурная настройка по-прежнему редки в его сонатах.
Как композитор Шмельцер (еще в 1760-х годах) привлек внимание епископа Ольмютца Карла Лихтенштейна-Кастелькорноа, который к 1669 году установил с ним переписку. Затем Шмельцер отправил множество работ епископу, от которого в архив Арчибискупского монастыря в Кромержиже поступило около 126 в основном уникальных работ. В контексте всего творчества Шмельцера светская драматическая музыка и немецкие песни должны рассматриваться как второстепенные. По-видимому, он написал свои многочисленные литургические произведения (большинство из них утеряно) в 1670-х годах, когда был заместителем капельмейстера. Те, что сохранились, демонстрируют венецианское влияние, столь распространенное среди его итальянских современников в Вене.
Шмельцер исторически значим в двух областях: будучи крупнейшим австрийским композитором инструментальной музыки до Бибера, он оказал влияние на развитие сюиты, а также сонаты в Австрии и Южной Германии; и его назначение первым австрийским капельмейстером при дворе Габсбургов в 17 веке положило начало все большему использованию местных, а не национальных музыкальных инструментов. чем импортный талант, который наиболее ярко проявился в первой половине 18-го века.

Ноты сочинений Иоганна Генриха Шмельцера на сайте библиотеки IMSLP