Шильдт, Мельхиор
1592 - 1667
Назад
Schildt, Melchior
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мельхиор Шильдт — немецкий композитор и органист. Он происходил из ганноверской семьи, четверо членов которой (его дед Гердт, его отец Антониус, его брат Людольф и он сам) в течение более чем 125 лет работали органистами в трех церквях Старого города Ганновера. После первоначального обучения музыке в Ганновере у своего отца и Андреаса Краппиуса, он отправился в декабре 1609 года в Амстердам для обучения у Свелинка, с которым оставался, вероятно, до конца 1612 года. Не сохранилось документов, относящихся к его деятельности в течение следующих десяти лет, но с 1623 по 1626 год он был органистом в церкви Святой Марии в Вольфенбюттеле, а с 1626 по 1629 год — придворным органистом короля Кристиана Четвертого в Копенгагене. После смерти своего отца в 1629 году он сменил его на посту органиста Маркткирхе в Ганновере и занимал эту должность до своей смерти.
Из северогерманских органистов поколения Шютца, учеников Свелинка, которые основали так называемую северогерманскую органную школу в первой половине семнадцатого века, Шильдт, наряду с Шейдеманном и Якобом Преториусом (младшим), является одним из тех, чьи сохранившиеся произведения выделяют их как композиторов с ярко выраженной индивидуальностью. За исключением одного вокального произведения, вся его сохранившаяся музыка написана для клавишных инструментов, и, как у других учеников Свелинка, большая ее часть состоит из органных произведений, основанных на хоралах. Из его произведений в этом жанре пятистрофный цикл "Господь Христос, единый Сын Божий" ("Herr Christ, der einig Gotts Sohn") стилистически все еще довольно близок к Свелинку, но в "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь"), 1-й тон ("Magnificat 1. toni"), его самом выдающемся и важном органном произведении, которое также состоит из пяти отдельных разделов, четко видны современные северогерманские формы хоральной фантазии и ричеркара. Это произведение, вероятно, было одним из ныне утраченного цикла обработок "Песнь Богородицы" Шильдта, сопоставимого с циклами Шейдта, Преториуса и Шейдеманна. Из его других клавирных произведений особенно прекрасна "Павана Слез" ("Pavana Lachrymae"). Это одна из многих клавирных аранжировок английских и континентальных композиторов первой пьесы из "Слезы" ("Lachrymae") Доуленда (1604 года), примечательная особенно выразительной окраской. Единственное сохранившееся вокальное произведение Шильдта — хоральный концерт "Ах, мой милый маленький Иисусе" ("Ach mein herzliebes Jesulein"). Это мастерский пример духовного концерта для голосов и инструментов. Как таковой, он обязан "Священным симфониям" ("Symphoniae sacrae") Шютца, но то, как Шильдт применил этот стиль к обработке хорала, чтобы обеспечить субъективное толкование содержания и эмоционального воздействия текста хорала, не имело прецедента. Качество и оригинальность этой пьесы делают утрату еще девяти его вокальных произведений, известных только по названиям, особенно досадной.
Вокальные произведения:
Органные произведения (обработки хоралов):
Клавирные произведения (вариации):
Прелюдии:
Анонимные обработки хоралов, приписываемые Шильдту:
Утраченные обработки хоралов:
Ноты сочинений Мельхиора Шильдта на сайте библиотеки IMSLP