Шикхардт, Иоганн Кристиан
1681 - 1762

Назад

Schickhardt, Johann Christian

  • Дата рождения: около 1681 года
  • Место рождения: Брауншвейг, Германия
  • Дата смерти: до 26 марта 1762 года
  • Место смерти: Лейден, Нидерланды

Биография

Иоганн Кристиан Шикхардт — немецкий композитор и инструменталист. Он получил музыкальное образование при герцогском дворе в Брауншвейге. Ранняя часть его карьеры прошла в Нидерландах на службе у Фридриха Гессен-Кассельского, Генриетты Амалии Ангальт-Дессауской и Йохана Виллема Фризо, принца Оранского. К 1711 году он был в Гамбурге, с которым его связывали Вальтер (1732) и Хокинс (1776), и жил там по крайней мере до 1718 года. Но к 1717 году у него были связи с Иоганном Фридрихом, графом Кастель-Руденхаузенским, и около 1719 года с Эрнстом Августом Саксен-Веймарским и принцем Леопольдом Ангальт-Кётенским. В начале 1720-х годов он, вероятно, был в Скандинавии. В 1732 году, недавно прибыв из Германии, он дал концерт в Лондоне, состоявший из его собственных концертов и камерной музыки для малой флейты (то есть блокфлейты). Он оставался в Лондоне достаточно долго, чтобы выпустить по подписке свой сборник из 24 сонат, сочинение 30, во всех тональностях; большинство подписчиков были голландцами, хотя местные включали таких известных лиц, как Гендель, П.А. Локателли, Пепуш и Де Феш. 12 его сюит для гитары появляются в рукописи, составленной Натанаэлем Дизелем, лютнистом при датском дворе в 1736–1744 годах, что предполагает связь с Копенгагеном. Он был прикреплен к Лейденскому университету в 1745 году; "Альбом студентов" за тот год указывает его возраст как 63 года. После его смерти дочь Шикхардта обратилась к властям университета за помощью с расходами на похороны, и из последующего акта Сената (26 марта 1762 года) видно, что он был магистром музыкальных искусств и членом Академии. Предположение Дарта о том, что Шикхардт был связан с лондонским изготовителем инструментов Ж.-Ж. Шухартом, оказалось необоснованным.

Творчество

Шикхардт имел тесные связи с Этьеном Роже, амстердамским издателем, и его преемниками, Жанной Роже и Мишелем-Шарлем Ле Сеном. Он не только предоставлял фирме постоянный поток оригинальных сочинений, но и действовал как ее гамбургский агент около 1712 года и предпринимал случайные редакционные проекты, такие как аранжировка опус 6 Корелли для двух блокфлейт и континуо. Будучи сам духовым исполнителем, Шикхардт создал учебные пособия как для блокфлейты, так и для гобоя. Но он был известен в основном своей камерной музыкой. Его сонаты, хотя и написанные в обычной, посткореллиевской идиоме, обнаруживают прекрасные мелодические дары, поразительные гармонические штрихи и генделевскую прямоту выражения. Широкую популярность этих произведений в начале восемнадцатого века подтверждает как поток публикаций из Амстердама, так и скорость, с которой они распространялись в Лондоне.

Произведения

Сольные сонаты с бассо континуо:

  • 7 как сочинение 1, для блокфлейты (1709/10)
  • 7 как сочинение 2, для гобоя или скрипки (1709/10)
  • 7 как сочинение 3, для блокфлейты (1709/10)
  • 6 как сочинение 8, для гобоя или скрипки (1710)
  • 12 как сочинение 17, для блокфлейты (около 1712–1715)
  • 6 как сочинение 20 номер 1, для флейты, гобоя или скрипки (1715)
  • 12 как сочинение 23, для блокфлейты (около 1719–1720)
  • 6 как сочинение 20 номер 2, для флейты, гобоя или скрипки (около 1723)
  • 6 как сочинение 24, для блокфлейты (около 1723–1724), утрачены
  • 6 как сочинение 25, для скрипки (около 1723–1724), утрачены
  • 24 как "Музыкальный алфавит" ("L’alphabet de la musique"), сочинение 30, для блокфлейты, флейты или скрипки (Лондон, около 1732)

Другие сонаты с бассо континуо:

  • "Сонаты" ("Sonates") для 2 блокфлейт, сочинение 4 (1710), утрачены
  • 6 как сочинение 5, для блокфлейты, 2 гобоев или скрипок, виолы да гамба (1710)
  • 6 как сочинение 6, для 2 блокфлейт (1710)
  • 12 как сочинение 7, для 2 гобоев или скрипок (1710)
  • 6 как сочинение 9, для 2 блокфлейт, бассо континуо по желанию (около 1710–1712)
  • 6 как сочинение 10, для 2 флейт, гобоев или скрипок, бассо континуо по желанию (около 1710–1712)
  • 6 как сочинение 14, для блокфлейты, гобоя или скрипки, виолы да гамба (около 1710–1712)
  • 12 как сочинение 16, для 2 блокфлейт (около 1710–1712)
  • 6 как сочинение 22, для 2 блокфлейт, гобоя (около 1717–1718)

Другие произведения:

  • "Сборник менуэтов" ("Recueil de menuets") для духового инструмента или гобоя и бассо континуо, сочинение 11 (около 1710–1712), утрачены
  • "Основы игры на флейте с 42 ариями для 2 флейт" ("Principes de la flûte avec 42 airs à 2 flûtes"), сочинение 12 (около 1710–1712)
  • 6 концертов для 2 скрипок, 2 гобоев или скрипок и бассо континуо, сочинение 13 (около 1710–1712)
  • "Основы игры на гобое, содержащие арии для 2 гобоев без баса" ("Principes du hautbois, contenant des airs à 2 hautbois sans basse"), сочинение 15 (около 1710–1712), утрачены
  • "Сборник избранных арий" ("Recueil d'airs choisis") для блокфлейты, сочинение 18 номер 1 (около 1712–1715), утрачены
  • 6 концертов для 4 блокфлейт и бассо континуо, сочинение 19 (около 1713–1715)
  • "Духовные арии лютеран" ("Airs spirituels des Luthériens") для 2 блокфлейт и бассо континуо, сочинение 21 (1715), утрачены
  • "Сборник арий в движении" ("Recueil d'airs de mouvement") для блокфлейты, сочинение 18 номер 2 (около 1718–1719)
  • 6 сонат для 2 флейт, аранжировка для блокфлейты, сочинение 26 (1727), утрачены

Инструментальные произведения, включенные в:

  • "Полный учитель гобоя" ("The Compleat Tutor to the Hautboy") (Лондон, около 1715)
  • "Полный мастер флейты" ("The Complete Flute Master") (Лондон, около 1760)
  • Дж. Висконти: "Арии" ("Airs") для 2 блокфлейт (2-е изд. 1710) [расширено произведениями Шикхардта]


Рукописи концертов, сюит, сольных и трио-сонат хранятся в библиотеках Германии, Великобритании, Швеции и Австрии.

Ноты сочинений Иоганна Кристиана Шикхардта на сайте библиотеки IMSLP