Шойенштуль, Михаэль
1705 - 1770
Назад
Michael Scheuenstuhl

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Михаэль Шойенштуль — немецкий композитор и органист. За исключением немногих деталей, записанных в труде Маттезона «Grundlage einer Ehren-Pforte» («Основание врат чести»), о жизни Шойенштуля известно мало. 7 мая 1722 года, в возрасте всего 17 лет, он стал органистом в резиденции Гогенлоэ в Вильгельмсдорфе. Семь лет спустя он переехал в Хоф, где служил органистом в церкви Святого Михаила с 29 октября 1729 года до своей смерти. С 1752 года он также занимал должность школьного учителя в местной школе для девочек.
Хотя Шойенштуль был органистом по профессии, он известен прежде всего своими клавирными произведениями, несколько из которых были опубликованы нюрнбергским издателем Бальтазаром Шмидтом в 1730–1740-х годах. Эти скромные сочинения были созданы для растущего рынка любителей музыки, а их беззаботный тон и галантный стиль обеспечили им популярность. Шойенштуль внёс вклад в развитие так называемой «мурки» (murky) — разновидности клавирной музыки, распространённой в Германии примерно с 1730 по 1800 год, главной особенностью которой (помимо мелодической выразительности) было использование фигурации ломаных октав в левой руке.
Его единственными крупномасштабными сочинениями стали клавирные концерты. Изначально Шойенштуль планировал издать шесть концертов, но, по-видимому, были опубликованы только три. Концерт соль минор для клавира без сопровождения сравнивали с «Итальянским концертом» Баха; музыковед Филипп Шпитта полагал, что работа Шойенштуля была напрямую вдохновлена сочинением Баха, однако, хотя оба концерта написаны в итальянской манере, нет свидетельств о более тесной связи между двумя композиторами.
Клавирные сочинения:
Утраченные сочинения:
Ноты сочинений Михаэля Шойенштуля на сайте библиотеки IMSLP