Шойенштуль, Михаэль
1705 - 1770

Назад

Michael Scheuenstuhl

  • Дата рождения: 3 марта 1705 года
  • Место рождения: Гуттенштеттен, Франкония, Германия
  • Дата смерти: 26 июля 1770 года
  • Место смерти: Хоф, Германия

Биография

Михаэль Шойенштуль — немецкий композитор и органист. За исключением немногих деталей, записанных в труде Маттезона «Grundlage einer Ehren-Pforte» («Основание врат чести»), о жизни Шойенштуля известно мало. 7 мая 1722 года, в возрасте всего 17 лет, он стал органистом в резиденции Гогенлоэ в Вильгельмсдорфе. Семь лет спустя он переехал в Хоф, где служил органистом в церкви Святого Михаила с 29 октября 1729 года до своей смерти. С 1752 года он также занимал должность школьного учителя в местной школе для девочек.

Творчество

Хотя Шойенштуль был органистом по профессии, он известен прежде всего своими клавирными произведениями, несколько из которых были опубликованы нюрнбергским издателем Бальтазаром Шмидтом в 1730–1740-х годах. Эти скромные сочинения были созданы для растущего рынка любителей музыки, а их беззаботный тон и галантный стиль обеспечили им популярность. Шойенштуль внёс вклад в развитие так называемой «мурки» (murky) — разновидности клавирной музыки, распространённой в Германии примерно с 1730 по 1800 год, главной особенностью которой (помимо мелодической выразительности) было использование фигурации ломаных октав в левой руке.

Его единственными крупномасштабными сочинениями стали клавирные концерты. Изначально Шойенштуль планировал издать шесть концертов, но, по-видимому, были опубликованы только три. Концерт соль минор для клавира без сопровождения сравнивали с «Итальянским концертом» Баха; музыковед Филипп Шпитта полагал, что работа Шойенштуля была напрямую вдохновлена сочинением Баха, однако, хотя оба концерта написаны в итальянской манере, нет свидетельств о более тесной связи между двумя композиторами.

Произведения

Клавирные сочинения:

  • «Sechs ganz Neue Galanterie-Stück, oder so genannte Murcki» (Шесть совершенно новых галантных пьес, или так называемые мурки) для клавира (Нюрнберг, 1737)
  • Концерт ре минор для клавира и оркестра (Нюрнберг, ок. 1738)
  • Концерт ля мажор для клавира и оркестра (Нюрнберг, ок. 1738)
  • Концерт соль минор для клавира (Нюрнберг, ок. 1740)
  • «Gemüths- und Ohr-ergötzende Clavier-Übung» (Упражнение для клавира, услаждающее душу и слух), часть I: шесть галантных партит (Нюрнберг, ок. 1743; 2-е изд. 1747)
  • «Gemüths- und Ohr-ergötzende Clavier-Übung» (Упражнение для клавира, услаждающее душу и слух), часть II: три большие галантные партиты (Нюрнберг, ок. 1744)
  • «Die beschäfftigte Muse Clio … und Ohrs eingerichtete III. Galanterie-Suiten auf das Clavier» (Занятая муза Клио… и три галантные сюиты для клавира, устроенные для слуха), новый том (Нюрнберг, 1745–1746)

Утраченные сочинения:

  • Соната для клавира (Хоф, 1736)

Ноты сочинений Михаэля Шойенштуля на сайте библиотеки IMSLP