Шенк, Йоханнес
1660 - 1710
Назад
Schenck, Johannes
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганнес Шенк — нидерландский композитор и виолист немецкого происхождения. При поддержке богатых граждан Амстердама он смог опубликовать свою музыку в прекрасных изданиях, что установило его как, возможно, самого важного нидерландского композитора второй половины семнадцатого века. Его исполнение на виоле восхвалялось в многочисленных стихах, в одном из которых утверждалось, что "никто не касался этого инструмента с большей деликатностью, чем он". Около 1696 года его слава обеспечила ему должность при дворе курфюрста Пфальца Иоганна Вильгельма Второго в Дюссельдорфе, самого являвшегося любителем игры на виоле. Карьера Шенка развивалась там и как придворного чиновника, достигнув кульминации в 1710 году назначением на пост камерного советника. Таким образом, он присутствовал на коронации в 1711 году императора Карла Шестого во Франкфурте. Возможно, он оставался на службе у Иоганна Вильгельма до самой его смерти в 1716 году.
Музыка Шенка для виолы составляет один из самых важных репертуаров, сочиненных для этого инструмента. Она верно отражает важные стилистические изменения, происходившие в то время в Северной Европе, которые не всегда работали на пользу Шенку как композитору. Его первый опубликованный сборник, "Время и искусство упражнений" ("Tyd en konst-oeffeningen", 1688), содержит технически требовательные сонаты, большинство из которых сопровождаются сюитой. Их виртуозность, кажется, отражает влияние английских виолистов (таких как Уильям Янг и Генри Батлер), немецкой скрипичной школы (И.И. Вальтер и Г.И.Ф. фон Бибер) и местной полифонической струнной музыки (Давид Петерсен и Каролюс Хакварт). Самое известное произведение Шенка, "Музыкальные шутки" ("Scherzi musicali"), опубликованное десятилетием позже, показывает французское влияние в его акценте на танцевальные движения и его более элегантном, хотя все еще требовательном, письме для виолы.
Музыка Шенка для виолы достигла кульминации в "Нимфы Рейна" ("Le nymphe di Rheno") и "Эхо Дуная" ("L'echo du Danube"). Первый состоит из дуэтов для двух равных виол, в которых относительно скромные технические требования могут отражать уровень посвященного, работодателя Шенка Иоганна Вильгельма. В шести амбициозных сонатах "Эхо Дуная" влияние современных итальянских струнных сонат является заметным. Солирующая бас-виола царит безраздельно, в то время как бассо континуо уменьшается в важности и опускается полностью из последних двух сонат. К сожалению, основная часть последнего опубликованного произведения Шенка, которое содержало двенадцать сонат для виолы и континуо, утрачена. Два издания включают скрипку. Одно из них, "Гармонический сад" ("Il giardino armonico"), утрачено; другое, "Сонаты для скрипки и виолоне или чембало" ("Suonate a violino e violone o cimbalo"), хотя опубликовано в 1699 году, является гораздо более ранним и содержит сборник пьес (сюиты, сонаты, фантазии и вариации) для скрипки и континуо, показывая композитора на перепутье различных национальных влияний и избегая крайнюю виртуозность музыки для виолы.
Шенк опубликовал три сборника песен на нидерландские тексты. Его дебютный сборник 1687 года содержит вокальные пьесы, написанные для оперы "Бахус, Церера и Венера" ("Bacchus, Ceres en Venus") на слова Говерта Бидлоо; довольно амбициозные "Королевские арфовые песни" ("Koninklyke harpliederen", партии для двух виол и континуо утрачены) и более скромные песни с континуо, опубликованные как "Манера пения" ("Zang-wyze"), оба содержат обработки религиозных стихов. С этими песнями Шенк внес важный вклад в кратковременный расцвет нидерландской художественной песни, а также нидерландской оперы, в конце семнадцатого века.
Инструментальные произведения:
Вокальные произведения:
Ноты сочинений Йоханнеса Шенка на сайте библиотеки IMSLP