Шенк, Йоханнес
1660 - 1710
Назад
Johannes Schenck

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганнес Шенк — нидерландский композитор и виолист немецкого происхождения. При поддержке богатых граждан Амстердама он смог опубликовать свою музыку в прекрасных изданиях, что установило его как, возможно, самого важного нидерландского композитора второй половины семнадцатого века. Его исполнение на виоле восхвалялось в многочисленных стихах, в одном из которых утверждалось, что «никто не касался этого инструмента с большей деликатностью, чем он». Около 1696 года его слава обеспечила ему должность при дворе курфюрста Пфальца Иоганна Вильгельма Второго в Дюссельдорфе, самого являвшегося любителем игры на виоле. Карьера Шенка развивалась там и как придворного чиновника, достигнув кульминации в 1710 году назначением на пост камерного советника. Таким образом, он присутствовал на коронации в 1711 году императора Карла Шестого во Франкфурте. Возможно, он оставался на службе у Иоганна Вильгельма до самой его смерти в 1716 году.
Музыка Шенка для виолы составляет один из самых важных репертуаров, сочиненных для этого инструмента. Она верно отражает важные стилистические изменения, происходившие в то время в Северной Европе, которые не всегда работали на пользу Шенку как композитору. Его первый опубликованный сборник, "Tyd en konst-oeffeningen" ("Время и искусство упражнений", 1688), содержит технически требовательные сонаты, большинство из которых сопровождаются сюитой. Их виртуозность, кажется, отражает влияние английских виолистов (таких как Уильям Янг и Генри Батлер), немецкой скрипичной школы (И.И. Вальтер и Г.И.Ф. фон Бибер) и местной полифонической струнной музыки (Давид Петерсен и Каролюс Хакварт). Самое известное произведение Шенка, "Scherzi musicali" ("Музыкальные шутки"), опубликованное десятилетием позже, показывает французское влияние в его акценте на танцевальные движения и его более элегантном, хотя все еще требовательном, письме для виолы.
Музыка Шенка для виолы достигла кульминации в "Le nymphe di Rheno" ("Нимфы Рейна") и "L'echo du Danube" ("Эхо Дуная"). Первый состоит из дуэтов для двух равных виол, в которых относительно скромные технические требования могут отражать уровень посвященного, работодателя Шенка Иоганна Вильгельма. В шести амбициозных сонатах "L'echo du Danube" влияние современных итальянских струнных сонат является prominent. Солирующая бас-виола царит безраздельно, в то время как бассо континуо уменьшается в важности и опускается полностью из последних двух сонат. К сожалению, основная часть последнего опубликованного произведения Шенка, которое содержало двенадцать сонат для виолы и континуо, утрачена. Два издания включают скрипку. Одно из них, "Il giardino armonico" ("Гармонический сад"), утрачено; другое, "Suonate a violino e violone o cimbalo" ("Сонаты для скрипки и виолоне или чембало"), хотя опубликовано в 1699 году, является гораздо более ранним и содержит сборник пьес (сюиты, сонаты, фантазии и вариации) для скрипки и континуо, показывая композитора на перепутье различных национальных влияний и избегая крайнюю виртуозность музыки для виолы.
Шенк опубликовал три сборника песен на нидерландские тексты. Его дебютный сборник 1687 года содержит вокальные пьесы, написанные для оперы "Bacchus, Ceres en Venus" ("Бахус, Церера и Венера") на слова Говерта Бидлоо; довольно амбициозные "Koninklyke harpliederen" ("Королевские арфовые песни", партии для двух виол и континуо утрачены) и более скромные песни с континуо, опубликованные как "Zang-wyze" ("Манера пения"), оба содержат обработки религиозных стихов. С этими песнями Шенк внес важный вклад в кратковременный расцвет нидерландской художественной песни, а также нидерландской оперы, в конце семнадцатого века.
Инструментальные произведения:
Вокальные произведения:
Ноты сочинений Йоханнеса Шенка на сайте библиотеки IMSLP