Шелле, Иоганн
1648 - 1701
Назад
Johann Schelle

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Шелле родился в уважаемой музыкальной семье, его отец был кантором и школьным учителем в Гайзинге. В 1655 году он поступил в хор придворной капеллы в Дрездене под руководством Генриха Шютца; два года спустя он был отправлен в герцогский двор в Вольфенбюттеле, где Шютц в то время был капельмейстером заочно. Он хорошо проявил себя там и, когда его голос сломался, продолжил образование в Лейпциге, поступив в школу Святого Фомы при Кнупфере в 1665 году и позже посещая университет. В октябре 1670 года он занял пост кантора в близлежащем Айленбурге, будучи рекомендованным Кнупфером как опытный исполнитель, особенно на клавишных инструментах, с опытом преподавания и композиции. Шелле оставался в дружеских отношениях с Кнупфером (который был крестным отцом одного из его детей) и в конечном итоге сменил его на посту кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге 31 января 1677 года. Должность подразумевала также пост Директора музыки города, ответственность за музыку в церкви Святого Николая и, после 1679 года, в церкви Святого Павла (по академическим случаям), а также преподавательские обязанности в школе Святого Фомы по музыке, латыни и катехизису. В 1699 году Шелле также подал заявку на пост музыкального директора в Новой церкви в Лейпциге, но неясно, был ли он фактически назначен.
Назначение Шелле произошло против воли мэра Лоренца фон Адлерсхельма, который поддерживал Георга Блейера, одного из 11 соперничающих кандидатов, и который оставался враждебно настроенным по отношению к Шелле и изменениям, которые он вводил в музыкальное содержание служб в церкви Святого Фомы. Дело дошло до кульминации, когда Шелле заменил латинские сочинения, написанные итальянскими мастерами, которые обычно исполнялись после утреннего Евангелия, музыкой на немецкие тексты; последние часто принимали форму кантаты, основанной на евангельском чтении, с вставкой соответствующих строф песни или других рифмованных текстов. Адлерсхельм приказал кантору восстановить латинские обработки на рождественский сезон 1683 года, но его желание было отвергнуто городским советом, который решил в пользу Шелле. Продолжение этой практики стало таким образом возможным, и это стало одним из самых важных достижений Шелле: он ввел в протестантскую литургию в Лейпциге не только евангельскую кантату на немецкие тексты, но и позднее хоральную кантату. Хоральная кантата аналогичным образом предназначалась для изложения учения Евангелия и исполнялась непосредственно после него; затем следовала проповедь, после которой тот же хорал пела вся община. Эта процедура была установлена совместными усилиями Шелле и пастора церкви Святого Фомы, И.Б. Карпцова. Обработка Шелле хорала "Vom Himmel kam der Engel Schar" ("С небес пришло ангельское воинство"), вероятно, предназначалась для такого рода исполнения, поскольку хорал сохраняется в целости и был бы легко узнаваем общиной. Он, кажется, мало участвовал в ожесточенных теологических спорах, которые происходили в Лейпциге в 1680-х годах между ортодоксальными лютеранами во главе с Карпцовым и пиетистами, хотя он и выказал свои симпатии к последним, написав некоторые мелодии для "Der andächtige Student" ("Благочестивый студент"), сборника духовных гимнов и молитв, составленного Иоахимом Феллером. Ко времени его смерти моральный дух школы Святого Фомы был в упадке, подорван духом недовольства и отсутствием дисциплины; хотя он никоим образом не был единолично ответственным за это положение дел, он не оставил легкой задачи своему преемнику и кузену, Иоганну Кунау. Ректор университета зачитал его похоронную речь, и Кунау сочинил некролог в его память; оба документа сохранились и содержат ценную биографическую информацию.
Сочинения Шелле состоят почти полностью из духовных произведений, большинство из них на немецкие тексты. Из 167 заголовков, перечисленных Шерингом, относительно немногие сохранились, и лишь горстка мотетов была опубликована при его жизни. Однако его годовой цикл кантат широко распространялся в рукописи. Важность его работы заключается в его развитии духовной кантаты, как он перенял ее от Кнупфера, и в его предпочтении современной и иногда даже экспериментальной поэзии. Основная, наиболее распространенная обработка была для пятиголосного хора (SSATB) в сопровождении двух скрипок, двух альтов и фагота с генерал-басом, но есть много примеров более сложных составов, представляющих великолепную полноту звука, который был одной из особенностей лейпцигской праздничной кантаты. Кантаты Шелле были направлены на популярность в гораздо большей степени, чем у его предшественника, Кнупфера. Он намеренно упростил строгую контрапунктическую фактуру, часто удваивая голоса инструментами в верхней октаве; таким образом, даже в полностью оркестрованных пьесах он редко превышал пять реальных голосов. Также он регулярно включал в свои кантаты гармонизации хоралов из гимнария Готфрида Фопелиуса (Лейпциг, 1682), которые должны были быть знакомы общине. Наконец, он использовал речитативы и арии, которые напоминают современный ему стиль немецкой оперы. Этими средствами он расширил границы традиционного церковного стиля, и, отдавая предпочтение стилистическому разнообразию, он отличился от композиторов предыдущих поколений и обеспечил жизненно важные предпосылки для развития немецкой церковной кантаты в начале XVIII века.
В то время как хоральные кантаты являются одними из самых блестящих и впечатляющих произведений Шелле, именно обработки библейских текстов – в основном из псалмов и Евангелий – представляют его самые индивидуальные и глубокие достижения. Очень немногие из евангельских кантат сохранились; из обработок псалмов самой сложной является 26-голосная "Lobe den Herrn" ("Хвали, душа моя, Господа"), предположительно написанная для какого-то важного события в Лейпциге. Написанная для трех инструментальных и двух вокальных групп (обозначенных как "концертино" и "а капелла"), блеск звука усиливается использованием квартета кларино и двух корнетино. Хоровое письмо раскрывает как контрапунктическое мастерство, так и удовольствие от массивных, гомофонных эффектов, часто на очень простой гармонической основе. Впечатляюще развитые кульминации и широкая структура финальной фуги (особая черта Шелле) эффективно сбалансированы деликатным и изобразительным письмом в сольных эпизодах. Структура хоральных кантат, таких как "Vom Himmel kam der Engel Schar", с ее индивидуальной обработкой каждого куплета, distinctive инструментальным стилем, сохранением хорала как целого и сольным украшением мелодии, вполне могла повлиять на Баха в его поздней трактовке формы. Шелле также разделял с Бахом глубокое осознание значимости библейского текста и сознательное желание придать ему наиболее полное возможное выражение в своей музыке.
Духовная музыка на латинском языке:
Духовные концерты (на немецком языке):
Мотеты:
Светские кантаты: (все утрачены)
Разное:
Ноты сочинений Иоганна Шелле на сайте библиотеки IMSLP