Шейн, Иоганн Герман
1586 - 1630

Назад

Schein, Johann Hermann

  • Дата рождения: 20 января 1586 года
  • Место рождения: Грюнхайн, близ Аннаберга (ныне Аннаберг-Буххольц), Саксония
  • Дата смерти: 19 ноября 1630 года
  • Место смерти: Лейпциг, Саксония

Биография

Иоганн Герман Шейн — немецкий композитор и поэт эпохи барокко, важный предшественник Иоганна Себастьяна Баха на посту кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге. Он был одним из первых немецких композиторов, кто успешно соединил стиль итальянского мадригала, монодии и концерта с традиционными элементами лютеранской церковной музыки.

После смерти его отца, пастора и бывшего школьного учителя, в 1593 году семья Шейна переехала в Дрезден, откуда они изначально были родом. Там, в возрасте 13 лет, его приняли сопрано в придворную капеллу курфюрста Саксонии. Уже имея базовые познания в музыке, он получил дальнейшее образование в области теории и практики от капельмейстера Рогиера Михаэля и познакомился с обширным репертуаром светской и духовной хоровой музыки на латыни, немецком и итальянском языках. Он отличился не только в музыке, но и в других науках, и после краткого обучения в Лейпцигском университете он был принят 18 мая 1603 года в школу-интернат Шульпфорта близ Наумбурга, элитную школу, специализировавшуюся на музыке и гуманитарных науках. Он прибыл туда сразу после того, как Эрхард Боденшатц перестал быть ее кантором. Боденшатц составил свой знаменитый сборник мотетов "Цветник из Шульпфорты" ("Florilegium Portense") (1618–1621; первая часть вышла в другой форме и под другим названием в 1603 году) для просвещения студентов, которые пели мотеты до и после трапез. Шейн, должно быть, был тщательно знаком с этим репертуаром, хотя фактически его обучали музыке преемники Боденшатца: сначала Бартоломеус Шер, а затем, с 1606 года, Мартин Рот. Он покинул Шульпфорту 26 апреля 1607 года, вернулся в Дрезден и в 1608 году поступил в Лейпцигский университет со стипендией от курфюрста для изучения права и свободных искусств; он оставался там в течение четырех лет. Кантором церкви Святого Фомы в это время был Сетус Кальвизий, который предшествовал Боденшатцу на посту кантора в Шульпфорте. Первая публикация Шейна, "Венок Венеры" ("Venus Kräntzlein"), появилась в 1609 году.

Жена Шейна умерла в результате осложнений после родов 30 июня 1624 года; его песня "Веселись, душа моя" ("Sei fröhlich, meine Seele") была исполнена на похоронах 2 июля. Он женился во второй раз 22 февраля 1625 года; его новой невестой стала Элизабет фон дер Перре, дочь художника, работавшего над украшением органа в церкви Святого Николая. По крайней мере четверо из пятерых детей от этого брака также умерли в младенчестве. В дополнение к горестям в семейной жизни Шейн страдал от плохого здоровья: его мучили туберкулез, подагра, цинга и камни в почках. Болезнь заставила его отменить исполнение крупного сочинения, написанного для юбилея Реформации 1617 года, и отложить публикацию первой части "Новая оперка" ("Opella nova"); она также, по-видимому, истощила его творческую энергию примерно с 1626 года. Две поездки на источники в Карлсбаде (Карловы Вары) не помогли, и он умер в возрасте 44 лет. Иоганн Хёпнер, пастор церкви Святого Николая, проповедовал на его похоронах, и проповедь (перепечатана у Спитты) включает рассказ о его жизни, который предоставляет ценную биографическую информацию. Его преемником на посту кантора церкви Святого Фомы стал Тобиас Михаэль, сын Рогиера Михаэля.

Еще в 1691 году В.К. Принц все еще называл Шютца, Шейна и Шайдта ведущими немецкими композиторами своего времени. Они все родились между 1585 и 1587 годами, работали в непосредственной близости друг от друга и были знакомы. Наиболее тесная дружба была между Шейном и Шютцем; Шютц навестил Шейна на смертном одре и по его просьбе сочинил мотет на текст "Истинно, истинно говорю вам" ("Das ist je gewisslich wahr"), опубликованный отдельно (SWV 277) в 1631 году и переработанный (SWV 388) в сборнике Шютца "Духовная хоровая музыка" ("Geistliche Chor-Music"), 1648 год. Много параллелей в ранней карьере этих двух композиторов, родившихся с разницей в четыре месяца и на расстоянии 80 км друг от друга. Оба начинали как хористы с талантом, который привлек внимание знатного покровителя, поддержавшего их образование, оба изучали право и, как композиторы, оба отличились выразительным изложением библейского языка Лютера для нескольких голосов с инструментальным сопровождением. Несколько очевидных различий помогают объяснить большее значение, которое история уделила Шютцу: обширные международные путешествия, включая периоды учебы в Италии; более престижные должности; лучшее здоровье и гораздо более долгая жизнь.

Творчество

Шейн был прежде всего композитором для голоса и в равной степени посвящал себя как духовной, так и светской музыке. В предисловии к сборнику "Музыкальный банкет" ("Banchetto musicale", 1617) он объявил о своем намерении публиковать музыку для богослужения и для светских собраний в регулярном чередовании и сохранял эту практику в течение последующих продуктивных лет. Стилистические категории его музыки пересекают границу между духовным и светским: в каждом случае есть ранняя хоровая работа без генерал-баса ("Сионская цимбала" ("Cymbalum Sionium") и "Венок Венеры" ("Venus Kräntzlein")) и несколько сборников концертов для нескольких голосов и генерал-баса ("Новая оперка" ("Opella nova") и "Лесная музыка" ("Musica boscareccia")), обрамляющих сборник мадригалов с генерал-басом ("Фонтан Израиля" или "Источник Израиля" ("Fontana d'Israel" или "Israelis Brünlein") и "Пастушеские утехи" ("Diletti pastorali")). Хотя музыкальные техники схожи, духовные произведения отличаются большей экспрессивной интенсивностью.

Вокальные произведения

Духовная музыка

Свой первый сборник духовной музыки, "Сионский кимвал" ("Cymbalum Sionium"), Шейн отправил издателю в апреле 1615 года, незадолго до вступления в должность капельмейстера в Веймаре. Тексты этих 30 мотетов в основном библейские и равномерно разделены между латинскими и немецкими. Музыка демонстрирует большее стилистическое разнообразие, чем любая другая коллекция Шейна, что позволяет предположить, что он писал их в течение примерно десяти лет, вплоть до своей учебы в Шульпфорте. Ряд из них стилистически тесно связаны с мотетами Боденшатца, Кальвизия, Хандля и Лассо, содержащимися в сборнике "Цветник из Шульпфорты" ("Florilegium Portense"). Другие, особенно те, что положены на немецкие тексты, выполнены в более прогрессивном стиле, менее контрапунктические и с более пристальным вниманием к деталям текста. Состав варьируется от пяти вокальных партий (два сопрано, альт, тенор и бас) до полихоральных произведений на восемь и двенадцать голосов.

Публикация первой части "Новые маленькие работы" ("Opella nova") в 1618 году ознаменовала решительный поворотный пункт в стиле Шейна. Это был его первый сборник духовных концертов с генерал-басом, и он является одним из наиболее важных ранних примеров этого жанра в Германии. Содержание до некоторой степени смоделировано по образцу "Сто церковных концертов" ("Cento concerti ecclesiastici", 1602) Виаданы, который был напечатан в Германии в 1609 году и был, возможно, даже более влиятельным там, чем в Италии. Шейн отсылал исполнителя генерал-баса к Виадане за инструкциями по реализации баса. Однако его концерты значительно отличаются от виадановских тем, что большинство из них основаны на лютеранских хоралах. В большинстве случаев кантус фирмус фрагментирован и перебрасывается между двумя сопрано над инструментальным басом; пять концертов для основных праздников имеют теноровую партию с хоралом в полных фразах и более длинных нотах. Хотя введение Шейна гласит, что бас может исполняться либо на басовом инструменте (тромбон, фагот, виола да гамба), либо на гармоническом инструменте (орган, клавесин, теорба), существуют две отдельные басовые партии, и совершенно ясно, что концерты были задуманы с учетом реализации генерал-баса. В предисловии ко второй части "Новые маленькие работы" ("Opella nova") (1626) он отметил, что там, где поет только один голос, лучше иметь два реализующих инструмента, щипковый инструмент в дополнение к органу. Вторая часть заметно отличается от первой как по содержанию, так и по составу. Только треть пьес основана на хоралах, в обработках, в целом схожих с теми, что в первой книге; большинство же теперь составляют библейские тексты, представленные различными способами, включая сольный голос с облигатными инструментами и контрасты солист-тутти. Освободившись от зависимости от мелодий хоралов, концерты стали длиннее, богаче по инструментовке и гораздо более выразительными в отношении текста. Диалог Благовещения "Радуйся, Мария, благодатная" ("Maria, gegrüsset seist du, Holdselige") является одним из лучших примеров ранней барочной библейской монодии в Германии.

Шейн уже достиг выразительных высот в духовной музыке с публикацией 1623 года "Источник Израиля" ("Fontana d'Israel" или "Israelis Brünlein"), сборника пьес, сочиненных особым, изящным итальянским мадригальным способом. Тексты в основном из Ветхого Завета, и все, кроме одного, написаны для пяти голосов (два сопрано, альт, тенор и бас) и генерал-баса. На титульном листе указано, что они могут исполняться либо только певцами и инструментами, либо с органом или клавесином. Генерал-бас не действительно необходим: это бассо секвенте, удваивающий самую низкую звучащую партию, и редко поют менее трех голосов. Мадригальная манера отсылает к особой тщательности, с которой подана каждая фраза текста, хотя это сделано скорее с помощью музыкально-риторических фигур немецкой гуманистической музыкальной поэтики, чем с помощью крайней звукоподражательности итальянского мадригала. Мадригалы Шейна также менее контрапунктические, чем классические итальянские мадригалы, и во многочисленных случаях он разделял голоса на две группы, с альтом, участвующим в обеих. Его использование необычных интервалов и диссонантных гармонических фигур, особенно уменьшенной кварты, встречается в этом сборнике чаще, чем в любом другом. Он стоит наравне с "Духовная хоровая музыка" ("Geistliche Chor-Music") Шютца как один из шедевров ранней барочной хоровой музыки в Германии.

Последним сборником духовной музыки Шейна было "Песенник" ("Cantional"). Традиция аранжировки лютеранских гимнов в четырехголосной гармонии с мелодией в сопрано началась с Лукаса Озиандера в 1586 году и к тому времени процветала. Сборник Шейна заменил "Гармония церковных песнопений" ("Harmonia cantionum ecclesiasticarum"), изданный Кальвизием, его предшественником на посту кантора, в 1597 году. Он был крупнейшим на тот момент и включал большинство гимнов, используемых в Лейпциге в то время, расположенных в соответствии с литургическим использованием или поводом. Он был первым, кто ввел цифровки в басовую партию для использования органистами, инструменталистами и лютнистами. Собирая "Песенник", он принимал различные роли: редактора, аранжировщика, автора и композитора. Для большинства гимнов он написал новые гармонизации, иногда внося незначительные изменения (часто хроматические) в мелодию, иногда заменяя существующую мелодию на новую, собственную. Кроме того, есть 41 гимн с текстом, мелодией и обработкой самого Шейна. Большинство из них либо парафразы псалмов, либо погребальные гимны или песни, пять (номера 245–249) для членов его собственной семьи. В 1645 году Тобиас Михаэль, преемник Шейна на посту кантора, подготовил второе издание "Песенник", добавив еще 22 погребальные пьесы Шейна и четыре своих собственных. Хотя многие гимны Шейна были включены в более поздние гимнарии семнадцатого и восемнадцатого веков, только один до сих пор находится в общем употреблении: "Поступи со мною, Боже, по милости Твоей" ("Mach's mit mir Gott nach deiner Güt"), основанный на более ранней мелодии и впервые опубликованный с текстом Шейна как погребальная пьеса в 1628 году.

Вокальные произведения

Светская музыка

Шейн сам писал тексты для всей своей светской музыки. Его первый сборник, "Венок Венеры" ("Venus Kräntzlein"), был опубликован, когда он еще был студентом Лейпцигского университета, и, несомненно, отражает неформальное музицирование студентов. 17 вокальных пьес в основном следуют традиции немецкой народной песни как в тексте, так и в музыке. Все, кроме одной, написаны для пяти голосов (два сопрано, альт, тенор и бас) и в простом гомофонном стиле с мелодией в верхнем голосе. Это короткие, силлабические обработки в бинарной форме с небольшим повторением текста, стилистически обязанные сборнику "Садоуслады" ("Lustgarten", 1601) Ханса Лео Хасслера и с едва заметным намеком на индивидуальность более поздних произведений Шейна.

"Лесная музыка" или "Лесные песенки" ("Musica boscareccia" или "Wald-Liederlein") вышла в трех частях (в 1621, 1626 и 1628 годах), которые все схожи по стилю. Это были безусловно самые популярные сборники Шейна, выдержавшие многочисленные переиздания вплоть до 1643 года и в конечном счете в форме духовных контрафактур Экхарда Лейхнера под названием "Духовная лесная музыка" ("Musica boscareccia sacra", 1644–1651). Тексты представляют собой большое изменение по сравнению с "Венок Венеры" как по содержанию, так и по стилю. Поэмы населены персонажами, взятыми из итальянской пасторальной традиции: пастухами и пастушками Коридоном и Филидой, Миртилло и Делией, а также божествами Амором или Купидоном, Фебом, Паном и Венерой. Литературный стиль доминировал риторическими фигурами, такими как восклицание, повторение и метафора, часто сочетаясь с соответствующей музыкальной фигурой. Обработки все написаны для двух сопрано и баса, который одновременно и текстурирован, и цифрован. В своем предисловии Шейн описал шесть способов их исполнения, начиная от трех певцов без генерал-баса или с различными вокальными и инструментальными комбинациями и заканчивая одним сопрано в сопровождении только генерал-баса. Таким образом, они принадлежат двум традициям: поздней итальянской вилланелле, как признал Шейн на титульном листе, и малому концерту. Тот же состав для двух сопрано и баса часто встречается в первой части "Новые маленькие работы"; две партии сопрано трактуются практически одинаково в обоих сборниках, но басовая партия в "Лесная музыка" более вокальна по характеру и более тесно связана мотивно с верхними голосами, часто в параллельных терциях или децимах.

"Пастушеские утехи" или "Пастушья радость" ("Diletti pastorali" или "Hirten Lust", 1624) Шейна — это первый опубликованный сборник немецких мадригалов с генерал-басом, светский аналог "Источник Израиля" ("Fontana d'Israel" или "Israelis Brünlein"), который появился годом ранее. Поэзия схожа с поэзией "Лесная музыка", но с еще более тесной опорой на итальянскую пасторальную традицию, вплоть до близкого подражания фактическим метрическим и рифменным схемам, используемым Тассо и Гуарини. Музыка, естественно, намного легче, чем в "Источник Израиля", но схожа по фактуре; мадригалы написаны для пяти голосов (два сопрано, альт, тенор и бас) и генерал-баса, и, хотя Шейн не дал инструкций по исполнению, генерал-бас одинаково необязателен. Самое важное изменение по сравнению с "Лесная музыка" — это отказ от строфической формы; это позволило ему специально положить на музыку каждую фразу текста, не беспокоясь о том, как музыка подойдет к последующим строфам. Поэт и композитор более полностью интегрированы здесь, чем в любом из его других сборников, и Раухе каталогизировал большое количество как риторических, так и музыкальных фигур, которые связаны друг с другом различными способами.

"Студенческое пиршество" ("Studenten-Schmauss", 1626) прерывает регулярное чередование светских и духовных сборников и представляет собой возвращение к стилю "Венок Венеры". Он состоит из пяти простых и восхитительных застольных песен для пяти голосов (два сопрано, альт, тенор и бас), с цифрованным вокальным басом. Своей приземленностью они служат для подчеркивания степени, в которой духовное и светское были переплетены в творчестве Шейна.

Музыка для особых случаев

Шейну заказывали музыку для многочисленных событий, в основном свадеб и похорон. Согласно обычаю того времени, эти пьесы публиковались отдельно небольшим тиражом, и ряд этих изданий, охватывающих период с 1617 по 1630 год, до сих пор сохранился. Во многих случаях пьеса позже публиковалась в одном из сборников, часто в переработанном виде, а иногда и полностью пересочинялась: сохранившиеся конкордансы указывают, что похоронная музыка в основном вошла в "Песенник" ("Cantional"), а свадебная музыка — в "Лесная музыка" ("Musica boscareccia") или "Пастушеские утехи" ("Diletti pastorali"). Свадебные пьесы могли быть как духовными, так и светскими. Хотя большинство из них — светские трио, похожие на "Лесная музыка", существуют и крупные полихоральные обработки текстов псалмов. Шейн заявил в предисловии к "Источник Израиля" ("Fontana d'Israel"), что многие его содержания изначально были произведениями для особых случаев; хотя ни одна не сохранилась в отдельном издании, многие тексты подходят для свадьбы или похорон. То же самое можно сказать и о "Сионский кимвал" ("Cymbalum Sionium"). Самая ранняя сохранившаяся похоронная пьеса, "Я буду молчать" ("Ich will schweigen"), сочиненная в 1617 году для похорон Доротеи, герцогини Саксонской, предвосхищает стиль "Источник Израиля". Шейн также сочинял музыку для других событий, таких как ежегодная инаугурация нового городского совета. Одна такая пьеса, "Да услышит тебя, Господи" ("Exaudiat te, Dominus"), была сочинена для инаугурации нового ректора университета в 1624 году и два года спустя вошла во вторую часть "Новые маленькие работы" ("Opella nova").

Инструментальные произведения

Инструментальная музыка составляет лишь небольшую часть творческого наследия Шейна. Тем не менее, его единственный инструментальный сборник "Музыкальный банкет" ("Banchetto musicale", 1617) знаменует собой высшую точку в истории вариационной сюиты. Хотя он не называл их сюитами, существует 20 пронумерованных групп паваны, гальярды, куранты и аллеманды, которые расположены так, что они соответствуют друг другу как по ладу, так и по изобретению, если цитировать собственное описание Шейна. После каждой аллеманды также следует трипла, но из как заглавия, так и из расположения на странице ясно, что Шейн не считал это отдельной частью. Вариационность происходит на двух уровнях в этих сюитах. Трипла представляет собой строгую пропорцию к аллеманде, простое переложение той же музыки в трехдольном размере. Другие три части также разделяют музыкальные мотивы с аллемандой, но здесь связь гораздо свободнее, и нет соответствия такт за тактом. Хотя непосредственным предшественником сборника Шейна были "Новые падуаны, интрады, танцы и гальярды" ("Newe Padouan, Intrada, Däntz unnd Galliarda", 1611) Пауля Пойерля, оба явно уходят корнями в двудольные-трехдольные танцевальные пары шестнадцатого века. Сюиты Шейна фактически представляют собой комбинацию двух таких пар, павана-гальярда и аллеманда-трипла, разделенных одной курантой. Аллеманда и трипла близки к реальной танцевальной музыке, четырехголосные, гомофонные и в народном стиле; павана и гальярда — пятиголосные, стилизованные и контрапунктические; куранта занимает промежуточное положение, в размере 6/4, но с небольшим намеком на гемиолию, которая позже станет характеризовать этот танец. Сюиты можно было играть на любых инструментах, но предпочтительно на виолах и, вероятно, они были сочинены в качестве музыки застолья в Вайсенфельсе и Веймаре. При отсутствии партии генерал-баса, "Музыкальный банкет" является последним из сборников Шейна в стиле пратика; однако гармоническая смелость его позднего стиля уже очевидна, и он объявил здесь, что его следующая публикация ("Новые маленькие работы" ("Opella nova"), часть I) будет содержать генерал-бас для органа.

Единственные другие инструментальные пьесы Шейна приложены к его более ранним вокальным сборникам. Три канцоны, особенно одна в "Сионский кимвал" ("Cymbalum Sionium"), сравнимы с канцонами Джованни Габриели и являются прекрасными ранними образцами немецкого инструментального фугированного искусства.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Сионский кимвал" ("Cymbalum Sionium") — мотеты (1615)
  • "Новые маленькие работы. Духовные концерты" ("Opella nova. Geistliche Concerten") — Часть I (1618), Часть II (1626)
  • "Источник Израиля" ("Fontana d'Israel. Israels Brünnlein") — духовные мадригалы на библейские тексты (1623)
  • "Песенник" ("Cantional") — обработки хоралов (1627, расширено 1645)

Светская вокальная музыка:

  • "Венок Венеры" ("Venus Kräntzlein") — светские песни и мадригалы (1609)
  • "Лесная музыка" ("Musica boscareccia") — светские мадригалы и песни, части 1-3 (1621, 1626, 1628)
  • "Пастушеские утехи" ("Diletti pastorali") — пасторальные мадригалы (1624)
  • "Студенческое пиршество" ("Studenten-Schmauss") — застольные песни (1626)

Инструментальная музыка:

  • "Музыкальный банкет" ("Banchetto musicale") — 20 вариационных сюит для инструментального ансамбля (1617)
  • Инструментальные канцоны в сборниках "Сионский кимвал" ("Cymbalum Sionium") и других вокальных коллекциях

Ноты сочинений Иоганна Германа Шейна на сайте библиотеки IMSLP