Шайдт, Готфрид
1593 - 1661

Назад

Scheidt, Gottfried

  • Дата рождения: 20 сентября 1593 года
  • Место рождения: Галле, Саксония
  • Дата смерти: похоронен 3 июня 1661 года
  • Место смерти: Альтенбург, Саксония

Биография

Готфрид Шайдт был немецким композитором и органистом, младшим братом Самуэля Шайдта. С 1611 по 1615 год он обучался у Яна Питерсзона Свелинка в Амстердаме. По возвращении в Галле продолжил обучение, в числе его учителей был и его брат. В 1617 году он стал органистом при герцогском дворе в Альтенбурге. В 1622 году, по настоянию своего брата, который сам отказался от этой должности, он подал заявку на пост главного органиста в церкви Святой Марии в Данциге (Гданьске); ему пришлось оставаться там до 1623 года для прохождения испытаний, в ходе которых предпочтение было отдано Паулю Зиферту. После этого он вернулся на свою должность в Альтенбурге и занимал ее вплоть до ухода на покой 5 мая 1658 года из-за преклонного возраста и немощи.

Он был высоко уважаем как органист и находился в отличных отношениях с правящей семьей, которая поощряла музыку даже во время Тридцатилетней войны; они постепенно сформировали небольшую придворную капеллу, которой он руководил.

Творчество

Готфрид Шайдт, в отличие от своего знаменитого брата Самуэля, не оставил такого масштабного творческого наследия. Его известные работы носят преимущественно прикладной, случайный характер и были созданы для конкретных событий при альтенбургском дворе — свадеб, похорон, церковных праздников. Его стиль сформировался под влиянием как нидерландской полифонической школы (Свелинк), так и северогерманских традиций. Будучи руководителем капеллы, он, несомненно, сочинял и другую музыку, но большая часть его наследия, к сожалению, утрачена.

Произведения

Вокальные сочинения

  • "Благочестивые молитвы и проявления садовой преданности друзей" ("Pia vota et hortulanae devotionis amicor") — свадебная ария (1646)
  • "Блаженны мертвые" ("Selig sind die Toten") — похоронная музыка для Софии Елизаветы, герцогини Саксонской (1650)
  • Похоронное сочинение для восьми голосов (1620-е годы)
  • Два произведения для четырех и шести голосов в "Церковном песеннике" ("Cantionale sacrum"), том III (Гота, 1648)

Органные сочинения

  • "Единому Богу в вышних слава" ("Allein Gott in der Höh sei Ehr") — вариации для органа (1614), включают шесть вариаций (три авторства Шайдта, три анонимные, возможно, также его)

Утраченные сочинения

  • "Праведник, даже если умрет слишком рано" ("Der Gerechte, ob er gleich zu zeitlich stürbet") для восьми голосов и бассо континуо