Шайдеманн, Генрих
1595 - 1663
Назад
Scheidemann, Heinrich
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Генрих Шайдеманн был немецким композитором, органистом и педагогом, одним из основателей северогерманской органной школы и одним из ведущих композиторов-органистов семнадцатого века. Его отец, Давид Шайдеманн, органист в Вёрдене с 1594 года, перешел на аналогичную должность в церковь Святой Екатерины в Гамбурге к 1604 году. С ноября 1611 по ноябрь 1614 года Генрих Шайдеманн учился в Амстердаме у Яна Питерсзона Свелинка, который посвятил ему канон при его отъезде. Следующее сохранившееся упоминание о нем фиксирует его на должности органиста в церкви Святой Екатерины в Гамбурге в 1629 году (по некоторым данным, он занял этот пост в 1625 году). Он сохранял эту должность до своей смерти, а также был церковным писарем с 1633 года. Умер от чумы.
Будучи органистом в Гамбурге, Шайдеманн не только занимал важный и хорошо оплачиваемый пост, но и работал в городе с процветающей музыкальной жизнью, имея возможности для сотрудничества с такими музыкантами, как кантор Томас Зелле, органисты Якоб Практориус Младший и Маттиас Векман, руководитель городских музыкантов Иоганн Шоп и поэт Иоганн Рист. Орган в церкви Святой Екатерины был превосходным инструментом, расширенным Готфридом Фриче в середине 1630-х годов до пятидесяти шести регистров. Шайдеманн высоко ценился как органист, эксперт по органам, композитор и учитель. Среди его учеников были Иоганн Адам Рейнкен (его помощник с 1658 года и преемник), Вернер Фабрициус, Вольфганг Веснитцер и Вольфганг Друкенмюллер.
Генрих Шайдеманн является ключевой фигурой в формировании северогерманской органной школы. Пройдя обучение у Свелинка в Амстердаме, он перенес в Гамбург традиции нидерландской полифонии, объединив их с местными музыкальными традициями. Шайдеманн сконцентрировался почти исключительно на органной музыке, став в этой области важным новатором. Его произведения представляют собой первый расцвет северогерманской органной школы. Его стиль сформировался под влиянием его учителя Свелинка, сочетавшего стиль английских верджиналистов с итальянской и испанской полифонией. Важнейшим достижением Шайдеманна стало развитие клавирного стиля Свелинка в специфически органный идиом, использующий ресурсы северогерманского барочного органа.
Его лучшие и наиболее важные работы — это обработки хоралов и циклы из четырех частей на песнопения "Величит душа Моя" (Magnificat), исследующие все восемь тонов Magnificat и использующие циклическое построение. Он развил две формы: монодическую органную обработку хорала (украшенную заимствованную мелодию в дисканте, гармонические дополнения на другом мануале, бас в педали) и виртуозную, музыкально изощренную фантазию на хорал для двух мануалов или двух мануалов и педали. С шестнадцатью хоральными фантазиями он считается как создателем, так и главным представителем этого жанра.
В своей органной музыке без заимствованной мелодии Шайдеманн развивал более скромную форму преамбулы, развившуюся из короткой импровизированной интроиты. Его преамбулы исторически важны; их фугированные средние секции иногда так длинны, что становятся основной частью произведения, приближаясь к двухчастной форме прелюдии и фуги. Среди других свободно структурированных композиций наиболее важна токката соль мажор.
Он также оставил аранжировки двенадцати украшенных мотетов (в основном Орландо ди Лассо и Ханса Лео Хаслера), которые, вероятно, заменяли хоровые исполнения. Его музыка для клавесина делится на два стиля: один связан с вариациями Свелинка и английской традицией, другой использует современные танцевальные формы с более легкой, гомофонной фактурой.
Органные сочинения (обработки хоралов)
Обработки мотетов для органа
Прочие органные сочинения
Сочинения для клавесина (вариации и танцы)
Духовные песни
Ноты сочинений Генриха Шайдеманна на сайте библиотеки IMSLP