Шайдеманн, Генрих
1595 - 1663

Назад

Scheidemann, Heinrich

  • Дата рождения: около 1595 года
  • Место рождения: Вёрден, Гольштейн
  • Дата смерти: 26 сентября 1663 года
  • Место смерти: Гамбург

Биография

Генрих Шайдеманн был немецким композитором, органистом и педагогом, одним из основателей северогерманской органной школы и одним из ведущих композиторов-органистов семнадцатого века. Его отец, Давид Шайдеманн, органист в Вёрдене с 1594 года, перешел на аналогичную должность в церковь Святой Екатерины в Гамбурге к 1604 году. С ноября 1611 по ноябрь 1614 года Генрих Шайдеманн учился в Амстердаме у Яна Питерсзона Свелинка, который посвятил ему канон при его отъезде. Следующее сохранившееся упоминание о нем фиксирует его на должности органиста в церкви Святой Екатерины в Гамбурге в 1629 году (по некоторым данным, он занял этот пост в 1625 году). Он сохранял эту должность до своей смерти, а также был церковным писарем с 1633 года. Умер от чумы.

Будучи органистом в Гамбурге, Шайдеманн не только занимал важный и хорошо оплачиваемый пост, но и работал в городе с процветающей музыкальной жизнью, имея возможности для сотрудничества с такими музыкантами, как кантор Томас Зелле, органисты Якоб Практориус Младший и Маттиас Векман, руководитель городских музыкантов Иоганн Шоп и поэт Иоганн Рист. Орган в церкви Святой Екатерины был превосходным инструментом, расширенным Готфридом Фриче в середине 1630-х годов до пятидесяти шести регистров. Шайдеманн высоко ценился как органист, эксперт по органам, композитор и учитель. Среди его учеников были Иоганн Адам Рейнкен (его помощник с 1658 года и преемник), Вернер Фабрициус, Вольфганг Веснитцер и Вольфганг Друкенмюллер.

Творчество

Генрих Шайдеманн является ключевой фигурой в формировании северогерманской органной школы. Пройдя обучение у Свелинка в Амстердаме, он перенес в Гамбург традиции нидерландской полифонии, объединив их с местными музыкальными традициями. Шайдеманн сконцентрировался почти исключительно на органной музыке, став в этой области важным новатором. Его произведения представляют собой первый расцвет северогерманской органной школы. Его стиль сформировался под влиянием его учителя Свелинка, сочетавшего стиль английских верджиналистов с итальянской и испанской полифонией. Важнейшим достижением Шайдеманна стало развитие клавирного стиля Свелинка в специфически органный идиом, использующий ресурсы северогерманского барочного органа.

Его лучшие и наиболее важные работы — это обработки хоралов и циклы из четырех частей на песнопения "Величит душа Моя" (Magnificat), исследующие все восемь тонов Magnificat и использующие циклическое построение. Он развил две формы: монодическую органную обработку хорала (украшенную заимствованную мелодию в дисканте, гармонические дополнения на другом мануале, бас в педали) и виртуозную, музыкально изощренную фантазию на хорал для двух мануалов или двух мануалов и педали. С шестнадцатью хоральными фантазиями он считается как создателем, так и главным представителем этого жанра.

В своей органной музыке без заимствованной мелодии Шайдеманн развивал более скромную форму преамбулы, развившуюся из короткой импровизированной интроиты. Его преамбулы исторически важны; их фугированные средние секции иногда так длинны, что становятся основной частью произведения, приближаясь к двухчастной форме прелюдии и фуги. Среди других свободно структурированных композиций наиболее важна токката соль мажор.

Он также оставил аранжировки двенадцати украшенных мотетов (в основном Орландо ди Лассо и Ханса Лео Хаслера), которые, вероятно, заменяли хоровые исполнения. Его музыка для клавесина делится на два стиля: один связан с вариациями Свелинка и английской традицией, другой использует современные танцевальные формы с более легкой, гомофонной фактурой.

Произведения

Органные сочинения (обработки хоралов)

  • "Лишь к Тебе, Господи Иисусе Христе" ("Allein zu dir, Herr Jesu Christ")
  • "Твердыня крепкая наш Бог" ("Ein feste Burg ist unser Gott")
  • "От края восхода солнца" ("A solus ortus cardine")
  • "Из бездны бед взываю к Тебе" ("Aus tiefer Not schrei ich zu dir")
  • "Христос лежал в оковах смерти" ("Christ lag in Todesbanden")
  • "Помилуй меня, о Господь Бог" ("Erbarm dich mein, o Herre Gott")
  • "Воистину уста невежд гласят" ("Es spricht der unweisen Mund wohl")
  • "Будь восхвален и благословен Бог" ("Gott sei gelobet und gebenedeiet")
  • "Господь Христос, единый Сын Божий" ("Herr Christ, der einig Gottes Sohn")
  • Две обработки "На Тебя уповаю, Господи" ("In dich hab ich gehoffet, Herr")
  • "Иисус Христос, наш Спаситель" ("Jesus Christus, unser Heiland")
  • "Приди, Святой Дух, Господь Бог" ("Komm heiliger Geist, Herre Gott")
  • "Хвалите Господа, ибо Он благ" ("Lobet den Herren, denn er ist sehr freundlich")
  • "Человек, хочешь ли жить блаженно" ("Mensch, willst du leben seliglich")
  • "Ныне молим мы Святого Духа" ("Nun bitten wir den heiligen Geist")
  • "О Боже, мы благодарим за милость Твою" ("O Gott, wir danken deiner Güt")
  • Три обработки "Отче наш на небесах" ("Vater unser im Himmelreich")
  • "Все мы веруем в единого Бога" ("Wir glauben all an einen Gott")
  • Две обработки "Господи, помилуй" ("Kyrie")
  • "О свет благословенной Троицы" ("O lux beata Trinitas")
  • Семь обработок "Величит душа Моя" ("Magnificat") (I–VI, VIII тоны)
  • "Тебя, Бога, хвалим" ("Te Deum laudamus")

Обработки мотетов для органа

  • "Аллилуйя, воссылайте хвалы Богу нашему" ("Alleluja, Lauden dicite Deo nostro")
  • "Ангел пастухам рек" ("Angelus ad pastores ait")
  • Две обработки "Буду благословлять Господа" ("Benedicam Dominum")
  • "Исповедуйтесь Господу" ("Confitemini Domino")
  • "Из уст мудрого исходит мед" ("De ore prudentis procedit mel")
  • "Скажи нам, Мария" ("Dic nobis Maria")
  • "Сказала Мария ангелу" ("Dixit Maria ad angelum")
  • "Я есть хлеб жизни" ("Ego sum panis vivus")
  • "Все, что Ты сотворил для нас, Господи" ("Omnia quae fecisti nobis Domine")
  • "Восстал пастырь добрый" ("Surrexit pastor bonus")
  • "Слово плоть бысть" ("Verbum caro factum est")
  • "Иисусе, соблаговоли указать нам" ("Jesu, wollst uns weisen")

Прочие органные сочинения

  • Двенадцать преамбул (до мажор, шесть в ре миноре, две в ми миноре, две в фа мажор, соль минор)
  • Две канцоны (фа мажор, соль мажор)
  • Фуга (ре минор)
  • Две токкаты (до мажор, соль мажор)
  • Фантазия (соль мажор)

Сочинения для клавесина (вариации и танцы)

  • Пять аллеманд (две с курантами, одна с вариацией)
  • Два баллетто
  • Двенадцать курант (семь с вариациями)
  • Гальярда с вариацией
  • Два маскарада
  • "Опечален в этот час" ("Betrübet ist zu dieser Frist")
  • "Мадригал" ("Mio cor se vera sei Salamanca")

Духовные песни

  • Тридцать четыре мелодии для голоса и бассо континуо на тексты Иоганна Риста

Ноты сочинений Генриха Шайдеманна на сайте библиотеки IMSLP