Шайбе, Иоганн Адольф
1708 - 1776
Назад
Scheibe, Johann Adolph
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Адольф Шайбе был немецким композитором и теоретиком музыки эпохи позднего барокко и раннего классицизма, сыном органного мастера Иоганна Шайбе. Его автобиография сообщает, что в возрасте шести лет он потерял правый глаз в результате несчастного случая в мастерской отца. В одиннадцать лет он поступил в школу при церкви Святого Николая, где его образование соответствовало надеждам отца на юридическую карьеру для сына. В 1725 году он поступил в Лейпцигский университет для продолжения изучения юриспруденции, где слушал лекции и познакомился с профессором поэзии и риторики Иоганном Кристофом Готшедом, чьи работы о реформе драмы и поэзии глубоко повлияли на собственные труды Шайбе по теории и эстетике музыки.
Однако университетское образование пришлось оставить из-за финансового кризиса в семье. Хотя он начал изучать клавишные инструменты с шести лет, именно в этот период он серьезно задумался о карьере музыканта. Он самостоятельно изучал всю доступную литературу о музыке, начал серьезно практиковаться в игре на органе, сочинять и изучать философию. Таким образом, Шайбе был в значительной степени самоучкой как музыкант и ученый, что не помешало ему продемонстрировать в своих трудах выдающееся владение музыкальными знаниями.
В 1729 году Шайбе безуспешно подал заявку на место органиста в церкви Святого Николая, где одним из экзаменаторов был Иоганн Себастьян Бах; должность получил Иоганн Шнайдер. Он также потерпел неудачу в попытках получить должности органиста в Праге и Готе (1735), а также в Зондерсхаузене и Вольфенбюттеле (1736). В том же году он переехал в Гамбург, где утвердился как музыкальный критик и композитор и сдружился с Георгом Филиппом Телеманом. В 1737 году он начал издавать свой журнал "Критический музыкант", выходивший раз в две недели на протяжении 1738 года (двадцать шесть выпусков), а после годичного перерыва — еженедельно в 1739–1740 годах (семьдесят восемь выпусков).
В 1739 году Шайбе был назначен капельмейстером к маркграфу Бранденбург-Кульмбахскому Фридриху Эрнсту, губернатору Гольштейна. В 1740 году он отправился ко двору Кристиана Шестого в Дании, чтобы дирижировать одной из своих кантат на освящении Замковой церкви в дворце Кристиансборг. После других пробных выступлений перед датским королем Шайбе был назначен придворным капельмейстером первого декабря 1740 года и занимал этот пост до смерти Кристиана Шестого в 1747 году. Новый король, Фредерик Пятый, отправил Шайбе в отставку со скромной пенсией в четыреста талеров, заменив его Паоло Скалабрини, композитором гастролировавшей оперной труппы Минготти. Шайбе переехал в Сённерборг (на острове Альс), где открыл музыкальную школу для детей, работал над немецкими переводами нескольких датских классиков, написал биографию Людвига Хольберга и продолжал сочинять музыку. Позже он часто возвращался в Копенгаген для исполнения своей музыки, а после 1766 года вновь стал композитором при датском дворе.
Иоганн Адольф Шайбе наиболее известен как влиятельный музыкальный критик и теоретик, чьи работы, особенно его журнал "Критический музыкант", сыграли важную роль в формировании музыкальной эстетики перехода от барокко к классицизму. Он был ярким представителем движения, выступавшего за возвращение к простоте, подражанию природе и акценту на убедительной мелодии в противовес сложной полифонии позднего барокко.
Как композитор Шайбе практически неизвестен. Большая часть его музыки утрачена, а сохранившаяся часть не получила должного изучения, которое она, несомненно, заслуживает, особенно с учетом ее потенциальной важности для истории датской музыки в критический период смены стилей между барокко и классицизмом.
Теоретическое наследие и критика
Большинство критических трудов Шайбе сохранилось, но и они не получили должного внимания, несмотря на то, что он был крупным немецким теоретиком музыки и влиятельным критиком первой половины восемнадцатого века. Его забвение во многом связано со знаменитой критикой музыкального стиля Иоганна Себастьяна Баха в шестом выпуске "Критического музыканта" (1737). С момента публикации это высказывание втянуло Шайбе в словесную войну с авторами, яростно защищавшими Баха. Хотя сам Бах не ответил, его защищали Иоганн Абрахам Бирнбаум, учитель риторики из Лейпцига, а также Лоренц Мицлер, Кристоф Готлиб Шрётер и другие.
Почти каждый исследователь творчества Баха со времен Филиппа Шпитты пренебрежительно отзывался о замечаниях Шайбе, что значительно подорвало его доверие как критика и теоретика, а его основные теоретические положения, включая большую часть "Критического музыканта", остались без внимания. В анонимном письме Шайбе писал о Бахе (не называя имени), что "этот великий человек был бы восхищением целых наций, если бы обладал большей приятностью, если бы не лишал свои произведения естественности, придавая им напыщенный и запутанный стиль, и если бы не затемнял их красоту чрезмерным искусством". Он также предположил, что инструментальный и вокальный стиль Баха создает чрезвычайно сложные проблемы исполнения, поскольку Бах писал музыку так, как если бы вся она предназначалась для клавира. Он упрекал его за выписывание всех украшений (часто предоставляемых другими композиторами на усмотрение исполнителя), что, по мнению Шайбе, лишало гармонию красоты и затуманивало мелодию. Наконец, он заявил, что напыщенность Баха приводит его труд в конфликт с природой.
В литературе о Бахе Шайбе обвиняли в том, что он писал с озлобленностью, потому что Бах воспрепятствовал его назначению органистом в церкви Святого Николая; однако нет доказательств, подтверждающих столь мелочный взгляд, и в других местах "Критического музыканта" ясно, что Шайбе испытывал подлинное восхищение и уважение к Баху. Если бы критики Шайбе изучили остальные его теоретические работы, они бы обнаружили, что его негативная реакция на стиль Баха не была еретической, а скорее естественной и предсказуемой в свете его собственных тщательно разработанных концепций о природе музыкального стиля. Шайбе считал, что лучшую музыку его времени представляют сочинения Георга Филиппа Телемана, Иоганна Адольфа Гассе и Карла Генриха Грауна. Как критик на переднем крае Просвещения, выступавший за возвращение к простоте, подражанию природе и акценту на убедительной мелодии, Шайбе не мог не найти музыку Баха открытой для некоторой мягкой критики.
Сохранившиеся сочинения
Инструментальная музыка
Вокальная музыка
Утерянные сочинения (по автобиографии Шайбе)
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Сценическая и светская вокальная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Иоганна Адольфа Шайбе на сайте библиотеки IMSLP