Шайбе, Иоганн Адольф
1708 - 1776

Назад

Scheibe, Johann Adolph

  • Дата рождения: 5 мая 1708 года
  • Место рождения: Лейпциг, Саксония
  • Дата смерти: 22 апреля 1776 года
  • Место смерти: Копенгаген, Дания

Биография

Иоганн Адольф Шайбе был немецким композитором и теоретиком музыки эпохи позднего барокко и раннего классицизма, сыном органного мастера Иоганна Шайбе. Его автобиография сообщает, что в возрасте шести лет он потерял правый глаз в результате несчастного случая в мастерской отца. В одиннадцать лет он поступил в школу при церкви Святого Николая, где его образование соответствовало надеждам отца на юридическую карьеру для сына. В 1725 году он поступил в Лейпцигский университет для продолжения изучения юриспруденции, где слушал лекции и познакомился с профессором поэзии и риторики Иоганном Кристофом Готшедом, чьи работы о реформе драмы и поэзии глубоко повлияли на собственные труды Шайбе по теории и эстетике музыки.

Однако университетское образование пришлось оставить из-за финансового кризиса в семье. Хотя он начал изучать клавишные инструменты с шести лет, именно в этот период он серьезно задумался о карьере музыканта. Он самостоятельно изучал всю доступную литературу о музыке, начал серьезно практиковаться в игре на органе, сочинять и изучать философию. Таким образом, Шайбе был в значительной степени самоучкой как музыкант и ученый, что не помешало ему продемонстрировать в своих трудах выдающееся владение музыкальными знаниями.

В 1729 году Шайбе безуспешно подал заявку на место органиста в церкви Святого Николая, где одним из экзаменаторов был Иоганн Себастьян Бах; должность получил Иоганн Шнайдер. Он также потерпел неудачу в попытках получить должности органиста в Праге и Готе (1735), а также в Зондерсхаузене и Вольфенбюттеле (1736). В том же году он переехал в Гамбург, где утвердился как музыкальный критик и композитор и сдружился с Георгом Филиппом Телеманом. В 1737 году он начал издавать свой журнал "Критический музыкант", выходивший раз в две недели на протяжении 1738 года (двадцать шесть выпусков), а после годичного перерыва — еженедельно в 1739–1740 годах (семьдесят восемь выпусков).

В 1739 году Шайбе был назначен капельмейстером к маркграфу Бранденбург-Кульмбахскому Фридриху Эрнсту, губернатору Гольштейна. В 1740 году он отправился ко двору Кристиана Шестого в Дании, чтобы дирижировать одной из своих кантат на освящении Замковой церкви в дворце Кристиансборг. После других пробных выступлений перед датским королем Шайбе был назначен придворным капельмейстером первого декабря 1740 года и занимал этот пост до смерти Кристиана Шестого в 1747 году. Новый король, Фредерик Пятый, отправил Шайбе в отставку со скромной пенсией в четыреста талеров, заменив его Паоло Скалабрини, композитором гастролировавшей оперной труппы Минготти. Шайбе переехал в Сённерборг (на острове Альс), где открыл музыкальную школу для детей, работал над немецкими переводами нескольких датских классиков, написал биографию Людвига Хольберга и продолжал сочинять музыку. Позже он часто возвращался в Копенгаген для исполнения своей музыки, а после 1766 года вновь стал композитором при датском дворе.

Творчество

Иоганн Адольф Шайбе наиболее известен как влиятельный музыкальный критик и теоретик, чьи работы, особенно его журнал "Критический музыкант", сыграли важную роль в формировании музыкальной эстетики перехода от барокко к классицизму. Он был ярким представителем движения, выступавшего за возвращение к простоте, подражанию природе и акценту на убедительной мелодии в противовес сложной полифонии позднего барокко.

Как композитор Шайбе практически неизвестен. Большая часть его музыки утрачена, а сохранившаяся часть не получила должного изучения, которое она, несомненно, заслуживает, особенно с учетом ее потенциальной важности для истории датской музыки в критический период смены стилей между барокко и классицизмом.

Теоретическое наследие и критика

Большинство критических трудов Шайбе сохранилось, но и они не получили должного внимания, несмотря на то, что он был крупным немецким теоретиком музыки и влиятельным критиком первой половины восемнадцатого века. Его забвение во многом связано со знаменитой критикой музыкального стиля Иоганна Себастьяна Баха в шестом выпуске "Критического музыканта" (1737). С момента публикации это высказывание втянуло Шайбе в словесную войну с авторами, яростно защищавшими Баха. Хотя сам Бах не ответил, его защищали Иоганн Абрахам Бирнбаум, учитель риторики из Лейпцига, а также Лоренц Мицлер, Кристоф Готлиб Шрётер и другие.

Почти каждый исследователь творчества Баха со времен Филиппа Шпитты пренебрежительно отзывался о замечаниях Шайбе, что значительно подорвало его доверие как критика и теоретика, а его основные теоретические положения, включая большую часть "Критического музыканта", остались без внимания. В анонимном письме Шайбе писал о Бахе (не называя имени), что "этот великий человек был бы восхищением целых наций, если бы обладал большей приятностью, если бы не лишал свои произведения естественности, придавая им напыщенный и запутанный стиль, и если бы не затемнял их красоту чрезмерным искусством". Он также предположил, что инструментальный и вокальный стиль Баха создает чрезвычайно сложные проблемы исполнения, поскольку Бах писал музыку так, как если бы вся она предназначалась для клавира. Он упрекал его за выписывание всех украшений (часто предоставляемых другими композиторами на усмотрение исполнителя), что, по мнению Шайбе, лишало гармонию красоты и затуманивало мелодию. Наконец, он заявил, что напыщенность Баха приводит его труд в конфликт с природой.

В литературе о Бахе Шайбе обвиняли в том, что он писал с озлобленностью, потому что Бах воспрепятствовал его назначению органистом в церкви Святого Николая; однако нет доказательств, подтверждающих столь мелочный взгляд, и в других местах "Критического музыканта" ясно, что Шайбе испытывал подлинное восхищение и уважение к Баху. Если бы критики Шайбе изучили остальные его теоретические работы, они бы обнаружили, что его негативная реакция на стиль Баха не была еретической, а скорее естественной и предсказуемой в свете его собственных тщательно разработанных концепций о природе музыкального стиля. Шайбе считал, что лучшую музыку его времени представляют сочинения Георга Филиппа Телемана, Иоганна Адольфа Гассе и Карла Генриха Грауна. Как критик на переднем крае Просвещения, выступавший за возвращение к простоте, подражанию природе и акценту на убедительной мелодии, Шайбе не мог не найти музыку Баха открытой для некоторой мягкой критики.

Произведения

Сохранившиеся сочинения

Инструментальная музыка

  • "Три сонаты" ("3 Sonate") для клавесина и скрипки, соч. 1 (Нюрнберг, без года)
  • Две сонаты для клавира в сборнике Иоганна Ульриха Хаффнера "Смешанные сочинения" ("Oeuvres mêlées"), том III (Нюрнберг, 1757)

Вокальная музыка

  • "Новые песни вольных каменщиков с удобными мелодиями" ("Neue Freymäurer-Lieder mit bequemen Melodien") (Копенгаген, 1749)
  • "Маленькие песни для клавира" ("Kleine Lieder fürs Klavier") (Фленсбург, 1766)
  • "Полная песенная книга вольных каменщиков" ("Vollständiges Liederbuch der Freymaurer") (Копенгаген, 1776)
  • Песни, опубликованные в антологиях восемнадцатого века
  • Несколько месс, кантат, симфоний и концертов (местонахождение некоторых спорно)

Утерянные сочинения (по автобиографии Шайбе)

Духовная музыка

  • Около ста пятидесяти церковных произведений

Инструментальная музыка

  • Сто пятьдесят концертов для флейты
  • Около тридцати концертов для скрипки
  • Многочисленные симфонии
  • Многочисленные трио-сонаты

Сценическая и светская вокальная музыка

  • Немецкие и итальянские кантаты
  • Серенады
  • Оратории Страстей
  • Опера "Артабан" ("Artaban") (либретто опубликовано, Гамбург, 1738), не поставлена
  • Опера "Туснельда" ("Thusnelde") (либретто опубликовано, Лейпциг и Копенгаген, 1749), не поставлена
  • Две трагические кантаты для одного-двух голосов и клавира: "Ариадна на Наксосе" ("Аriаdnе аuf Nахоs"), "Прокрида и Кефал" ("Рrосrіs und Серhаl") (либретто опубликовано, Копенгаген и Лейпциг, 1765)

Теоретические труды

  • "Краткий компендиум теоретико-практической музыки, то есть Краткое понятие о самых необходимых правилах композиции" ("Compendium musices theoretico-practicum, das ist Kurzer Begriff derer nötigsten Compositions-Regeln") (рукопись, около 1730)
  • "Критический музыкант" ("Der critische Musikus"), часть I (Гамбург, 1738), часть II (Гамбург, 1740); полное издание (Лейпциг, 1745)
  • "Ответ на беспристрастные замечания по поводу одного спорного места в шестом выпуске «Критического музыканта»" ("Beantwortung der unparteiischen Anmerkungen über eine bedenkliche Stelle in dem sechsten Stücke des critischen Musicus") (Гамбург, 1738)
  • "Трактат о музыкальных интервалах и родах" ("Eine Abhandlung von den musicalischen Intervallen und Geschlechtern") (Гамбург, 1739)
  • "Трактат о происхождении и древности музыки, в особенности вокальной" ("Abhandlung vom Ursprunge und Alter der Musik, insonderheit der Vokalmusik") (Альтона и Фленсбург, 1754)
  • "О музыкальной композиции, часть первая: Теория мелодии и гармонии" ("Über die musikalische Composition, erster Theil: Die Theorie der Melodie und Harmonie") (Лейпциг, 1773)
  • "О музыкальной композиции, часть вторая: Гармония, или Состав звуков самих по себе" ("Über die musikalische Composition, zweiter Theil: Die Harmonie, oder Die Zusammensetzung der Töne an und für sich selbst") (рукопись)

Ноты сочинений Иоганна Адольфа Шайбе на сайте библиотеки IMSLP