Шейбе, Иоганн Адольф
1708 - 1776

Назад

Иоганн Адольф Шейбе (Johann Adolph Scheibe) - Немецкий и датский композитор, один из первых в Европе музыкальных журналистов и критиков

Родился 5 мая 1708 года, Лейпциг - умер 22 апреля 1776 года, Копенгаген.

Иоганн Адольф Шейбе родился в Лейпциге, в семье органного мастера. В 1725 году поступает на юридический факультет. Однако лекциям по праву он предпочитает занятия философией. В это вре­мя Шейбе увлекается сочинениями Готтшеда, который оказал боль­шое влияние на все его творчество. Когда в 1737 году Шейбе на­чинает издавать музыкальный еженедельник, он называет его, в подражание одному из произведений Готтшеда, “Критический му­зыкант”. В 1744 году Шейбе переезжает в Копенгаген, где остается до конца своей жизни.

             Из теоретических работ перу Шейбе принадлежат “Рассуждения о музыкальных родах и интервалах” (1739) и “О музыкальной поэзии” (1773) и др. Однако настоящую известность ему приносит еженедельник “Критический музыкант”, статьи которого за период с 1737—1740 годы Шейбе опубликовал в 1745 году отдельной кни­гой. В своих статьях Шейбе пишет о музыке древних, о недостат­ках немецкой оперы, о театральной музыке, об искусстве компози­ции, о происхождении и природе симфонии, о кантатах, описывает историю гамбургской оперы. Как и его современник Маттесон, Шей­бе принадлежал к новому поколению музыкальных критиков, кото­рые отстаивали достоинства национальной немецкой музыки и боро­лись за независимость немецкой музыкальной культуры. Тем не менее, он не смог понять все значение музыки И. С. Баха и харак­теризовал ее как слишком сложную и высокопарную. Правда, Шей­бе не был одинок в своем неприятии баховского творчества. Лишь во второй половине XVIII века, после выступлений Марпурга, начи­нается настоящее признание гениального композитора.

             В области музыкальной эстетики Шейбе пропагандировал теорию подражания, считая, что подражание составляет внутреннюю сущ­ность музыки. “Истинная сущность музыки, — говорит Шейбе, — зак­лючается в разумном подражании природе". Подражая природе, композитор должен «посредством звуков выявить внутреннюю сущ­ность вещей”. Это подражание, однако, должно быть не механиче­ским, а “разумным”, т. е. основанным на научном знании природы. Поэтому Шейбе рекомендует композитору изучать различные виды наук, в частности, математику, логику, метафизику. Для эстетики Шейбе характерен отказ от условностей классицистической оперы, требование реалистичности, передачи правды характеров, учет усло­вий, характера и места действия. Работы Шейбе высоко ценил Лессинг, который в 26 главе своей «Гамбургской драматургии» сочув­ственно и обильно цитирует Шейбе, приводя выдержки из его “Кри­тического музыканта”.

Ноты сочинений Иоганна Адольфа Шейбе на сайте библиотеки IMSLP