Шайбе, Иоганн
1680 - 1748
Назад
Scheibe, Johann
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Шайбе был немецким органным мастером, отцом композитора Иоганна Адольфа Шайбе. Вероятно, он обучался мастерству у Кристофа Донати Старшего. С 1705 года он работал в Лейпциге, а в 1713 году сменил Кристофа Донати Младшего на посту университетского органного мастера. В его обязанности входило обслуживание всех органов города. С 1726 года он работал за пределами Саксонии, но в 1730 году вернулся в Лейпциг. В том же году он проводил экспертизу органа, построенного Давидом Апичем в Лойчше под Лейпцигом.
Иоганн Себастьян Бах вместе с органным мастером Захариасом Хильдебрандтом с большим энтузиазмом одобрили орган Шайбе в церкви Святого Иоанна в Лейпциге (построен в 1742–1743 годах). После освящения этого инструмента Шайбе был вовлечен в судебный спор с городом Лейпциг с 1743 по 1745 год относительно оплаты его работы. Трудно определить, в какой степени на спецификации органов Шайбе повлиял Бах. Композитор также давал оценки органам Шайбе в церкви Святого Павла в Лейпциге (1711–1716) и в Чортау (1745–1746; восстановлен в 1999 году). Органный мастер из Бреслау Адам Орацио Каспарини работал вместе с Шайбе в качестве консультанта при строительстве органа в церкви Святого Павла.
Иоганн Шайбе был одним из ведущих органных мастеров Саксонии первой половины восемнадцатого века. Его инструменты, в особенности орган для церкви Святого Иоанна в Лейпциге, получили высокую оценку Иоганна Себастьяна Баха, что свидетельствует о их высоких акустических и технических качествах. Его работа отражает развитие центрально-германской традиции органного строительства в эпоху барокко, для которой характерны богатство тембров и баланс между различными хорами голосов.
Интересной особенностью спецификаций органов Шайбе является полный хор принципалов. Он изготавливал язычковые регистры от шестнадцатифутовых до двухфутовых; восьмифутовые фоновые регистры представлены не так многочисленно. Большой инструмент в церкви Святого Павла имел регистры, передаваемые с Главного мануала на более слабую Педальную секцию. Современники описывали Шайбе как "знаменитого" органного мастера. Вероятно, он также изготавливал фортепиано.