Шедлих, Давид
1607 - 1687

Назад

Schedlich, David

  • Дата рождения: 1607 год
  • Место рождения: Санкт-Йоахимсталь, Богемия
  • Дата смерти: похоронен 11 ноября 1687 года
  • Место смерти: Нюрнберг, Германия

Биография

Давид Шедлих (такогда Шедлих) — немецкий органист и композитор богемского происхождения. Первоначальное музыкальное образование он получил от своего старшего брата Якоба, который, в свою очередь, учился у Ханса Лео Хаслера (семьи Хаслеров и Шедлихов состояли в родстве). Когда Шедлих поселился в Нюрнберге, вероятно, в 1620-х годах, единственным музыкантом из семьи Хаслеров, с которым он мог встретиться, был Иоганн Бенедикт Хаслер, органист церкви Фрауэнкирхе. Первое документальное упоминание о Шедлихе в Нюрнберге относится к 1631 году, когда он женился на дочери Иоганна Штадена. Этот брак ввел его в самый влиятельный музыкальный круг города и обеспечил ему прочное положение в музыкальной жизни Нюрнберга.

В 1632 году он стал вторым органистом церкви Фрауэнкирхе, а с 1634 по 1655 год занимал пост органиста в Шпиталькирхе. Его окончательное повышение произошло в 1655 году, когда он сменил своего шурина Зигмунда Теофила Штадена на посту органиста церкви Святого Лоренца. Его репутация, по-видимому, была сугубо местной, хотя когда в 1653 году его и Штадена пригласили испытать новый орган в Байройте, их назвали там знаменитыми нюрнбержцами.

Творчество

Если бы не два напечатанных сборника инструментальной музыки, "Музыкальный листок клевера" ("Musikalisches Kleeblatt") и "Музыкальная книжечка для изучения" ("Musicalisches Stamm-Büchlein"), Шедлих, вероятно, остался бы незамеченным историками; к сожалению, ни один из них не сохранился. Его дошедшее до нас музыкальное наследие невелико по значимости. Инструментальные произведения испытывают недостаток технического мастерства и художественной утонченности, хотя их слишком мало для справедливой оценки. Как и у его нюрнбергских коллег, большая часть его творчества состоит из строфических песен, которые он как органист часто заказывал для похорон. Его основные сохранившиеся работы — это хоральная кантата "Ныне хвали, душа моя, Господа" ("Nun lob mein Seel den Herren") и его десять обработок "Господи, на помощь мою внемли" ("Domine ad adjuvandum") и "Немецкого Величит" ("Teutsche Magnificat"). Хотя главной особенностью этих произведений является концертный стиль, бросающейся в глаза характеристикой является инструментальный характер вокальных партий. Это отражает поглощенность Шедлиха с игрой на органе, и вероятно именно как органист он в основном заслуживает того, чтобы его помнили.

Произведения

Духовные вокальные сочинения:

  • "Псалом 50" ("Psalmus LI"), для 1-10 голосов и бассо континуо (1640); утрачен
  • "Сеющие слезами" ("Die mit Threnen säen", Пс. 125), похоронный мотет для 3 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1656)
  • "Ныне хвали, душа мою, Господа" ("Nun lob mein Seel den Herren", Пс. 102), похоронная кантата для 3 голосов, 4 струнных и бассо континуо (1658)
  • 15 похоронных песен для 1-4 голосов, некоторые с 1-2 скрипками и бассо континуо (1640–1677)
  • 5 песен для одного голоса и бассо континуо в сборнике И.К. Арншвангера "Новые духовные песни" ("Neue geistliche Lieder") (1659)
  • 2 песни для одного голоса и бассо континуо в сборнике И. Зауберта "Нюрнбергский песенник" ("Nürnbergischer Gesang-Buch") (1677)
  • 10 обработок "Господи, на помощь мою внемли" ("Domine ad adjuvandum") и 10 "Немецкого Величит" ("Teutsche Magnificat") для 5 голосов, 1-2 скрипок, 1-2 альтов, фагота и бассо континуо (1681)
  • 13 литургических респонсориев для 4-5 голосов
  • "Тебя, Бога, хвалим мы" ("Herr Gott dich loben wir") для 23 голосов, исполнено в 1649 году; утрачен

Инструментальные сочинения:

  • "Музыкальный листок клевера ... Баллеты, куранты и сарабанды" ("Musikalisches Kleeblatt … Balletten, Courenten und Sarabanden") для 2 скрипок и виолы (1665); утрачен
  • "Музыкальная книжечка для изучения" ("Musicalisches Stamm-Büchlein") для 2 скрипок и виолы (1667); утрачен
  • 2 баллета для 2 скрипок и бассо континуо в сборнике И.Э. Киндермана "Услада ученых" ("Deliciae studiosorum"), часть I (1640)
  • 3 части сюиты для клавира (около 1649)
  • 1 часть сюиты для клавира