Шедлих, Давид
1607 - 1687

Назад

David Schedlich

  • Дата рождения: 1607 год
  • Место рождения: Санкт-Йоахимсталь, Богемия
  • Дата смерти: похоронен 11 ноября 1687 года
  • Место смерти: Нюрнберг, Германия

Биография

Давид Шедлих (такогда Шедлих) — немецкий органист и композитор богемского происхождения. Первоначальное музыкальное образование он получил от своего старшего брата Якоба, который, в свою очередь, учился у Ханса Лео Хаслера (семьи Хаслеров и Шедлихов состояли в родстве). Когда Шедлих поселился в Нюрнберге, вероятно, в 1620-х годах, единственным музыкантом из семьи Хаслеров, с которым он мог встретиться, был Иоганн Бенедикт Хаслер, органист церкви Фрауэнкирхе. Первое документальное упоминание о Шедлихе в Нюрнберге относится к 1631 году, когда он женился на дочери Иоганна Штадена. Этот брак ввел его в самый влиятельный музыкальный круг города и обеспечил ему прочное положение в музыкальной жизни Нюрнберга.

В 1632 году он стал вторым органистом церкви Фрауэнкирхе, а с 1634 по 1655 год занимал пост органиста в Шпиталькирхе. Его окончательное повышение произошло в 1655 году, когда он сменил своего шурина Зигмунда Теофила Штадена на посту органиста церкви Святого Лоренца. Его репутация, по-видимому, была сугубо местной, хотя когда в 1653 году его и Штадена пригласили испытать новый орган в Байройте, их назвали там «знаменитыми нюрнбержцами».

Творчество

Если бы не два напечатанных сборника инструментальной музыки, "Musikalisches Kleeblatt" (Музыкальный листок клевера) и "Musicalisches Stamm-Büchlein" (Музыкальная книжечка для изучения), Шедлих, вероятно, остался бы незамеченным историками; к сожалению, ни один из них не сохранился. Его дошедшее до нас музыкальное наследие невелико по значимости. Инструментальные произведения缺乏 технического мастерства и художественной утонченности, хотя их слишком мало для справедливой оценки. Как и у его нюрнбергских коллег, большая часть его творчества состоит из строфических песен, которые он как органист часто заказывал для похорон. Его основные сохранившиеся работы — это хоральная кантата "Nun lob mein Seel den Herren" (Ныне хвали, душа моя, Господа) и его десять обработок "Domine ad adjuvandum" (Господи, на помощь мою внемли) и "Teutsche Magnificat" (Немецкого Magnificat). Хотя главной особенностью этих произведений является концертный стиль, striking характеристикой является инструментальный характер вокальных партий. Это отражает preoccupation Шедлиха с игрой на органе, и probably именно как органист он в основном заслуживает того, чтобы его помнили.

Произведения

Вокальные сочинения (опубликованы в Нюрнберге):

  • "Psalmus LI" (Псалом 50), для 1-10 голосов и бассо континуо (1640); утрачен.
  • "Die mit Threnen säen" (Сеющие слезами, Пс. 125), похоронный мотет для 3 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1656)
  • "Nun lob mein Seel den Herren" (Ныне хвали, душа мою, Господа, Пс. 102), похоронная кантата для 3 голосов, 4 струнных и бассо континуо (1658)
  • 15 похоронных песен (лидер) для 1-4 голосов, некоторые с 1-2 скрипками и бассо континуо (1640–1677)
  • 5 песен для одного голоса и бассо континуо в сборнике И.К. Арншвангера "Neue geistliche Lieder" (Новые духовные песни) (1659)
  • 2 песни для одного голоса и бассо континуо в сборнике И. Зауберта "Nürnbergischer Gesang-Buch" (Нюрнбергский песенник) (1677)
  • 10 обработок "Domine ad adjuvandum" и 10 "Teutsche Magnificat" для 5 голосов, 1-2 скрипок, 1-2 альтов, фагота и бассо континуо (1681)
  • 13 литургических респонсориев для 4-5 голосов
  • "Herr Gott dich loben wir" (Тебя, Бога, хвалим мы) для 23 голосов, исполнено в 1649 году; утрачен.

Инструментальные сочинения:

  • "Musikalisches Kleeblatt … Balletten, Courenten und Sarabanden" (Музыкальный листок клевера ... Баллеты, куранты и сарабанды) для 2 скрипок и виолы (1665); утрачен.
  • "Musicalisches Stamm-Büchlein" (Музыкальная книжечка для изучения) для 2 скрипок и виолы (1667); утрачен.
  • 2 баллета для 2 скрипок и бассо континуо в сборнике И.Э. Киндермана "Deliciae studiosorum", часть I (1640)
  • 3 части сюиты для клавира (ок. 1649)
  • 1 часть сюиты для клавира