Шаффрат, Кристоф
1709 - 1763

Назад

Christoph Schaffrath

  • Дата рождения: 1709 год
  • Место рождения: Хоэнштайн, близ Хемница, Саксония
  • Дата смерти: 17 февраля 1763 года
  • Место смерти: Берлин, Пруссия

Биография

Кристоф Шаффрат (также Шафрат или Шафрат) — немецкий клавесинист, композитор и педагог эпохи позднего барокко и раннего классицизма. Один из первых дошедших до нас документов, связанных с ним, датируется 1733 годом, когда он подал заявку на должность органиста в церкви Святой Софии (Софиенкирхе) в Дрездене. В своем прошении он указал, что последние три года был «клавесинистом короля» и польского князя Сангушко. Несмотря на то, что он вошел в короткий список из трех кандидатов, Шаффрат не получил эту должность, которая досталась Вильгельму Фридеманну Баху.

Однако уже в следующем, 1734 году, он поступил на службу к кронпринцу Фридриху (будущему Фридриху Великому). Он был среди тех, кто в 1736 году переехал вместе со двором принца из Руппина в Райнсберг. После восшествия Фридриха на престол в 1740 году Шаффрат был назначен клавесинистом в придворную капеллу в Берлине. В 1741 году он получил должность музыканта у сестры короля, принцессы Амалии, — титул, который указывается на современных ему публикациях его сочинений и который он сохранял вплоть до 1760-х годов. Хотя он оставался в Берлине до своей смерти, его имя не включено в реестр капеллы, составленный Марпургом (1754); это implies, что он покинул оркестр в какой-то момент, возможно, после назначения в 1741 году.

Творчество

Как композитор Шаффрат ограничивался инструментальной музыкой, создав широкий спектр камерных и оркестровых произведений. Его основной интерес лежал в области клавирной музыки, и различные сборники его сонат (как для клавира соло, так и для клавира с мелодическим инструментом) были опубликованы при его жизни.

Почти все его клавесинные сонаты трехчастные, с стандартной схемой частей: быстро — медленно — быстро. Первая часть (Allegro) обычно написана в сонатной форме, но начальный раздел экспозиции часто опускается в репризе; когда же Шаффрат пишет полную репризу, он часто варьирует материал экспозиции, сжимая или расширяя определенные разделы. Клавирное письмо в этих сонатах идиоматично, но просто: пассажи гамм и фигурации broken-chord использованы с хорошим эффектом, но фактура тонкая — редко более двух голосов — и левая рука играет подчиненную роль. В концертах прослеживается тот же подход к клавирному письму. Здесь Шаффрат следовал вивальдиевским формальным методам, используя структуру ритурнели во всех трех частях и четко разделяя tutti и сольные разделы.

Стилистически музыка Шаффрата принадлежит к переходной эпохе. Его произведения демонстрируют характерные черты галантного стиля: напевные мелодии, короткие фразы, прозрачная фактура, медленный гармонический ритм и повсеместное использование триолей. Однако он также обладал заметным талантом к контрапункту, что видно не только в occasional фугированных частях (например, вторая часть соч. 2 № 6), но и в дисциплинированном голосоведении оркестровых works и в частом использовании имитации. Хотя он работал в Берлине, Шаффрат не был подвержен сильному влиянию «чувствительного» северонемецкого стиля (Empfindsamkeit). В некоторых исключительных works ощущается влияние К.Ф.Э. Баха в их широкоохватных темах и смелых гармониях, но в целом Шаффрат предпочитал менее эмоциональный стиль, более близкий музыке Гасса, чем эмфindsamkeit.

Произведения

Опубликованные при жизни:

  • "6 duetti" (6 дуэтов) для скрипки/флейты и обязательного клавесина, соч. 1 (Нюрнберг, 1746)
  • "6 sonates" (6 сонат) для клавесина, соч. 2 (Нюрнберг, 1749)
  • "6 sonate o trii" (6 сонат или трио) для 2 флейт и баса (Лейпциг, до 1763); сохранилась только № 1
  • 1 соната для клавира в сборнике "XX sonate per cembalo composte da vari autori" (20 сонат для клавесина, сочиненные разными авторами), изд. Дж.Б. Веньер, соч. 2 № 10 (Париж, 1760); еще одна в "Oeuvres mêlées", vii/5 (Смешанные сочинения, том VII, № 5) (Нюрнберг, 1761)

Рукописные сочинения (основные жанры):

  • 1 концерт (B-dur) для клавесина и струнных
  • 13 симфоний
  • Не менее 6 увертюр
  • Концерт для флейты
  • 2 концерта для скрипки
  • Не менее 13 концертов для клавира
  • 2 концерта для 2-х клавиров и струнных
  • 22 дуэта для скрипки/гобоя/виолы да гамба/флейты/лютни и клавира
  • Дуэт для 2-х виол да гамба
  • Сольная соната для виолончели и бассо континуо
  • 2 дуэта для 2-х клавиров (ок. 1750)
  • 17 клавирных сонат
  • 4 пьесы для скрипки/флейты и клавира
  • 1 соната для 2 флейт/скрипок и бассо континуо
  • Множество других камерных произведений для различных инструментов.

Утраченные сочинения (по каталогу Брейткопфа, 1763):

  • 5 клавирных сонат
  • Концерт для гобоя
  • 2 концерта для фагота
  • Другие работы, возможно, идентичные перечисленным выше.

Ноты сочинений Кристофа Шаффрата на сайте библиотеки IMSLP