Шаффрат, Кристоф
1709 - 1763
Назад
Christoph Schaffrath

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристоф Шаффрат (также Шафрат или Шафрат) — немецкий клавесинист, композитор и педагог эпохи позднего барокко и раннего классицизма. Один из первых дошедших до нас документов, связанных с ним, датируется 1733 годом, когда он подал заявку на должность органиста в церкви Святой Софии (Софиенкирхе) в Дрездене. В своем прошении он указал, что последние три года был «клавесинистом короля» и польского князя Сангушко. Несмотря на то, что он вошел в короткий список из трех кандидатов, Шаффрат не получил эту должность, которая досталась Вильгельму Фридеманну Баху.
Однако уже в следующем, 1734 году, он поступил на службу к кронпринцу Фридриху (будущему Фридриху Великому). Он был среди тех, кто в 1736 году переехал вместе со двором принца из Руппина в Райнсберг. После восшествия Фридриха на престол в 1740 году Шаффрат был назначен клавесинистом в придворную капеллу в Берлине. В 1741 году он получил должность музыканта у сестры короля, принцессы Амалии, — титул, который указывается на современных ему публикациях его сочинений и который он сохранял вплоть до 1760-х годов. Хотя он оставался в Берлине до своей смерти, его имя не включено в реестр капеллы, составленный Марпургом (1754); это implies, что он покинул оркестр в какой-то момент, возможно, после назначения в 1741 году.
Как композитор Шаффрат ограничивался инструментальной музыкой, создав широкий спектр камерных и оркестровых произведений. Его основной интерес лежал в области клавирной музыки, и различные сборники его сонат (как для клавира соло, так и для клавира с мелодическим инструментом) были опубликованы при его жизни.
Почти все его клавесинные сонаты трехчастные, с стандартной схемой частей: быстро — медленно — быстро. Первая часть (Allegro) обычно написана в сонатной форме, но начальный раздел экспозиции часто опускается в репризе; когда же Шаффрат пишет полную репризу, он часто варьирует материал экспозиции, сжимая или расширяя определенные разделы. Клавирное письмо в этих сонатах идиоматично, но просто: пассажи гамм и фигурации broken-chord использованы с хорошим эффектом, но фактура тонкая — редко более двух голосов — и левая рука играет подчиненную роль. В концертах прослеживается тот же подход к клавирному письму. Здесь Шаффрат следовал вивальдиевским формальным методам, используя структуру ритурнели во всех трех частях и четко разделяя tutti и сольные разделы.
Стилистически музыка Шаффрата принадлежит к переходной эпохе. Его произведения демонстрируют характерные черты галантного стиля: напевные мелодии, короткие фразы, прозрачная фактура, медленный гармонический ритм и повсеместное использование триолей. Однако он также обладал заметным талантом к контрапункту, что видно не только в occasional фугированных частях (например, вторая часть соч. 2 № 6), но и в дисциплинированном голосоведении оркестровых works и в частом использовании имитации. Хотя он работал в Берлине, Шаффрат не был подвержен сильному влиянию «чувствительного» северонемецкого стиля (Empfindsamkeit). В некоторых исключительных works ощущается влияние К.Ф.Э. Баха в их широкоохватных темах и смелых гармониях, но в целом Шаффрат предпочитал менее эмоциональный стиль, более близкий музыке Гасса, чем эмфindsamkeit.
Опубликованные при жизни:
Рукописные сочинения (основные жанры):
Утраченные сочинения (по каталогу Брейткопфа, 1763):
Ноты сочинений Кристофа Шаффрата на сайте библиотеки IMSLP