Шеффер, Пауль
.... - ....

Назад

Schäffer, Paul

  • Дата рождения: неизвестно
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: неизвестно
  • Место смерти: неизвестно (активен в 1617–1645 годах)

Биография

Пауль Шеффер (также Шэффер) — немецкий композитор эпохи раннего барокко, чья деятельность была тесно связана с Силезией. Согласно титульным листам его сохранившихся изданий, в период с 1617 по 1620 год он был инструменталистом среди городских музыкантов в Гурау (Силезия, ныне Гура, Польша). Начиная с 1621 года, он занимал аналогичную должность на службе у города Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Сочинение, написанное им к свадьбе 9 мая 1645 года, доказывает, что он все еще работал в Бреслау в это время, однако никакая другая его музыка, датируемая период между 1626 и 1645 годами, не известна.

Шеффер был востребованным композитором для официальных церемоний. В 1621 году он сочинил "Поздравительное действо" ("Actus gratulatorius") в честь курфюрста Саксонии, который 3 ноября того же года как представитель императора принял присягу Силезского ландтага в Бреслау. Это же событие легло в основу "Музыкального синархмы" ("Syncharma musicum") его более знаменитого современника, капельмейстера курфюрста Генриха Шютца. Шеффер также написал произведение к свадьбе герцога Лигницкого Георга Рудольфа 5 ноября 1624 года.

Творчество

Творческое наследие Пауля Шеффера включает духовную вокальную и инструментальную музыку. В 1619 году он опубликовал гимны на Адвент и Рождество для одного голоса и бассо континуо. Его сборник "Священные песнопения" ("Cantiones sacrae") 1621 года также содержит музыку на темы Адвента и Рождества, но выдержанную в мотетном стиле для восьми голосов; 13 пьес в этом сборнике, без сомнения, были написаны под влиянием вкусов Бреслау, где особенно ценили полифонические обработки.

Как и можно ожидать от городского музыканта, Шеффер сочинил много инструментальной музыки. Его "Музыкальный луг" ("Pratum musicale"), например, состоит из 58 четырехголосных танцев с генерал-басом. В этой коллекции устоявшаяся танцевальная пара паваны и гальярды всегда разделена канцоной и интрадой. За ними следуют куранта, баллето, вольта и бранль — все танцы, которые подробно описал Туано Арбо. Интересной особенностью является включение так называемых круговых танцев, особенно польского происхождения. Сборник "Музыкальная закуска к пиру" ("Promulsis epuli musicalis"), написанный всего для трех голосов с бассо континуо, также включает в себя аллеманду.

Произведения

Вокальные сочинения:

  • "24 библейские мелодии ... книга первая" ("24 Melodiarum biblicarum … liber I") для 5 голосов или инструментов (Бреслау, 1617)
  • "25 библейских мелодий ... книга вторая" ("25 Melodiarum biblicarum … liber II") для 6 голосов или инструментов (Гурау, 1618)
  • "Об Адвенте и Рождестве Иисуса Христа" ("De Adventu et Nativitate … Jesu Christe") для одного голоса и бассо континуо (орган) (Гурау, 1619)
  • "13 священных песнопений ... об Адвенте и Рождестве" ("13 Cantiones sacrae … de Adventu et nativitate") для 8 голосов (Гурау, 1621)
  • "Поздравительное действо" ("Actus gratulatorius") для 8 голосов (без места издания, 1621)
  • "Я цветок полевой: так повелел Иегова" ("Ego flos campi: Jehova sic disponente") для 9 голосов, трубы, литавр и бассо континуо (без места издания, 1624)
  • "Духовные оды" ("Odae spirituales") для 3 голосов и бассо континуо (Йена, 1625)
  • "Гармоническая ода" ("Oda harmonica") для 8 голосов (без места и года издания)
  • 11 мотетов для 8-16 голосов или инструментов; 2 свадебных мотета для 8-20 голосов или инструментов
  • "Свадебный музыкальный концерт: Ликуйте Господу вся земля" ("Hochzeitliche … musicalische Concert: Jauchzet dem Herren alle Welt") для 8 голосов, хора 16 голосов (1645)
  • "Душевный садик удовольствия из духовных концертов на псалмы Давида и другие библейские изречения" ("Seelen Lust Gärtlein geistlicher Concerten … aus den Psalmen Davids und andern biblischen … Sprüchen") для 1-3 голосов и бассо континуо (Лейпциг, 1636); подлинность сомнительна

Инструментальные сочинения:

  • "Интрады и куранты ... с одной канцоной" ("Intradae et courants … cum una canzon") для 6 голосов (Бреслау, 1619); предположительно утрачено
  • "Музыкальный луг ... Паваны.Канцоны.Интрады ... и так называемые польские танцы" ("Pratum musicale … Padouan.Canzon.Intrad … et choreas quas vocant Polonicas") для 4 голосов и бассо континуо (Лейпциг, 1622)
  • "Музыкальная закуска к пиру, содержащая ... Канцоны.Паваны.Интрады ... и польские танцы" ("Promulsis epuli musicalis continens … Canzon.Padovan.Intrad … et Choreae Polonicae") для 3 голосов и бассо континуо (без места издания, 1626); предположительно утрачено