Шеффер, Пауль
.... - ....
Назад
Paul Schäffer

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пауль Шеффер (также Шэффер или Шеффер) — немецкий композитор эпохи раннего барокко, чья деятельность была тесно связана с Силезией. Согласно титульным листам его сохранившихся изданий, в период с 1617 по 1620 год он был инструменталистом среди городских музыкантов в Гурау (Силезия, ныне Гура, Польша). Начиная с 1621 года, он занимал аналогичную должность на службе у города Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Сочинение, написанное им к свадьбе 9 мая 1645 года, доказывает, что он все еще работал в Бреслау в это время, однако никакая другая его музыка, датируемая период между 1626 и 1645 годами, не известна.
Шеффер был востребованным композитором для официальных церемоний. В 1621 году он сочинил "Actus gratulatorius" (Поздравительное действо) в честь курфюрста Саксонии, который 3 ноября того же года как представитель императора принял присягу Силезского ландтага в Бреслау. Это же событие легло в основу "Syncharma musicum" его более знаменитого современника, капельмейстера курфюрста Генриха Шютца. Шеффер также написал произведение к свадьбе герцога Лигницкого Георга Рудольфа 5 ноября 1624 года.
Творческое наследие Пауля Шеффера включает духовную вокальную и инструментальную музыку. В 1619 году он опубликовал гимны на Адвент и Рождество для одного голоса и бассо континуо. Его сборник "Cantiones sacrae" (Священные песнопения) 1621 года также содержит музыку на темы Адвента и Рождества, но выдержанную в мотетном стиле для восьми голосов; 13 пьес в этом сборнике, без сомнения, были написаны под влиянием вкусов Бреслау, где особенно ценили полифонические обработки.
Как и можно ожидать от городского музыканта, Шеффер сочинил много инструментальной музыки. Его "Pratum musicale" (Музыкальный луг), например, состоит из 58 четырехголосных танцев с генерал-басом. В этой коллекции устоявшаяся танцевальная пара паваны и гальярды всегда разделена канцоной и интрадой. За ними следуют куранта, балетто, вольта и бранль — все танцы, которые подробно описал Туано Арбо. Интересной особенностью является включение «так называемых круговых танцев, особенно польского происхождения» («choreas quas vocant Polonicas»). Сборник "Promulsis epuli musicalis" (Музыкальная закуска к пиру), написанный всего для трех голосов с бассо континуо, также включает в себя аллеманду.
Вокальные сочинения:
Инструментальные сочинения: