Шеффер, Пауль
.... - ....

Назад

Paul Schäffer

  • Дата рождения: неизвестно
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: неизвестно
  • Место смерти: неизвестно (активен в 1617–1645 годах)

Биография

Пауль Шеффер (также Шэффер или Шеффер) — немецкий композитор эпохи раннего барокко, чья деятельность была тесно связана с Силезией. Согласно титульным листам его сохранившихся изданий, в период с 1617 по 1620 год он был инструменталистом среди городских музыкантов в Гурау (Силезия, ныне Гура, Польша). Начиная с 1621 года, он занимал аналогичную должность на службе у города Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Сочинение, написанное им к свадьбе 9 мая 1645 года, доказывает, что он все еще работал в Бреслау в это время, однако никакая другая его музыка, датируемая период между 1626 и 1645 годами, не известна.

Шеффер был востребованным композитором для официальных церемоний. В 1621 году он сочинил "Actus gratulatorius" (Поздравительное действо) в честь курфюрста Саксонии, который 3 ноября того же года как представитель императора принял присягу Силезского ландтага в Бреслау. Это же событие легло в основу "Syncharma musicum" его более знаменитого современника, капельмейстера курфюрста Генриха Шютца. Шеффер также написал произведение к свадьбе герцога Лигницкого Георга Рудольфа 5 ноября 1624 года.

Творчество

Творческое наследие Пауля Шеффера включает духовную вокальную и инструментальную музыку. В 1619 году он опубликовал гимны на Адвент и Рождество для одного голоса и бассо континуо. Его сборник "Cantiones sacrae" (Священные песнопения) 1621 года также содержит музыку на темы Адвента и Рождества, но выдержанную в мотетном стиле для восьми голосов; 13 пьес в этом сборнике, без сомнения, были написаны под влиянием вкусов Бреслау, где особенно ценили полифонические обработки.

Как и можно ожидать от городского музыканта, Шеффер сочинил много инструментальной музыки. Его "Pratum musicale" (Музыкальный луг), например, состоит из 58 четырехголосных танцев с генерал-басом. В этой коллекции устоявшаяся танцевальная пара паваны и гальярды всегда разделена канцоной и интрадой. За ними следуют куранта, балетто, вольта и бранль — все танцы, которые подробно описал Туано Арбо. Интересной особенностью является включение «так называемых круговых танцев, особенно польского происхождения» («choreas quas vocant Polonicas»). Сборник "Promulsis epuli musicalis" (Музыкальная закуска к пиру), написанный всего для трех голосов с бассо континуо, также включает в себя аллеманду.

Произведения

Вокальные сочинения:

  • "[24] Melodiarum biblicarum … liber I" (24 библейские мелодии ... книга первая) для 5 голосов/инструментов (Бреслау, 1617)
  • "[25] Melodiarum biblicarum … liber II" (25 библейских мелодий ... книга вторая) для 6 голосов/инструментов (Гурау, 1618)
  • "De Adventu et Nativitate … Jesu Christe" (Об Адвенте и Рождестве Иисуса Христа) для одного голоса и бассо континуо (орган) (Гурау, 1619)
  • "[13] Cantiones sacrae … de Adventu et nativitate" (13 священных песнопений ... об Адвенте и Рождестве) для 8 голосов (Гурау, 1621)
  • "Actus gratulatorius" (Поздравительное действо) для 8 голосов (без места издания, 1621)
  • "Ego flos campi: Jehova sic disponente" (Я цветок полевой: так повелел Иегова) для 9 голосов, трубы, литавр и бассо континуо (без места издания, 1624)
  • "Odae spirituales" (Духовные оды) для 3 голосов и бассо континуо (Йена, 1625)
  • "Oda harmonica" (Гармоническая ода) для 8 голосов (без места и года издания)
  • 11 мотетов для 8-16 голосов/инструментов; 2 свадебных мотета для 8-20 голосов/инструментов
  • "Hochzeitliche … musicalische Concert: Jauchzet dem Herren alle Welt" (Свадебный музыкальный концерт: Ликуйте Господу вся земля, Пс. 100) для 8 голосов, хора 16 голосов (1645)
  • "Seelen Lust Gärtlein geistlicher Concerten … aus den Psalmen Davids und andern biblischen … Sprüchen" (Душевный садик удовольствия из духовных концертов на псалмы Давида и другие библейские изречения) для 1-3 голосов и бассо континуо (Лейпциг, 1636); подлинность сомнительна.

Инструментальные сочинения:

  • "Intradae et courants … cum una canzon" (Интрады и куранты ... с одной канцоной) для 6 голосов (Бреслау, 1619); предположительно утрачено.
  • "Pratum musicale … Padouan.Canzon.Intrad … et choreas quas vocant Polonicas" (Музыкальный луг ... Паваны.Канцоны.Интрады ... и так называемые польские танцы) для 4 голосов и бассо континуо (Лейпциг, 1622)
  • "Promulsis epuli musicalis continens … Canzon.Padovan.Intrad … et Choreae Polonicae" (Музыкальная закуска к пиру, содержащая ... Канцоны.Паваны.Интрады ... и польские танцы) для 3 голосов и бассо континуо (без места издания, 1626); предположительно утрачено.