Скарлатти, Доменико (Часть 2)
1685 - 1757

Назад

Domenico (Part 2) Scarlatti

  • Дата рождения: 26 октября 1685 года
  • Место рождения: Неаполь, Королевство Неаполь
  • Дата смерти: 23 июля 1757 года
  • Место смерти: Мадрид, Королевство Испания

Инструментальное наследие

Любое обсуждение инструментального творчества Доменико Скарлатти должно сосредоточиться на его клавирных сонатах: не только из-за преобладания "Essercizi" ("Упражнений") и сонат в его творчестве, но и потому, что даже в своей наиболее развитой форме эти пьесы соотносятся с единой стилистической моделью, идентифицированной Ральфом Киркпатриком как basso continuo (генерал-бас). Практика импровизации аккомпанемента по басовой линии была обычным ремеслом каждого профессионального музыканта; в случае со Скарлатти, клавишником ошеломляющей виртуозности и огромной творческой силы, привычка сжимать, переводить контрапунктические импликации в гармонические структуры означала, что рутинные формулы постепенно оставались позади.

Такое утверждение не может быть обосновано без ссылки на основные рукописные источники, которые наряду с "Essercizi" сохранили корпус работ Скарлатти для потомков. Это двойная последовательность томов, которые Фаринелли унаследовал от королевы Испании, в составлении которых композитор, должно быть, участвовал в свои последние годы. Два тома, переплетенные подобно 13, которые будут описаны ниже, были составлены в 1742 и 1749 годах. Испанский и португальский гербы, оттиснутые на переплете этих собраний и последующих (ныне хранящихся в Национальной библиотеке Марчиана в Венеции), указывают на то, что они предназначались лично для королевы Марии Барбары.

Творчество

Инструментальное наследие Скарлатти практически полностью посвящено клавесину и демонстрирует эволюцию от традиционных барочных форм к абсолютно уникальному стилю. Его сонаты, часто объединяемые в пары, представляют собой не масштабные циклы, а скорее развернутые одночастные пьесы, каждая из которых концентрируется на определенной технической или художественной идее. Новаторство Скарлатти заключалось в радикальном отходе от строгих правил контрапункта в пользу смелых гармоний, виртуозных пассажей и яркого использования народных испанских и португальских мотивов. Он мастерски трансформировал привычную схему basso continuo (генерал-баса), обычно служившую основой для импровизации, в тщательно выписанные, плотные гармонические структуры, полные неожиданных модуляций и диссонансов. Эта уникальная черта его стиля, наряду с такими приемами, как быстрые арпеджио, скрещивание рук и повторяющиеся аккорды, расширила технические и выразительные возможности клавесина, предвосхитив развитие фортепианной техники будущего.

Венеция 1742

Том, датированный 1742 годом и, вероятно, содержащий только сонаты, сочиненные до переезда Скарлатти в Португалию, располагает материал без видимого порядка, но сразу же устанавливает формальную модель, использованную в каждой отдельной пьесе, которой Скарлатти продолжал следовать почти неизменно: в общих чертах, это бинарная структура с повторами, типично связанная с танцевальной сюитой. Том открывается 15 пьесами, стилистически довольно близкими к "Essercizi" ("Упражнениям"); затем за "Fuga" ("Фугой") следуют некоторые менее сложные и не столь квинтэссенциально скараттиевские сонаты.

Творчество

Влияние скрипичного стиля играет большую роль, что композитор, по-видимому, усвоил в годы пребывания в Венеции; эти пьесы относятся к числу тех клавирных произведений, которые вдохновлены другими существующими инструментальными (или вокальными) стилями, что заставило Букофцера говорить о «переносе». Наиболее развитые из них видят введение приемов (скрещенные руки, акробатические скачки), которые Скарлатти использовал довольно систематически в своей зрелой музыке для клавесина. Было бы некорректно говорить просто о «переносе» в случае с многочисленными сонатами более чем в одной части, представленными как «мелодия и бас», которые могут быть и были предназначены для исполнения более чем одним инструментом. В этом случае тексты сохраняют несомненные отсылки к скрипке.

Противоречие, присущее названию тома, которое обещает исключительно «Sonate per cembalo» («Сонаты для клавесина»), является лишь кажущимся: исполнение на одном только клавесине все еще возможно, что демонстрируется другими сонатами («Capriccio» («Каприччио») K63 и в особенности «Gavota» («Гавот») K64), созданными в духе basso continuo (генерал-баса), но затем перегруженными явной нотацией аккордов – что очень отличается от более поздних идей Скарлатти как зрелого композитора, когда он пришел к характерному клавирному стилю. Любопытно, что том содержит пять произведений из "Essercizi", хотя эти пьесы были доступны в печатном виде уже четыре года.

Произведения

  • "Sonate per cembalo" ("Сонаты для клавесина") - сборник 1742 года
  • "Fuga" ("Фуга")
  • "Gavota" ("Гавот") K64
  • "Capriccio" ("Каприччио") K63
  • "Gigha" ("Джига")
  • Единственный известный цикл вариаций
  • Транскрипции полифонических мотетов (K69, K87)
  • Транскрипции "Italian concertos" ("Итальянских концертов") (K37)

Попарное расположение

Некоторые из сонат в этом томе следуют архаичной схеме, согласно которой главная пьеса сопровождается коротким менуэтом; здесь можно увидеть зародыш концепции, которая впоследствии претерпела значительное развитие во внутренней организации последующих собраний, начиная с собрания 1749 года. Здесь Соната K100 демонстрирует необычную структуру: в конце части "Аллегро", обладающей всеми характеристиками самостоятельной сонаты Скарлатти, указание "volti subito" (переворачивай быстро) вводит "Аллегриссимо" с идентичными характеристиками: это были бы две distinct (отдельные) сонаты, если бы композитор не продемонстрировал недвусмысленно свое намерение сгруппировать их вместе, instructing (инструктируя) переписчика дать паре единый номер (3) в пределах тома.

Творчество

Это явное pairing (спаривание) anticipated (предвосхищает) принцип, принятый позднее, так называемое "pairwise arrangement" (парное расположение) Киркпатрика, согласно которому большинство впоследствии скопированных сонат были сгруппированы в 192 пары и четыре группы по три. В основе группировок лежат контрастирующие или complementary (дополняющие) элементы: зачастую за cantabile (певучей) или явно ритмичной сонатой следует блестящая, а мажорный лад может следовать за минорным (всегда с той же тоникой). Даже когда в последующих томах некоторые пары, казалось бы, образованы из juxtaposition (сопоставления) стилистически dissimilar (различных) элементов, общее намерение сгруппировать пьесы – которое переписчик не мог задумать и осуществить без согласия композитора – остается в силе.

Создается впечатление, что на Скарлатти оказало влияние современное ему распространение клавесинных сонат в двух или трех частях – например, those by Alberti (те, что принадлежали Альберти), с которыми он, несомненно, был familiar (знаком). Новый том демонстрирует акцент на виртуозности и оправдывает использование Киркпатриком термина "flamboyant" (пышный, виртуозный) для описания стиля этих сонат. Этот подход к композиции отражает эволюцию музыкального вкуса в сторону большей эффектности и технической сложности, характерную для середины XVIII века, при этом Скарлатти удалось сохранить свою уникальную индивидуальность, обогатив ее новыми формами и приемами.

Произведения

  • "Sonate per cembalo" ("Сонаты для клавесина") - сборник 1749 года
  • Сонаты, сгруппированные в пары (например, K99 и K100)
  • Многочисленные виртуозные сонаты в "flamboyant" (виртуозном) стиле
  • Сонаты, следующие схеме "главная пьеса - менуэт"
  • Циклы из трех сонат (четыре группы)

Венеция "Тринадцать книг".

Между 1752 и 1757 годами один переписчик собрал из набросков или оригиналов, ныне утраченных, не менее 28 прекрасно переписанных томов. Это был период, когда монах из Эскориала был учеником Скарлатти; упоминания Солером копирования работ композитора и «trece libros de clavicordio» («тринадцати книг для клавикорда») усиливают гипотезу о том, что именно он и был тем переписчиком (тем более вероятно, что один из его биографов хвалит diligence (усердие) и tirelessness (неутомимость) Солера, attributes (качества), essential (необходимые) для выполнения столь demanding (требовательной) задачи). Эти 13 томов вместе с двумя предыдущими, не пронумерованными, составляют вместе с копией "Essercizi" корпус венецианских рукописей; тот факт, что они предназначались для Марии Барбары, implies (подразумевает), что их внутренняя организация является окончательной.

Творчество

Упоминание Марии Барбары и Фердинандо prompts (наводит на мысль), что преобладание нетребовательных сонат в первых двух томах объясняется тем, что они были написаны для учебных целей на самом высоком уровне. Третий и четвертый тома представляют splendid (великолепный) assortment (ассортимент) сонат, чей perfect (идеальный) баланс между музыкальной изощренностью и виртуозными требованиями раскрывает стилистическую зрелость Скарлатти. Здесь более чем когда-либо присутствует то «остроумное шутливое отношение к искусству», о котором Скарлатти упоминал в предисловии к своим "Essercizi": игра, в которой вдохновенный композитор и его превосходная ученица являются равными партнерами. Следующие три тома могут reveal (обнаруживать) шаг назад с точки зрения качества, возврат к более elementary (простым) размерам и образовательным concerns (заботам), намекая на появление менее одаренного ученика (возможно, Фердинандо). Восьмой том heralds (возвещает) то, что Киркпатрик назвал «последним славным периодом».

Учитывая обращение к сонатам, которые, как указывают ясные стилистические соображения, были сочинены ранее, но сочтены подходящими для создания групп по две или три, очевидная зрелость заключительных собраний не обязательно поддерживает теорию о том, что последовательность в рукописях следует хронологии их сочинения: самые striking (поразительные) новшества касаются расширенной клавиатуры (увеличивающейся с каждым новым томом, вплоть до пяти октав и тона в K485, скопированной в 1756 году), но предыдущие версии некоторых сонат во вторичных источниках reveal (показывают), что некоторые, originally (изначально) созданные для инструментов с более ограниченным диапазоном, были вставлены в версиях, адаптированных с учетом новых возможностей. Этот период представляет собой кульминацию творческих поисков Скарлатти, где педагогическая задача сочетается с высочайшим художественным замыслом, а техническое новаторство служит глубокому музыкальному выражению.

Произведения

  • "Los trece libros de clavicordio" ("Тринадцать книг для клавикорда") - собрание из 13 томов (1752-1757)
  • "Essercizi per gravicembalo" ("Упражнения для клавесина")
  • Многочисленные сонаты, адаптированные для расширенной клавиатуры (например, K485)
  • Учебные сонаты для Марии Барбары и Фердинандо
  • Виртуозные сонаты "последнего славного периода"

© baroquemusic.ru




Ноты сочинений Доменико (Часть 2) Скарлатти на сайте библиотеки IMSLP