Скарлатти, Алессандро (Часть 1)
1660 - 1725
Назад
Alessandro (Part 1) Scarlatti

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти — итальянский композитор, считающийся основателем неаполитанской оперной школы XVIII века. Он был вторым сыном тенора Пьетро Скарлаты (фамилия изменилась на «Скарлатти» с 1672 года) и Элеоноры д’Амато, которые были вовлечены в музыкальную жизнь Палермо. Именно там Алессандро начал занятия, которые впоследствии облегчили ему вход в музыкальную жизнь Рима. В 1670 году смерть Винченцо Амато, родственника Элеоноры, лишила семью могущественного покровителя, а два года спустя ужасный голод заставил их решиться на переезд — сначала в Рим, а затем в Неаполь. Пьетро, возможно, уже умер, когда в июне 1672 года его жена и некоторые из их детей переехали в Рим; быстрое завершение образования Алессандро можно приписать покровительству Маркантонио Спортонио, шафера Пьетро. Старая легенда называет Алессандро учеником Кариссими, но Кариссими умер в январе 1674 года. В любом случае, процветающая музыкальная жизнь Рима предлагала молодому Скарлатти исключительные возможности слушать и исполнять музыку. Он смог войти в художественный мир на самом высоком уровне: после женитьбы 12 апреля 1678 года на «римской деве» Антонии Марии Виттории Анзалони 18-летний Скарлатти поселился в апартаментах во дворце Джан Лоренцо Бернини (у которого с 1660 года на службе был Козимо Скарлатти). 11 января 1679 года Филиппо Бернини, сын великого архитектора, стал крестным отцом первого ребенка Алессандро, Пьетро. Другие, все более знаменитые крестные родители сменяли его у купели в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, поскольку талант молодого музыканта привлек внимание могущественных покровителей, которые должны были поддержать его назначение maestro di cappella (руководителем капеллы) в церкви Сан-Джакомо-дельи-Инкурабили (16 декабря 1678 года) и помочь ему подняться на вершины римской музыкальной жизни. Герцог Паганики заказывал ему оратории для исполнения в церкви Сантиссимо-Крочифиссо во время Великого поста; кардинал Памфили предоставлял ему собственную поэзию для положений на музыку и, возможно, был ответственным за вступление Скарлатти в круг королевы Швеции Кристины. Успех «Gli equivoci nel sembiante» («Заблуждения в обличье»), короткой комической оперы, вскоре подхваченной в других городах, ознаменовал начало карьеры важнейшего оперного композитора того периода, и королева Кристина была готова назначить его своим maestro di cappella, отчасти чтобы защитить его от враждебности римской курии, вызванной браком, который его сестра Анна Мария дерзко заключила с «клириком».
Скарлатти покинул Сан-Джакомо в ноябре 1682 года, чтобы стать maestro di cppella в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита. Шесть опер, исполненных в Риме между 1679 и 1683 годами, являются признаком его успеха, но возможности сочинять оперы, которые папа Иннокентий XI воспринимал с неодобрением, были привилегией, предлагаемой только аристократическими покровителями, которые могли пренебречь папским неудовольствием частными исполнениями. Таким образом, оперы были ограничены узким кругом аристократических гостей во главе с королевой Кристиной, которой оказывали внимание более широко мыслящие кардиналы, аристократы, такие как неаполитанские герцоги Маддалони, и иностранные дипломаты, назначенные при римском престоле. Вероятно, именно Маддалони представили дарования Скарлатти в Неаполе и уговорили композитора переехать в город, который предлагал лучшие возможности для постановки его опер, с дальнейшей перспективой сменить Марко Антонио Дзиани на посту руководителя королевской капеллы. Расположение вице-короля было обеспечено: маркиз дель Карпио имел возможность оценить музыку Скарлатти, когда был испанским послом в Риме.
Римский период (1679–1683) стал launching pad (стартовой площадкой) для карьеры Скарлатти как ведущего оперного композитора своего времени. Его ранние работы, такие как «Gli equivoci nel sembiante», демонстрируют формирование его индивидуального стиля, сочетающего мелодическое богатство, драматическую выразительность и виртуозное вокальное письмо. В этот период он также активно работал в жанре оратории, создавая произведения для духовных концертов во время Великого поста. Его музыка привлекла внимание самых влиятельных покровителей Рима, что позволило ему занять видное положение в музыкальной иерархии города.
Прибытие Скарлатти в Неаполь вызвало ревность и недовольство в местных музыкальных кругах. Его назначение в королевскую капеллу было плохо воспринято пожилым Франческо Провенцале, вице-маэстро, который рассчитывал заменить Дзиани. Однако все, чего добились его протесты и отставка, а также отставка других музыкантов, поддержавших его, — это освобождение должностей для других римских музыкантов, включая Франческо Скарлатти, которые уже были наняты на сезон в театре Сан-Бартоломео. В Неаполе успех Алессандро снова оказался под угрозой из-за поведения одной из его сестер-певиц: вскоре после его назначения недовольство исключенных музыкантов вылилось в скандал: вице-король лишил должностей трех чиновников, которые «имели близкие, незаконные связи с несколькими актрисами, одна из которых, как говорят, была ла Скарлатти, чьего брата этот синьор вице-король сделал своим маэстро ди капелла в конкуренции с местными виртуозами». Лицемерная мораль предписывала, что музыканты королевской капеллы могут сохранить свои посты, но певицы должны быть наказаны; женщины предпочли удалиться в монастырь, а не столкнуться с угрозой изгнания, зная, что после короткого периода покаяния и заточения герцогиня Маддалони сможет уговорить вице-короля освободить их.
Когда этот momentary (мгновенный) кризис миновал, работа Скарлатти дала неаполитанской опере импульс, который к 1700 году позволил ей соперничать с Венецией как с выдающимся оперным городом. Новые оперы часто впервые звучали в королевском дворце по особым случаям и сразу же передавались в театр Сан-Бартоломео. От Скарлатти также требовалось сочинять духовные произведения и серенаты для specific (конкретных) occasions (случаев), в то время как аристократические развлечения продолжали предоставлять выход для многочисленных сольных кантат и камерных дуэтов, которые он начал сочинять в Риме. Доменико стал первым из пяти детей, родившихся в Неаполе, 26 октября 1685 года. Снова в своем городе усыновления приходские регистры отражают его привилегированное положение в важности крестных родителей; но по мере роста его семьи финансовое положение Скарлатти, какими бы большими ни были его гонорары (к зависти его коллег), стало precarious (шатким). Результатом стало постоянное состояние неудовлетворенности и непрерывный поиск дополнительных заработков, которые отнимали у него время и усердие для выполнения обязанностей на его важных постах. За дополнительные десять дукатов в месяц назначение маэстро ди капелла в консерватории Санта-Мария-ди-Лорето (1 марта 1689 года) предусматривало ежедневную обязанность двух часов преподавания, но к концу апреля Скарлатти получил месячный отпуск для поездки в Рим. Он не потрудился сообщить governors (руководству) консерватории об истечении месяца, и они уволили его 15 июля.
Смерть королевы Кристины не повлияла на его отношения с другими римскими покровителями, но продолжающийся запрет на театры делал публичные performances (выступления) опер редкими. Некоторая передышка наступила, когда венецианец Пьетро Оттобони стал папой Александром VIII (с 6 октября 1689 года по 1 февраля 1691 года) и раздавал церковные посты и привилегии членам своей семьи, оказывая особую благосклонность внучатому племяннику, который, будучи кардиналом и вице-канцлером церкви с 22 лет, тратил огромные суммы на великие представления, часто включавшие важные заказы. Отношения между этим sophisticated (искушенным) кардиналом и Скарлатти начались во время brief (короткого) понтификата Александра VIII. В январе 169 года «La Statira» («Статира»), драма на музыку Скарлатти на либретто Оттобони, была исполнена в театре Тординона, а в том же году «Gli equivoci in amore», или «La Rosaura» («Заблуждения в любви», или «Розаура»), была исполнена по случаю двойного брака, соединившего двух племянников папы с могущественными семьями Барберини и Колонна. Но и другие обращались к Скарлатти, теперь находящемуся на пике славы как оперный композитор. В октябре 1688 года Фердинандо Медичи, великий принц Тосканы и известный покровитель искусств, прислал ему либретто для положения на музыку; Скарлатти немедленно начал работу «поспешно», хотя работал над «тремя другими комедиями». Письмо принца, описывающее его enjoyment (наслаждение) партитурой Скарлатти, разожгло надежды на постоянную должность с зарплатой, sufficiently (достаточно) высокой, чтобы позволить ему покинуть Неаполь. Тем временем переезд Франческо Скарлатти в Палермо привел к исполнению музыки его брата на Сицилии; только самые ранние либретто называют композитора, который в «Pompeo» («Помпей», 1690) выставляет напоказ титул «Maestro di cappella della Reale di Napoli» («Маэстро капеллы Неаполитанской королевской капеллы»), в то время как на фронтисписе «L'Abramo» («Авраам», 1691) он напоминает, что он «из Палермо». По неясным причинам все более известное имя Скарлатти не появляется на либретто некоторых произведений, которые с уверенностью можно ему приписать; в одном случае — «Scipione nelle Spagne» («Сципион в Испании», исполнена в 1721 году) — он описан как «самый благородный лебедь Орето», барочный намек на реку, огибающую Палермо.
Покровительство Фердинандо Медичи привело к множеству исполнений в Тоскане опер или ораторий Скарлатти, уже данных в Неаполе или Риме; такие unambiguous (недвусмысленные) признаки того, что его музыка ценится, вместе с продолжающимися demonstrations (демонстрациями) уважения других римских покровителей заставляли его чувствовать себя все более не расположенным к Неаполю, где у него были постоянные проблемы с задержкой выплаты причитающихся ему денег, и он должен был умолять о выплате своих с трудом заработанных денег, ссылаясь на «насущные urgent (неотложные) нужды своей собственной многочисленной семьи».
Эта семья унаследовала его музыкальный талант. Пьетро начал ничем не примечательную карьеру композитора второго сорта, но память о неприятностях, вызванных сестрами Алессандро, должно быть, все еще бередила, и он не позволял своим дочерям выходить на сцену, хотя они были достаточно искусны как певицы, чтобы появляться на частных развлечениях или эксклюзивных выступлениях для ведущих покровителей. С 1700 года возникла возможность поступления Фламинии Скарлатти на службу к Медичи. Как раз в это время стало ясно, что музыкальный талант Доменико развивается. Теперь у Алессандро появилась новая причина покинуть Неаполь: Доменико мог сменить его. Это произошло только после того, как семья предприняла долгое путешествие в Рим и Флоренцию, в основном в поисках новых назначений, но также с намерением поразить могущественных покровителей способностями его дочерей как певиц и prodigious (необычайными) дарованиями Доменико.
Со смертью короля Карлоса II разразилась Война за испанское наследство. Итальянские территории в основном поддерживали Филиппа, герцога Анжуйского, в противовес габсбургскому эрцгерцогу Карлу. Чтобы позволить Скарлатти предпринять запланированное путешествие, вице-король Мединасели предоставил ему десятимесячный отпуск, но он был отменен, когда стало известно, что новый король Филипп V скоро посетит Неаполь. Корелли был вызван из Рима, чтобы добавить великолепия музыке, но Филиппу не понравилась игра Корелли. Ведущая роль была отведена Скарлатти, с «прекраснейшей серенадой» («Clori, Dorino e Amore» — «Хлоя, Дорино и Амур»), за которой последовал фейерверк и опера («Tiberio Imperatore d'Oriente» — «Тиберий, император Востока»), исполненная в королевском дворце, чтобы король, находящийся под угрозой покушения со стороны австрийских assassins (убийц), «мог слушать ее в private (частном порядке)».
После отъезда Филиппа новый вице-король восстановил отпуск Скарлатти, но сократил его до четырех месяцев. Письма Дж.Б. Саломони, великогерцогского посланника в Неаполе, дают фон для этого путешествия, которое в основном было неудачным: неделикатно Скарлатти взял с собой «половину своего household (домочадцев), как если бы он навещал своего ближайшего родственника», прибыл во Флоренцию за три месяца до исполнения оперы, которую ему заказали, «Il Flavio Cuniberto» («Флавий Куниберт»), и задержался в городе более чем на месяц после ее исполнения. Его благодарственное письмо, отправленное из Рима 24 ноября, содержит заверения «в долге самых покорных слуг» от имени всей его семьи. Это было больше, чем хотел Фердинандо от Скарлатти, и его ответ pointedly (уклончиво) игнорирует renewed (возобновленные) предложения и просьбы, которые, должно быть, были высказаны verbally (устно) и explicitly (явно) во время месяцев пребывания Скарлатти во Флоренции.
Пока Алессандро продолжал задерживать свое возвращение в Неаполь, останавливаясь в Риме в поисках новых должностей, Доменико вернулся пунктуально и был хорошо принят. Алессандро вернулся в конце декабря 1702 года, раскрыв свое намерение переехать в Рим, где он ошибочно полагал, что нашел «подходящую нишу». Следуя инструкциям, Саломони отговаривал Скарлатти от повторения в Риме катастроф его визита во Флоренцию. Когда композитор попросил освободить его от должности, Саломони, учитывая потерю дохода, которую понесет Скарлатти, если он уедет в Рим, был scandalized (возмущен) опрометчивым решением и написал, что вице-король «из сострадания или чтобы избежать серьезной ситуации для капеллы» отклонил просьбу музыканта об отставке и считал его отстраненным на два месяца. По истечении этого периода от Скарлатти ничего не было heard (слышно), и Аскалона (впоследствии обвиненный в oppressive (угнетающем) и tyrannical (тираническом) поведении) терпеливо и напрасно ждал семь месяцев его возвращения, прежде чем объявить конкурс на замену неисполнительного.
Неаполитанский период (1684–1702) стал временем расцвета творчества Скарлатти и формирования неаполитанской оперной школы. Он сочинил десятки опер для Teatro San Bartolomeo, установив новые стандарты в жанре opera seria. Его музыка этого периода характеризуется расширением оркестрового состава, развитием da capo арии, усложнением гармонического языка и углублением драматической выразительности. Параллельно он создавал многочисленные кантаты, серенаты и духовную музыку, демонстрируя невероятную продуктивность и творческую универсальность.
Ситуация в Риме оказалась не такой, как представлял себе Скарлатти. Даже прибытие Марии Казимиры, бывшей королевы Польши, намекавшее на возвращение эпохи Кристины, не изменило положения: она была более скромной фигурой, и ее жизнь в Риме была омрачена соперничеством между австрийцами и «галлиспанами» (сторонниками Франции и Испании). Под давлением противоречивых требований соответствующих послов Климент XI не мог решиться, кого из претендентов он в конечном итоге признает королем Испании, и искал решение в коллективном покаянии. В этой мрачной атмосфере не было места опере, и Скарлатти пришлось довольствоваться ораториями и кантатами для своих обычных покровителей. 9 января 1703 года он был назначен помощником Джованни Бичилли, пожилого maestro di cappella (руководителя капеллы) Конгрегации ораторианцев святого Филиппа Нери при церкви Кьеза Нуова; их представители проявили «явное отвращение» к принятию Скарлатти, но непрерывное давление со стороны Оттобони позволило преодолеть все препятствия. В документе о назначении уточняется, что представители предоставили пост Скарлатти, который упоминается как «выдающийся maestro di cappella», и отмечается его репутация прогульщика. Учитывая важность оратории в музыкальной жизни Рима и важное положение церкви Кьеза Нуова ди Санта-Мария-ин-Валличелла в этом жанре, работа Скарлатти там приобретает особое значение; но он дал понять, что «рассчитывает участвовать только во время главных празднеств». Когда в мае 1705 года Оттобони узнал о ситуации, он потребовал от своего протеже «явиться для служения церкви либо оставить пост помощника»: Скарлатти подал в отставку по причине «многочисленной деятельности, которую он предпринимал, сочиняя музыку на службе у различных персон». Среди этой деятельности некоторые были связаны с другим важным постом, полученным через Оттобони: с 31 декабря 1703 года Скарлатти был помощником пожилого и немощного Антонио Фоджи, директора Капеллы Либераiana в базилике Санта-Мария-Маджоре. Здесь его нерадивость также вызывала недовольство капитула, но жалобы были направлены главным образом на его отсутствие усердия в преподавании и управлении капеллой, а не на количество духовной музыки, которую он сочинял в этот особенно продуктивный период.
Чтобы утешить его во все большем разочаровании, Оттобони назначил Скарлатти одним из своих «министров» в апреле 1705 года, но остался недоволен и заменил его Корелли within (в течение) года. Чувство собственного достоинства Скарлатти, должно быть, было польщено его принятием в Аркадскую академию в апреле 1706 года вместе с Паскини и Корелли. Отчет о церемонии приема показывает, что Скарлатти был зачислен не только как «выдающийся мастер музыки», но и как «профессор поэзии».
Жизнь в городе без оперного театра оставалась для него frustrating (удручающей): в течение покаянного периода единственным оперным выходом был Фердинандо Медичи, который между 1702 и 1706 годами заказал Скарлатти пять опер для постановки в Пратолино, но не пригласил неделикатного композитора руководить постановками. Соответственно, переписка Скарлатти с принцем содержит подробные инструкции о чертах, indispensable (необходимых) для удовлетворительного исполнения. Фердинандо ценил дарования Скарлатти, но не хотел развлекать широкую аудиторию Пратолино по существу аристократическим стилем; именно поэтому покровитель Скарлатти неоднократно рекомендовал, чтобы музыка была «более простой и благородной» и «более веселой», где это уместно. Скарлатти протестовал, заявляя о своей готовности «пересочинять снова и снова любую часть оперы, и всю ее, если потребуется», но Фердинандо не был удовлетворен и с 1707 года обратился к Перти для создания опер, которые будут исполняться в Пратолино.
Второй римский период (1703–1708) стал временем интенсивной работы в жанрах оратории и духовной музыки. Несмотря на административные проблемы и недовольство работодателей, этот период был исключительно продуктивным в творческом отношении. Скарлатти создал значительное количество ораторий, мотетов и кантат, демонстрируя глубокое понимание духовных текстов и мастерство в сочетании полифонических и гомофонных приемов. Его принятие в Аркадскую академию подтвердило его статус не только как музыканта, но и как интеллектуала. Однако отсутствие возможностей для оперного творчества, его главной страсти, стало источником постоянной творческой неудовлетворенности.
Пока этот кризис развивался, потребность выразить себя в опере заставляла Скарлатти все чаще обращать взоры к Венеции, повсеместно считавшейся Меккой оперы. Доменико отправился вперед с письмом к Фердинандо Медичи, которое содержало оценку таланта «орла, чьи крылья выросли и которому не следует сидеть праздно в гнезде». Трудно совместить заявленное Алессандро намерение не препятствовать полету маленького орла с повелительным тоном, с которым он как отец утверждает, что «насильно удалил» Доменико из Неаполя, все более недостойного его способностей, или «отослал его» из Рима, который «не имеет дома, чтобы принять Музыку, которая живет там, как нищая». Было бы уместно нанести визит вежливости Фердинандо во время проезда через Флоренцию. Письмо Скарлатти идет дальше и reveals (обнаруживает) желание, чтобы принц взял Доменико на постоянную должность, но эта надежда также не оправдалась; Фердинандо лишь заверил Алессандро, что отметил прогресс орла и порекомендовал его венецианскому патрицию, который поможет ему «проявить свой талант и обрести [подобающее] состояние» в Венеции, «где способности должны встречать все больший прием и благосклонность».
За исключением анекдотов, нет никаких записей о деятельности Доменико в Венеции. Визит Алессандро, должно быть, был спонсирован Оттобони; в либретто двух опер, поставленных в театре Сан-Джованни-Гризостомо, Скарлатти объявил себя находящимся на службе у Оттобони. Учитывая, насколько широко ставились оперы Скарлатти, удивительно, но показательно, что венецианские публичные оперные театры оставались незатронутыми ими. Венецианские композиторы сумели не допустить проникновения работ своего rivals (соперника) в их цитадель, но теперь Гаспарини и Оттобони прорвали блокаду. Однако этот важный визит не принес желаемых результатов, ибо суровый драматический подход Фриджимелики Роберти, либреттиста «Il trionfo della libertà» («Триумф свободы») и «Il Mitridate Eupatore» («Митридат Евпатор»), если и подходил к austere (строгому) стилю Скарлатти, не соответствовал венецианскому вкусу. «Il trionfo della libertà», от которого сохранились лишь фрагменты, был принят, по-видимому, более благоприятно (или менее холодно); «Mitridate Eupatore», шедевр (который повлияет на Генделя), был беспощадно атакован и раскритикован. Ничего не известно о судьбе «Cain, overo Il primo omicidio» («Каин, или Первое убийство»), великолепной оратории, исполненной durante (во время) Великого поста. Поскольку надежды Скарлатти рухнули, он позволил втянуть себя расчетливым rivals (соперникам) в низкие сплетни, и леденящим душу документом его человеческого, как и artistic (творческого), провала является длинная, вероломная сатира «Contro lo Scarlatti» («Против Скарлатти») — работа Бартоломео Дотти.
Венецианский период (1707 год) стал одним из самых драматичных и противоречивых в карьере Скарлатти. Его попытка завоевать признание в столице оперного мира окончилась болезненным провалом. Оперы, созданные для Венеции, — «Il trionfo della libertà» и особенно «Il Mitridate Eupatore» — являются вершинами его творчества, демонстрирующими зрелый, интеллектуальный и глубоко драматичный стиль. Их холодный прием венецианской публикой, привыкшей к более легковесным и зрелищным произведениям,highlighted (подчеркнул) растущий разрыв между художественными амбициями Скарлатти и вкусами широкой аудитории. Оратория «Cain, overo Il primo omicidio», созданная в тот же период, признана одним из его духовных шедевров. Венецианская неудача стала тяжелым ударом по его репутации и уверенности в себе.
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Алессандро (Часть 1) Скарлатти на сайте библиотеки IMSLP