Скарлатти, Франческо (Антонио Никола)
1666 - 1741

Назад

Francesco (Antonio Nicola) Scarlatt

  • Дата рождения: 5 декабря 1666 года
  • Место рождения: Палермо, Сицилия, Королевство Сицилия
  • Дата смерти: после января 1741 года
  • Место смерти: Дублин, Ирландия

Биография

Франческо Скарлатти, младший брат знаменитого композитора Алессандро Скарлатти, был композитором и скрипачом. Около 1672–1674 годов он переехал в Неаполь, где обучался в одном из местных консерваторий. 17 февраля 1684 года он был назначен скрипачом при королевском дворе Неаполя, в то же самое время, когда его брат Алессандро получил пост maestro di cappella (руководителя капеллы). В 1690 году Франческо женился на Розалине Альбано, которая родила ему по меньшей мере пятерых детей; она скончалась в Палермо 29 июня 1706 года.

В феврале 1691 года Скарлатти получил разрешение отправиться на Сицилию, где он оставался по меньшей мере 24 года. В прошении на должность вице-капельмейстера при дворе императора Карла VI, датированном 29 июня 1715 года, он указал, что в течение 26 лет был maestro di cappella в Палермо. Речь шла не о королевской капелле, но его деятельность в Палермо в качестве профессионального музыканта подтверждается включением его имени в списки членов городского «Союза музыкантов» (Unione dei Musici) в январе и июле 1694 года.

В этот палермский период были исполнены его произведения: «диалог на пять голосов» «La profetessa guerriera» (Воинственная пророчица) в монастыре Непорочного Зачатия в Палермо (1703), а также два латинских оратория, исполненных в оратории Арчиконфратернита дель Сантиссимо Крочифиссо в Риме в 1699 и 1710 годах. Комедия на диалекте «Lo Petracchio scremmetore», созданная в collaboration с его зятем Николой Пагано, была поставлена в Аверсе близ Неаполя в 1711 году.

Несмотря на полную поддержку капельмейстера Иоганна Йозефа Фукса, прошение Скарлатти в 1715 году на пост вице-капельмейстера при венском дворе оказалось неуспешным, хотя он и утверждал, что потерял свое положение в Палермо из-за своих австрийских симпатий. Его «Miserere» соль минор, вероятно, было написано для поддержки этой заявки.

Скарлатти вернулся в материковую Италию; в феврале 1719 года он получил жалованье за свою прежнюю должность в Неаполе. В том же году он отправился в Лондон, возможно, по приглашению Генделя или Джеминиани; его имя появляется в ряде концертных анонсов между 1719 и 1724 годами. В январе 1720 года ему была предложена, но, судя по всему, отвергнута, должность в Кэннонсе.

К 1733 году он переехал в Дублин, вероятно, по рекомендации Томаса Роузингрейва или Мэтью Дюбура. Благотворительный концерт в его пользу, анонсированный в январе/феврале 1741 года, упоминает, что он «из-за длительной болезни оказался в стесненных обстоятельствах». Вероятно, он умер вскоре после этого.

Творчество

Творческое наследие Франческо Скарлатти значительно менее известно, чем наследие его великого брата. Он работал в основных жанрах своей эпохи: комическая опера, оратория, кантата и духовная музыка. Его стиль, находящийся в русле неаполитанской школы, отличается мелодической изобретательностью и мастерством письма. Его пребывание в Англии и Ирландии в поздний период жизни делает его фигурой, связующей итальянскую барочную традицию с музыкальной культурой Северной Европы.

Произведения

Сценические произведения:

  • «Lo Petracchio scremmetore» (Ло Петраккио Скрепметоре) (комедия, А. Капис), Аверса, 1711, утрачено

Оратории:

  • «Agnus occisus ab origine mundi in Abele» (Агнец, закланный от начала мира в Авеле), Рим, 1699, утрачено
  • «La profetessa guerriera» (Воинственная пророчица), Палермо, 1703, фрагменты сохранились
  • «Israele per foeminam triumphans» (Израиль, торжествующий благодаря женщине), Рим, 1710, утрачено
  • «Daniele nel lago de' leoni» (Даниил во рве львином), ок. 1710

Духовная музыка:

  • Месса для 16 голосов и инструментов, 1702
  • «Dixit Dominus» (Сказал Господь) для 16 голосов и инструментов, 1703
  • «Miserere» (Помилуй) для 5 голосов и инструментов, 1714
  • «Laetatus sum» (Возрадовался я) для 5 голосов и струнных

Кантаты:

  • «Adorna il seno» (Укрась грудь)
  • «Belle pupille care» (Прекрасные милые очи)
  • «Il nuovo sole» (Новое солнце) (серената)
  • «In solitario loco lungi» (В уединенном месте вдали)
  • «Là dove vegnano» (Туда, где приходят)
  • «O come in un'istante» (О, как в одно мгновение)
  • Пасторальная кантата для двух голосов и инструментов, 1724, утрачено
  • и другие.

Прочие сочинения:

  • Каноны для трех голосов: «Comincio solo» (Начинаю один), «Voi sola posete» (Только вы можете)
  • «Sinfonia» (Симфония) до мажор

(† — принадлежность произведения Франческо Скарлатти считается сомнительной)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Франческо (Антонио Никола) Скарлатти на сайте библиотеки IMSLP