Скарлатти, Франческо (Антонио Никола)
1666 - 1741
Назад
Francesco (Antonio Nicola) Scarlatt

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Скарлатти, младший брат знаменитого композитора Алессандро Скарлатти, был композитором и скрипачом. Около 1672–1674 годов он переехал в Неаполь, где обучался в одном из местных консерваторий. 17 февраля 1684 года он был назначен скрипачом при королевском дворе Неаполя, в то же самое время, когда его брат Алессандро получил пост maestro di cappella (руководителя капеллы). В 1690 году Франческо женился на Розалине Альбано, которая родила ему по меньшей мере пятерых детей; она скончалась в Палермо 29 июня 1706 года.
В феврале 1691 года Скарлатти получил разрешение отправиться на Сицилию, где он оставался по меньшей мере 24 года. В прошении на должность вице-капельмейстера при дворе императора Карла VI, датированном 29 июня 1715 года, он указал, что в течение 26 лет был maestro di cappella в Палермо. Речь шла не о королевской капелле, но его деятельность в Палермо в качестве профессионального музыканта подтверждается включением его имени в списки членов городского «Союза музыкантов» (Unione dei Musici) в январе и июле 1694 года.
В этот палермский период были исполнены его произведения: «диалог на пять голосов» «La profetessa guerriera» (Воинственная пророчица) в монастыре Непорочного Зачатия в Палермо (1703), а также два латинских оратория, исполненных в оратории Арчиконфратернита дель Сантиссимо Крочифиссо в Риме в 1699 и 1710 годах. Комедия на диалекте «Lo Petracchio scremmetore», созданная в collaboration с его зятем Николой Пагано, была поставлена в Аверсе близ Неаполя в 1711 году.
Несмотря на полную поддержку капельмейстера Иоганна Йозефа Фукса, прошение Скарлатти в 1715 году на пост вице-капельмейстера при венском дворе оказалось неуспешным, хотя он и утверждал, что потерял свое положение в Палермо из-за своих австрийских симпатий. Его «Miserere» соль минор, вероятно, было написано для поддержки этой заявки.
Скарлатти вернулся в материковую Италию; в феврале 1719 года он получил жалованье за свою прежнюю должность в Неаполе. В том же году он отправился в Лондон, возможно, по приглашению Генделя или Джеминиани; его имя появляется в ряде концертных анонсов между 1719 и 1724 годами. В январе 1720 года ему была предложена, но, судя по всему, отвергнута, должность в Кэннонсе.
К 1733 году он переехал в Дублин, вероятно, по рекомендации Томаса Роузингрейва или Мэтью Дюбура. Благотворительный концерт в его пользу, анонсированный в январе/феврале 1741 года, упоминает, что он «из-за длительной болезни оказался в стесненных обстоятельствах». Вероятно, он умер вскоре после этого.
Творческое наследие Франческо Скарлатти значительно менее известно, чем наследие его великого брата. Он работал в основных жанрах своей эпохи: комическая опера, оратория, кантата и духовная музыка. Его стиль, находящийся в русле неаполитанской школы, отличается мелодической изобретательностью и мастерством письма. Его пребывание в Англии и Ирландии в поздний период жизни делает его фигурой, связующей итальянскую барочную традицию с музыкальной культурой Северной Европы.
Сценические произведения:
Оратории:
Духовная музыка:
Кантаты:
Прочие сочинения:
(† — принадлежность произведения Франческо Скарлатти считается сомнительной)
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Франческо (Антонио Никола) Скарлатти на сайте библиотеки IMSLP