Скапитта, Винченцо
.... - 1656
Назад
Vincenzo Scapitta

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Винченцо Скапитта (также известный как Скапита) — итальянский композитор и монах-минорит. С 1621 по 1633 год он служил капелланом и тенором при дворе эрцгерцога Леопольда V Тирольского в Инсбруке. В 1633 году жена Леопольда рекомендовала его кардиналу Эрнсту фон Харраху в Праге, который, по-видимому, затем устроил его на службу к кардиналу Францу Дитрихштейну, епископу Оломоуца и губернатору Моравии. Однако кардинал умер в 1636 году, после чего Скапитта переехал в Варшаву, где стал капелланом и тенором при дворе короля Владислава IV. В 1645 году он получил разрешение основать монастырь миноритов, настоятелем которого стал. Он также действовал как провинциал ордена в Трансильвании и как его комиссар для Польши и России. Шведское вторжение в Польшу в 1655 году вынудило его бежать из Варшавы через Львов в Вену, где он скончался в монастыре миноритов. Некролог монастыря описывает его как «Capellae Magister» (руководителя капеллы) при польском дворе, однако эту должность до 1649 года занимал Марко Скаччи, а затем — Бартломей Пенкель.
Творческое наследие Винченцо Скапитты невелико, но свидетельствует о его мастерстве в области духовной музыки. Сохранились два напечатанных сборника его музыки. Его сборник «Vaghi fiori di Maria Vergine» («Прекрасные цветы Девы Марии») для двух-четырех голосов, соч. 2 (1628), содержит духовные произведения в стиле «Cento concerti ecclesiastici» («Сто церковных концертов») Лодовико Виаданы; 18 из них принадлежат Скапитте, а четыре — другим композиторам, включая Иоганна Штадльмайра, капельмейстера инсбрукского двора. Его «Missae», соч. 3 (Венеция, 1629), содержит две пятиголосные мессы с инструментами («La Scarmigliona» и «Altro non è il mio cor») и две восьмиголосные мессы («La lottiera» и «Tota pulchra es»). Поскольку он был упомянут с похвалой в «Cribrum musicum» Марко Скаччи (Венеция, 1643) как ведущий музыкант польского двора, он, возможно, также отметился как композитор в Польше, но единственные известные произведения того периода — два канона, опубликованные в сборнике Скаччи. Его утерянные соч. 1, возможно, были опубликованы в Аугсбурге в 1623 году, а «Musica di camera» («Камерная музыка», Венеция, 1630) упоминается в «Musicalisches Lexicon» (1732) И.Г. Вальтера.
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Винченцо Скапитты на сайте библиотеки IMSLP