Скалетта, Орацио
1550 - 1630

Назад

Orazio Scaletta

  • Дата рождения: около 1550 года
  • Место рождения: Крема, провинция Кремона
  • Дата смерти: 1630 год
  • Место смерти: Падуя, Венецианская республика

Биография

Орацио Скалетта — итальянский композитор и теоретик музыки эпохи Позднего Возрождения и раннего Барокко. Согласно его собственному указанию в «Primo libro de’ madrigali» (1585), в то время он занимал пост maestro di cappella (руководителя капеллы) в Милане. Посвящение в сборнике «Vilanelle alla romana» (1590) позволяет предположить, что к тому времени он уже жил в Венеции, причем достаточно долго, так как в нем признается влияние Джованни Габриели, «весьма почитаемого в нашей профессии». В том же году он был maestro (руководителем) в Лоди, а в 1595 году, согласно посвящению в «Effetti d’amore», жил в Бергамо. В период между 1601 и 1609 годами он был maestro di cappella в Креме, а затем, до 1611 года, — руководителем в Chiesa Maggiore (Главной церкви) в Сало. К 1615 году он вернулся в Бергамо, где стал maestro di cappella в базилике Санта-Мария-Маджоре. Хотя герцог Мантуи во время его пребывания в Креме приказал отчеканить золотую монету в его честь, а Людовик XIII позднее вручил ему в Париже золотую корону и разрешил изображать fleur de lys (геральдическую лилию) в своих публикациях, его положение в Бергамо, судя по всему, не было особенно важным. Действительно, к 1617 году хор переживал упадок и насчитывал всего три альта, два тенора и два баса, а также сообщалось о крайне плохой дисциплине, что было характерно и для его периода в Сало. К 1620 году его сменил Джованни Каваччо. Под конец жизни Скалетта, возможно, находился в базилике Святого Антония в Падуе, где, по-видимому, и скончался от чумы.

Творчество

Орацио Скалетта известен прежде всего как автор двух теоретических трактатов, из которых более популярный, «Scala di musica», переиздавался 14 раз в различных форматах вплоть до 1647 года и в переработанной версии появился еще в 1685 году. В обеих книгах он простым и straightforward (прямым) образом разбирал базовые дидактические вопросы. Согласно Ледереру, они демонстрируют свободу от строгих учений Царлино (что необычно для их ранней даты), и, концентрируясь на практических вопросах, позволяют предположить, что теоретики начали принимать развивающуюся seconda pratica (вторую практику). Как композитор он работал в различных светских и духовных жанрах, сочиняя мадригалы, вилланеллы, канцонетты, мессы, мотеты и инструментальную музыку.

Произведения

Светская вокальная музыка

  • «Il primo libro de’ madrigali» (Первая книга мадригалов) для 5 голосов (1585), сохранилась частично
  • «Amorosi pensieri: il secondo libro de madrigaletti» (Любовные мысли: Вторая книга мадригалов) для 5 голосов … с одной французской песней для 4 голосов и одним диалогом для 7 голосов (1590)
  • «Vilanelle alla romana» (Вилланеллы в римском стиле) … книга первая для 3 голосов (1590)
  • «Diletto musicale: primo libro de madrigali» (Музыкальное наслаждение: первая книга мадригалов) для 4 голосов (1593), сохранилась частично
  • «Effetti d’amore, canzonette» (Эффекты любви, канцонетты) … с одной маскарадной песней … книга первая для 4 голосов (1595)
  • «Affettuosi affetti: madrigali» (Нежные аффекты: мадригалы) для 6 голосов (1604), сохранилась частично
  • Два духовных мадригала для 2 голосов, сохранились частично

Духовная вокальная музыка

  • «Sacra armonia» (Священная гармония) для 4–8 голосов и basso continuo (1610), сохранилась частично
  • «Timpano celeste» (Небесный тимпан) для 1–4 голосов и basso continuo (1611)
  • «Messa et il vespro» (Месса и вечерня) для 3 голосов и органа (Милан, 1615)
  • Одна месса (1628)
  • Два мотета (1622)
  • Мотеты (в рукописях)

Инструментальная музыка

  • «Cetra spirituale» (Духовная кифара) для 2–4 голосов и органа (Милан, 1605), сохранилась частично; партитура датирована 1606 годом
  • «Cetra temporale» (Мирская кифара) … для пения под китарроне, лютню и клавесин (Милан, 1607), сохранилась частично

Теоретические труды

  • «Scala di musica molto necessaria per principianti» (Музыкальная лестница, весьма необходимая для начинающих) (1585)
  • «Primo scalino della scala di contrapunto» (Первая ступень лестницы контрапункта) (Милан, 1622)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Орацио Скалетты на сайте библиотеки IMSLP