Скалетта, Орацио
1550 - 1630
Назад
Orazio Scaletta

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Орацио Скалетта — итальянский композитор и теоретик музыки эпохи Позднего Возрождения и раннего Барокко. Согласно его собственному указанию в «Primo libro de’ madrigali» (1585), в то время он занимал пост maestro di cappella (руководителя капеллы) в Милане. Посвящение в сборнике «Vilanelle alla romana» (1590) позволяет предположить, что к тому времени он уже жил в Венеции, причем достаточно долго, так как в нем признается влияние Джованни Габриели, «весьма почитаемого в нашей профессии». В том же году он был maestro (руководителем) в Лоди, а в 1595 году, согласно посвящению в «Effetti d’amore», жил в Бергамо. В период между 1601 и 1609 годами он был maestro di cappella в Креме, а затем, до 1611 года, — руководителем в Chiesa Maggiore (Главной церкви) в Сало. К 1615 году он вернулся в Бергамо, где стал maestro di cappella в базилике Санта-Мария-Маджоре. Хотя герцог Мантуи во время его пребывания в Креме приказал отчеканить золотую монету в его честь, а Людовик XIII позднее вручил ему в Париже золотую корону и разрешил изображать fleur de lys (геральдическую лилию) в своих публикациях, его положение в Бергамо, судя по всему, не было особенно важным. Действительно, к 1617 году хор переживал упадок и насчитывал всего три альта, два тенора и два баса, а также сообщалось о крайне плохой дисциплине, что было характерно и для его периода в Сало. К 1620 году его сменил Джованни Каваччо. Под конец жизни Скалетта, возможно, находился в базилике Святого Антония в Падуе, где, по-видимому, и скончался от чумы.
Орацио Скалетта известен прежде всего как автор двух теоретических трактатов, из которых более популярный, «Scala di musica», переиздавался 14 раз в различных форматах вплоть до 1647 года и в переработанной версии появился еще в 1685 году. В обеих книгах он простым и straightforward (прямым) образом разбирал базовые дидактические вопросы. Согласно Ледереру, они демонстрируют свободу от строгих учений Царлино (что необычно для их ранней даты), и, концентрируясь на практических вопросах, позволяют предположить, что теоретики начали принимать развивающуюся seconda pratica (вторую практику). Как композитор он работал в различных светских и духовных жанрах, сочиняя мадригалы, вилланеллы, канцонетты, мессы, мотеты и инструментальную музыку.
Светская вокальная музыка
Духовная вокальная музыка
Инструментальная музыка
Теоретические труды
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Орацио Скалетты на сайте библиотеки IMSLP