Скаччи, Марко
1600 - 1662
Назад
Marco Scacchi

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Марко Скаччи — итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Барокко. Он известен прежде всего своей полемикой в защиту современной ему музыки против консервативных взглядов Пауля Зиферта, но заслуживает признания и как высоко оригинальный музыкальный мыслитель. Скаччи был протеже и учеником Джованни Франческо Анерио. Около 1621 года он отправился в Варшаву в качестве скрипача, где сначала служил музыкантом у принца Владислава, а затем, вероятно, стал руководителем частной музыки принца. В 1633 году, после коронации принца как Владислава IV, Скаччи был назначен maestro di cappella (руководителем королевской капеллы). Плохое здоровье заставило его уйти в отставку и вернуться в Галлезе в марте 1649 года, но он продолжал преподавать; среди его учеников был Анджело Берарди, который широко цитировал его и опубликовал два его труда в своем сборнике «Documenti armonici» (1687).
Скаччи сочинял во всех вокальных жанрах своего времени. Большая часть его духовной музыки написана в том, что он сам в своих теоретических трудах называл «stile imbastardito» («смешанный стиль»), который он считал допустимым в рамках seconda pratica (второй практики). В его обязанности входило сочинение музыки для официальных придворных мероприятий, и он, должно быть, написал множество полихоральных произведений (сохранились упоминания о сочинении на 16 голосов), но полностью сохранилась только одна такая работа — «Missa omnium tonorum». Эта месса является редким примером произведения, incorporating (включающего) все церковные лады. Его концертные духовные сочинения часто используют трио-текстуру и сольные пассажи в речитативном стиле (например, в «Qui timet Dominum»). Влияние венецианской школы прослеживается в форме некоторых из этих пьес, например, в рондо-структуре «Laudate pueri Dominum». Среди его сочинений в стиле prima pratica (первой практики) — сборник месс (1633) и работы в «Cribrum musicum».
Единственное драматическое произведение, которое с уверенностью можно приписать Скаччи, — «Il ratto di Helena» (1634), но он, вероятно, contributed (внес вклад) в ряд произведений, поставленных при польском дворе. Поскольку музыка утрачена, мы можем только строить догадки о её стиле. На основании его теоретических трудов и familiarity (знакомства) с музыкой Монтеверди можно предположить, что его речитатив был менее строгим и более мелодичным, чем у ранних флорентийцев. Скаччи сочинял мадригалы на протяжении всей своей карьеры. Он, вероятно, опубликовал три книги, но сохранилась только одна. Поэтические тексты в этой книге mostly (в основном) принадлежат Гварини, а мадригалы показывают влияние обработок Гварини Монтеверди в его четвертой и пятой книгах мадригалов.
Теоретические труды и полемика
Скаччи считал, что каждому жанру присущ distinct (особый) стиль со своими стандартами композиционной техники. Его раздражало, когда Зиферт смешивал жанры в своих «Psalmen Davids» (1640), что дало ему pretext (повод) ответить на клеветнические заявления Зиферта об итальянской музыке. Их полемика вылилась в серию публикаций: Скаччи с критикой ошибок Зиферта («Cribrum musicum», 1643), ответ Зиферта («Anticribratio», 1645) и, наконец, сборник писем в поддержку Скаччи от видных композиторов («Judicium Cribri musici», ок. 1649), среди которых был и Генрих Шютц. В своем «Breve discorso sopra la musica moderna» («Краткий трактат о современной музыке», 1649) Скаччи выступил за принятие множественности стилей. Его классификация стилей (церковный, камерный и театральный) была в дальнейшем развита Кристофом Бернхардом, Анджело Берарди, Иоганном Йозефом Фуксом и Иоганном Маттезоном.
Духовная музыка
Светская музыка
Сценические произведения
Теоретические труды
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Марко Скаччи на сайте библиотеки IMSLP