Скаччи, Марко
1600 - 1662

Назад

Marco Scacchi

  • Дата рождения: около 1600 года
  • Место рождения: Галлезе, близ Витербо, Папская область
  • Дата смерти: 7 сентября 1662 года
  • Место смерти: Галлезе, Папская область

Биография

Марко Скаччи — итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Барокко. Он известен прежде всего своей полемикой в защиту современной ему музыки против консервативных взглядов Пауля Зиферта, но заслуживает признания и как высоко оригинальный музыкальный мыслитель. Скаччи был протеже и учеником Джованни Франческо Анерио. Около 1621 года он отправился в Варшаву в качестве скрипача, где сначала служил музыкантом у принца Владислава, а затем, вероятно, стал руководителем частной музыки принца. В 1633 году, после коронации принца как Владислава IV, Скаччи был назначен maestro di cappella (руководителем королевской капеллы). Плохое здоровье заставило его уйти в отставку и вернуться в Галлезе в марте 1649 года, но он продолжал преподавать; среди его учеников был Анджело Берарди, который широко цитировал его и опубликовал два его труда в своем сборнике «Documenti armonici» (1687).

Творчество

Скаччи сочинял во всех вокальных жанрах своего времени. Большая часть его духовной музыки написана в том, что он сам в своих теоретических трудах называл «stile imbastardito» («смешанный стиль»), который он считал допустимым в рамках seconda pratica (второй практики). В его обязанности входило сочинение музыки для официальных придворных мероприятий, и он, должно быть, написал множество полихоральных произведений (сохранились упоминания о сочинении на 16 голосов), но полностью сохранилась только одна такая работа — «Missa omnium tonorum». Эта месса является редким примером произведения, incorporating (включающего) все церковные лады. Его концертные духовные сочинения часто используют трио-текстуру и сольные пассажи в речитативном стиле (например, в «Qui timet Dominum»). Влияние венецианской школы прослеживается в форме некоторых из этих пьес, например, в рондо-структуре «Laudate pueri Dominum». Среди его сочинений в стиле prima pratica (первой практики) — сборник месс (1633) и работы в «Cribrum musicum».

Единственное драматическое произведение, которое с уверенностью можно приписать Скаччи, — «Il ratto di Helena» (1634), но он, вероятно, contributed (внес вклад) в ряд произведений, поставленных при польском дворе. Поскольку музыка утрачена, мы можем только строить догадки о её стиле. На основании его теоретических трудов и familiarity (знакомства) с музыкой Монтеверди можно предположить, что его речитатив был менее строгим и более мелодичным, чем у ранних флорентийцев. Скаччи сочинял мадригалы на протяжении всей своей карьеры. Он, вероятно, опубликовал три книги, но сохранилась только одна. Поэтические тексты в этой книге mostly (в основном) принадлежат Гварини, а мадригалы показывают влияние обработок Гварини Монтеверди в его четвертой и пятой книгах мадригалов.

Теоретические труды и полемика

Скаччи считал, что каждому жанру присущ distinct (особый) стиль со своими стандартами композиционной техники. Его раздражало, когда Зиферт смешивал жанры в своих «Psalmen Davids» (1640), что дало ему pretext (повод) ответить на клеветнические заявления Зиферта об итальянской музыке. Их полемика вылилась в серию публикаций: Скаччи с критикой ошибок Зиферта («Cribrum musicum», 1643), ответ Зиферта («Anticribratio», 1645) и, наконец, сборник писем в поддержку Скаччи от видных композиторов («Judicium Cribri musici», ок. 1649), среди которых был и Генрих Шютц. В своем «Breve discorso sopra la musica moderna» («Краткий трактат о современной музыке», 1649) Скаччи выступил за принятие множественности стилей. Его классификация стилей (церковный, камерный и театральный) была в дальнейшем развита Кристофом Бернхардом, Анджело Берарди, Иоганном Йозефом Фуксом и Иоганном Маттезоном.

Произведения

Духовная музыка

  • «[4] Missarum liber I» («Первая книга из 4 месс») для 4 голосов (1633)
  • Мотет «Die Pater extreme cum vitae»
  • «Missa omnium tonorum» («Месса всех тонов») для 3 хоров и инструментального ансамбля
  • Полихоральная месса «Missa super pacis» (сохранилась частично)
  • «Osanna Alleluia vivat et floreat rex Casimirus» («Осанна, Аллилуйя, да живет и процветает король Казимир») для 2 голосов и 2 инструментов
  • Мотет «Qui timet Dominum» («Боящийся Господа»)
  • Около 10 духовных сочинений, сохранившихся в рукописях

Светская музыка

  • «[15] Madrigali … concertati» («15 концертных мадригалов») для 5 голосов и basso continuo (1634, сохранились частично)
  • Три мадригала для 2–4 голосов (опубликованы в «Cribrum musicum»)

Сценические произведения

  • «Il ratto di Helena» («Похищение Елены»), драма на либретто В. Пуччителли (1634, музыка утрачена)

Теоретические труды

  • «Cribrum musicum ad triticum Syferticum» («Музыкальное сито для сифертовой пшеницы», 1643)
  • «Lettera per maggiore informatione» («Письмо для большего ознакомления», 1644, утрачено)
  • «Epistola ad excellentissimum Dn. CS. Wernerum» («Письмо к достопочтенному господину К.С. Вернеру», ок. 1648)
  • «Judicium cribri musici» («Суждение музыкального сита», ок. 1649, утрачено)
  • «Breve discorso sopra la musica moderna» («Краткий трактат о современной музыке», 1649)

© baroquemusic.ru







Ноты сочинений Марко Скаччи на сайте библиотеки IMSLP