Скакки, Марко
ок.1600 - 1662

Назад

Марко Скакки (Marco Scacchi) - Итальянский композитор, теоретик

Родился ок. 1600 года, Галлезе, Лацио - умер 7 сентября 1662 года, Галлезе, Лацио.

Он учился у Джованни Франческо Анерио в Риме. С 1626 года Скакки состоял при дворе в Варшаве и был там капельмейстером с 1628 по 1649 год. Пауль Зиферт (1586-1666) - немецкий композитор и органист, - обвинил Скакки в плохой технике, что привело к словесной войне, длившейся годы. Затем, после тяжелой болезни, он вернулся в Италию, где сосредоточился на написании статей по теории музыки. Скакки считал, что каждый музыкальный жанр должен иметь свой собственный уникальный стиль, и он разработал свою собственную систему классификации произведений, которая оказала влияние на последующие поколения; Анджело Берарди подробно цитировал его в своем трактате "Документи армоничи" (1687).

Скакки был плодовитым композитором, писавшим мессы, мадригалы и духовные концерты. Почти все его сценические произведения утрачены. Он умер в Галлезе.

Марко Скакки - создатель оригинального учения о музыкальном стиле, повлиявшего на многих теоретиков. Ему удалось понять перспективность разграничения "камерной" и "церковной музыки", появившегося в середине XVI века. В своем трактате "Cribrum musicum" (Музыкальное решето), написанной в Венеции в 1643 году и адресованном П. Зиферту, данцигскому органисту, ученику Свелинка, а также в „Письме к высокороднейшему господину К. С. Вернеру", относящемся, вероятно, к 1648 г. Скакки различал три стиля: "церковный", "камерный", "театральный, или сценический" ("stylus ecclesiasticus", "stylus cubicularis", "stylus theatralis seu scenicus"). Церковный стиль существовал в четырех разновидностях. К первой относились сочинения для 4-8 голосов a cappella; ко второй - для 4-8 голосов или многохорные композиции с добавлением органа; к третьей -для 4-8 голосов или многохорные композиции с участием инструментов -"песнопения с концертом" или "в концерте" ("cum concerto", "in concerto"); к четвертой - сочинения, написанные в "порченом стиле" ("stile imbastardito"). “Порченый стиль” Скакки определял как "смешанный" ("mischio"), относя его к "речитативному", "stile moderno", ко "второй практике", в то время как остальные разновидности “церковного стиля” составляли "первую практику". "Камерный стиль" представлен тремя видами: мадригалами a cappella "da tavolino"; произведениями с basso continuo, вокально-инструментальными сочинениями. В "театральном стиле" различался "простой речитативный стиль" и "речитативный стиль с использованием жестов".

Прямым последователем Скакки был его адепт Анжело Берарди. Он популяризировал учение Скакки в работах "Музыкальные рассуждения" (1681) и "Музыкальная смесь" (1689). Берарди сохраняет деление на две практики и три стиля и пишет, что древние "обладали одним стилем и только одной практикой". Новые ("gli moderni") владеют у него тремя стилями: “церковным, камерным и театральным”. Берарди удерживает внутреннюю дифференциацию трех стилей, предложенную Скакки.
В сильнейшей степени учение Скакки повлияло на немцев. "Письмо к Вернеру" было опубликовано в сборнике К. С. Вернера "Мотеты, или концерты", экземпляр которого принадлежал гамбургскому кантору Томасу Зееле - непосредственному предшественнику Кристофа Бернхарда. После смерти Зееле этот сборник перешел в собственность гамбургской библиотеки, в которой также хранился манускрипт "Музыкального решета". Есть сведения, что Кристоф Бернхард был знаком с учением Скакки. Имя Скакки упоминает Шютц, стремившийся к распространению идей, изложенных в "Письме к Вернеру".

 

Ноты сочинений Марко Скакки на сайте библиотеки IMSLP