Сайв, Ламберт де
1548 - 1614

Назад

Lambert de Sayve

  • Дата рождения: 1548 или 1549 год
  • Место рождения: предположительно окрестности Льежа, княжество-епископство Льежское
  • Дата смерти: между 16 и 28 февраля 1614 года
  • Место смерти: Линц, эрцгерцогство Австрия

Биография

Ламберт де Сайв (также Ламбертус) — композитор и певец, второй сын Раскина де Сайва и наиболее значительный представитель этой музыкальной семьи. В 1562 году он поступил певчим мальчиком в имперскую капеллу в Вене. Раннее признание его талантов подтверждается публикацией трех его мотетов в третьей и четвертой книгах сборника «Novi atque catholici thesauri musici» («Новые и католические музыкальные сокровища») Джованнелли (1568). Император Максимилиан II назначил его учителем пения в аббатстве Мельк в Нижней Австрии в 1569 году. В 1570–71 годах он сопровождал эрцгерцогиню Анну-Марию в её поездке в Испанию для бракосочетания с королем Филиппом II, после чего вернулся в Мельк. С февраля 1777 года и до конца декабря 1582 года он был наставником хористов в капелле эрцгерцога Карла в Граце, а в 1583 году занял пост капельмейстера при дворе эрцгерцога Маттиаса Австрийского (брата императора Рудольфа II). Когда Маттиас унаследовал трон и стал императором в 1612 году, он взял своих музыкантов с собой в Вену, и Ламберт де Сайв был назначен мастером имперской капеллы. Он скончался в Линце в феврале 1614 года.

Творчество

Ламберт де Сайв является ключевой фигурой в передаче традиций нидерландской полифонии и освоении венецианского полихорального стиля в Центральной Европе. Его монументальный сборник «Sacrae symphoniae» («Священные симфонии», 1612), посвященный императору по случаю коронации, содержит литургически упорядоченные мотеты, написанные в течение многих лет. Содержание сборника варьируется от традиционных четырехголосных сочинений в стиле его учителя Филиппа де Монте до масштабных 8-, 12- и 16-голосных полихоральных произведений с инструментами в венецианском стиле. Не менее значимы его светские сочинения: «Teutsche Liedlein» («Немецкие песенки») — короткие, привлекательные строфические песни, напоминающие стиль Якоба Реньяра. Эти песни, по сути являющиеся канцонеттами, демонстрируют удивительное разнообразие фактуры и compelling (увлекательную) гармонию. Михаэль Преториус с большим энтузиазмом отзывался о де Сайве в своем «Syntagma musicum» и переиздал полный набор его песен в Вольфенбюттеле в 1611 году.

Произведения

Духовные сочинения

  • «Sacrae symphoniae» («Священные симфонии») для 4–13 и 15–16 голосов (1612)
  • Мотет «Maria rein mit dein Sohn gmein» («Мария чистая, с Сыном Твоим») для 5 голосов (1604)
  • Мотет «Crucifixus» («Распят») (1605)
  • Три мотета для 3–4 голосов (1568)
  • Семь месс, включая «Dominus regnavit» («Господь воцарился») для 16 голосов, «Omnes gentes» («Все народы») для 14 голосов, «Lyram pulset» («Пусть ударят в лиру») для 5 голосов
  • Мотет «De confessoribus» («О исповедниках») для 5 голосов
  • Мотет «Adorans Daniel Deum» («Даниил, поклоняющийся Богу»)
  • «Magnificat» («Величит душа Моя») для 8 голосов

Светские сочинения

  • «Primo libro delle canzoni a la napolitana» («Первая книга песен в неаполитанском стиле») для 5 голосов (1582)
  • «Teutsche Liedlein» («Немецкие песенки») для 4 голосов (1602)
  • Две шансон в сборнике Й. Линдеманна «Amorum filii Dei» («Любви сынов Божиих») (1598)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Ламберта де Сайва на сайте библиотеки IMSLP