Савиони, Марио
1606 - 1685

Назад

Mario Savioni

  • Дата рождения: между 1606 и 1608 годом
  • Место рождения: Рим, Папская область
  • Дата смерти: 22 апреля 1685 года
  • Место смерти: Рим, Папская область

Биография

Марио Савиони — итальянский композитор, певец и педагог эпохи Барокко, ключевая фигура в развитии римской камерной кантаты. Традиционное музыкальное образование он получил как хорист под руководством Винченцо Уголини и пел под его началом в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме с 1617 по примерно 1621 год. Затем он служил певчим-сопранистом (1621), а позднее — альтистом (1626) в Капелле Джулия в соборе Святого Петра. Позднее он assistirвал Уголини и его преемнику Орацио Беневоли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1631–1644) и достиг вершины своей певческой карьеры, став альтистом в Папской Сикстинской капелле (с марта 1642 по 1667 год). Впервые он выступил в опере еще ребенком, в постановке «Аретуза» Филиппо Витали (Рим, 1620), а затем участвовал в других придворных операх в Риме в 1642 году для кардинала Антонио Барберини и в 1666 году для королевы Кристины Шведской. Записка его отца кардиналу Мазарини в Париж около 1640 года называет Савиони лучшим учителем пения при римском папском дворе. В 1651 году он сочинил музыку к опере «Святая Агнесса», представленной частным образом семьей Памфили в своем римском дворце.

Творчество

Марио Савиони был major figure (крупной фигурой) в первом поколении римских композиторов итальянской камерной кантаты; его произведения появляются в самых ранних источниках кантат, датируемых периодом до 1660 года. Его творчество охватывает широкий спектр настроений — от стандартных патетических ламентоз до здоровой жизнерадостности и откровенной комической пародии. Его мелодический и гармонический стиль отличаются редкой ясностью и стабильностью, с легкой широтой линии. Усиленные живым чувством метра и изящными орнаментами, его арии требуют хорошего верхнего регистра и вокальной agility (агilidad, подвижности). Эти же аспекты характеризуют его духовные и sacred (сакральные) сочинения. Сольные мотеты демонстрируют более цветистый стиль, типичный для этого жанра, чем его кантаты. Три приписываемых ему оратория утеряны. Он сотрудничал с ведущими поэтами своего времени, большинство из которых были связаны с семьей Барберини.

Произведения

  • «Concerti morali e spirituali» («Моральные и духовные концерты») для трех голосов (1660)
  • «Madrigali morali e spirituali» («Моральные и духовные мадригалы») для пяти голосов (1668)
  • «Madrigali e concerti» («Мадригалы и концерты») для трех голосов (1672)
  • «Motetti» («Мотеты») для одного голоса (1676)
  • Опера «S Agnese» («Святая Агнесса») на либретто Доменико Бениньи, 1651
  • Многочисленные кантаты для одного-трех голосов и basso continuo
  • Приписываемые оратории: «Assedio di Samaria» («Осада Самарии»), «La caduta di Vasti» («Падение Васти»), «S Margherita» («Святая Маргарита»); все утеряны, сохранились только тексты.

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Марио Савиони на сайте библиотеки IMSLP