Зецль, Кристоф
1592 - 1655
Назад
Christoph Sätzl

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристоф Зецль был австрийским композитором. Он учился в гимназии во Фрайбурге. Уже к 1612 году он работал в соборе Бриксена, сначала в качестве учителя, а с 1619 года — капельмейстером. В 1617 году он принял сан священника. С 1 июля 1632 года и до своей смерти он служил капельмейстером в женском монастыре (Даменштифт) в Халле, капелла которого была создана по образцу придворной капеллы в Инсбруке: она завоевала высокую репутацию благодаря уровню своей музыки, а устав предписывал, что капельмейстер должен уметь как сочинять, так и обучать хористов пению контрапунктической музыки.
Зецль культивировал большинство духовных стилей и жанров, требовавшихся от капельмейстера католической капеллы XVII века в немецкоязычных землях. Его опубликованные работы включают сборники месс, мотетов, псалмов вечерни и обработки традиционных немецких текстов для Рождества и Пасхи. Его письмо варьируется от произведений в старинном стиле (stile antico) до современных монодий и концертных сочинений (concertato). Почти все его произведения написаны для небольших ансамблей от одного до пяти голосов и бассо континуо, часто с облигатными инструментами; наиболее амбициозные по составу — два небольших полихоральных мотета из «Oesterlicher Jubel» (для двух хоров по три голоса каждый) и «Missa à 7» 1661 года (написана для четырёх голосов, включая солирующие и рипиено партии, двух скрипок или корнетов, виолоне и континуо). Его сборники мотетов 1621 и 1628 годов примечательны включением облигатных инструментальных партий; однако вокальное письмо в этих сборниках остаётся не слишком смелым, широко используя силлабическое распятие текста и гомофонную фактуру. Сборники 1640-х и 50-х годов демонстрируют более индивидуальный подход и предоставляют веские доказательства распространения и влияния современной итальянской музыки в Тироле. Эти сборники включают расширенные разделы в трёхдольном размере, цветистые мелизмы, пары слигованных восьмых и шестнадцатых нот, и пассажи лёгкой концертной имитации. Сборник «Certamen musicum» 1641 года посвящён вокальным дуэтам с облигатными партиями для пары скрипок — фактура, впервые использованная Алессандро Гранди в его «мотетах с симфониями» (motetti con sinfonie). На протяжении всех своих зрелых произведений Зецль проявляет большую чуткость к тексту, с imaginative распевом слов и judicious использованием выписанных пассажей (passaggi).
Мессы Зецля включают монодические обработки, Ordinarium месс в концертном стиле и не менее шести пародийных месс. Особенно в сочинениях для нескольких голосов он обнаруживает reliance на итальянские образцы, с пышными мелизмами и длинными мелизматическими секвенциями. Он ввёл разделение на солирующие голоса и рипиено в своём последнем сборнике месс (1661).
(Все произведения, кроме антологий, опубликованы в Инсбруке)
Духовная музыка
© baroquemusic.ru