Зецль, Кристоф
1592 - 1655

Назад

Christoph Sätzl

  • Дата рождения: 1592–1593 годы
  • Место рождения: Бриксен (ныне Брессаноне)
  • Дата смерти: 13 апреля 1655 года
  • Место смерти: Халль (ныне Зольбад-Халль)

Биография

Кристоф Зецль был австрийским композитором. Он учился в гимназии во Фрайбурге. Уже к 1612 году он работал в соборе Бриксена, сначала в качестве учителя, а с 1619 года — капельмейстером. В 1617 году он принял сан священника. С 1 июля 1632 года и до своей смерти он служил капельмейстером в женском монастыре (Даменштифт) в Халле, капелла которого была создана по образцу придворной капеллы в Инсбруке: она завоевала высокую репутацию благодаря уровню своей музыки, а устав предписывал, что капельмейстер должен уметь как сочинять, так и обучать хористов пению контрапунктической музыки.

Творчество

Зецль культивировал большинство духовных стилей и жанров, требовавшихся от капельмейстера католической капеллы XVII века в немецкоязычных землях. Его опубликованные работы включают сборники месс, мотетов, псалмов вечерни и обработки традиционных немецких текстов для Рождества и Пасхи. Его письмо варьируется от произведений в старинном стиле (stile antico) до современных монодий и концертных сочинений (concertato). Почти все его произведения написаны для небольших ансамблей от одного до пяти голосов и бассо континуо, часто с облигатными инструментами; наиболее амбициозные по составу — два небольших полихоральных мотета из «Oesterlicher Jubel» (для двух хоров по три голоса каждый) и «Missa à 7» 1661 года (написана для четырёх голосов, включая солирующие и рипиено партии, двух скрипок или корнетов, виолоне и континуо). Его сборники мотетов 1621 и 1628 годов примечательны включением облигатных инструментальных партий; однако вокальное письмо в этих сборниках остаётся не слишком смелым, широко используя силлабическое распятие текста и гомофонную фактуру. Сборники 1640-х и 50-х годов демонстрируют более индивидуальный подход и предоставляют веские доказательства распространения и влияния современной итальянской музыки в Тироле. Эти сборники включают расширенные разделы в трёхдольном размере, цветистые мелизмы, пары слигованных восьмых и шестнадцатых нот, и пассажи лёгкой концертной имитации. Сборник «Certamen musicum» 1641 года посвящён вокальным дуэтам с облигатными партиями для пары скрипок — фактура, впервые использованная Алессандро Гранди в его «мотетах с симфониями» (motetti con sinfonie). На протяжении всех своих зрелых произведений Зецль проявляет большую чуткость к тексту, с imaginative распевом слов и judicious использованием выписанных пассажей (passaggi).

Мессы Зецля включают монодические обработки, Ordinarium месс в концертном стиле и не менее шести пародийных месс. Особенно в сочинениях для нескольких голосов он обнаруживает reliance на итальянские образцы, с пышными мелизмами и длинными мелизматическими секвенциями. Он ввёл разделение на солирующие голоса и рипиено в своём последнем сборнике месс (1661).

Произведения

(Все произведения, кроме антологий, опубликованы в Инсбруке)

Духовная музыка

  • «Ecclesiastici concentus liber I» (Церковные гармонии, книга I), 24 мотета, для 2–5 голосов, 2 инструментов (1621)
  • «Hortus pensilis, qualis apud Babylonios fieri consuevit; Danieli ad recreandos» (Висячий сад, какой обыкновенно бывал у вавилонян; для воссоздания Даниила), 26 мотетов, для 2–6 голосов, бассо континуо (1628)
  • «Bethlemitischer Jubel oder [18] Catholische Weynacht Gesänger» (Вифлеемская радость или [18] католических рождественских песнопений), для 5 голосов (1640)
  • «Certamen musicum» (Музычное состязание), 20 мотетов, для 2 голосов, 3 инструментов (1641)
  • «Oesterlicher Jubel» (Пасхальная радость), 12 пасхальных песен, для 5–6 голосов (1641) [не 1642, как указано на титульном листе]
  • «Cantiones genethliacae ad Christi cunas» (Песни рождения у яслей Христа), 1 месса, 13 мотетов, для 5 голосов, бассо континуо (1644)
  • «9 missae novae singulis» (9 новых месс), для 1–5 голосов, бассо континуо (1646)
  • «Jubilus Davidicus seu psalmi» (Давидово ликование или псалмы), для 2–3 голосов; «mixto chelium binario modulandi» (12 псалмов), для 1–3 голосов, 2 инструментов (1653)
  • «Missae 4 novae» (4 новые мессы), для 4–5 голосов, инструментов, бассо континуо (1661)
  • 12 мотетов в сборниках 1627 года; 3 мотета в сборниках 1629, 1624, 1626, 1627 годов. Рукописи: Австрийская национальная библиотека, Вена (A-Wn); Исследовательский центр песни, Детмольд (D-Lr).

© baroquemusic.ru