Сарториус, Пауль
1569 - 1609

Назад

Paul Sartorius

  • Дата рождения: крещён 16 ноября 1569 года
  • Место рождения: Нюрнберг
  • Дата смерти: 28 февраля 1609 года
  • Место смерти: Инсбрук

Биография

Пауль Сарториус, первоначально носивший фамилию Шнайдер, был немецким композитором и органистом. В родном городе он посещал гимназию Святого Лоренца, где одним из его учителей был Леонхард Лехнер. Затем, как он объяснил в предисловии к своему сборнику «Neue teutsche Liedlein», он отправился в Италию, чтобы учиться у некоторых известных композиторов того времени. Вероятно, он довольно долго пробыл в Риме в кругах, которые посещали Палестрина и его ученики; одним из композиторов, с которым он, вероятно, близко познакомился, был Руджеро Джованнелли, на мотет которого «Jubilate Deo omnis terra» он написал пародийную мессу. Не позднее 1594 года он стал органистом в придворной капелле эрцгерцога Максимилиана II Австрийского и занимал этот пост до своей смерти. Эрцгерцог проживал в Мергентхайме (Франкония) до 1602 года, а затем в Инсбруке, и, таким образом, Сарториус, должно быть, жил преимущественно в этих двух местах. В 1599 году он послал одну из своих восьмиголосных месс герцогу Максимилиану I Баварскому в Мюнхен и примерно в то же время отправил свои восемь шестиголосных Magnificat и несколько мотетов архиепископу Вольфу Дитриху фон Райтенау в Зальцбург. Исключено, что его постоянным местом жительства был Нюрнберг, как предполагал Эйтнер; Эйтнер и некоторые позднейшие исследователи также ошибочно отождествляли его с нюрнбергским пастором Паулем Сарториусом (1561–1623); он также не состоял в родстве с нюрнбергским издателем музыки Иоганном Фридрихом Сарториусом (ок. 1595 – после 1649).

Творчество

Для немецкого композитора поколения Хасслера Сарториус, как сочинитель духовных вокальных произведений, был очень современен в своём знании итальянской музыки. На него меньше повлияли Лассо или Хасслер, чем Палестрина. Это особенно заметно в восьми шестиголосных Magnificat, в которых он использовал не только отдельные мотивы, но даже кое-где целые пассажи, взятые из Magnificat Палестрины. Он положил на музыку только чётные стихи, начиная с «Et exsultavit», и создавал впечатление настоящего восьмиголосного двойного хора за счёт использования контрастирующих групп из четырёх голосов из полного хора. Его немецкие песни почти entirely в двудольном размере и в основном используют ритмы паваны и аллеманды, с преимущественно имитационной фактурой и обилием секвентного письма. По форме и содержанию они находятся на полпути между изощрённым искусством канцонетты и простой танцевальной песней.

Произведения

Опубликованные сочинения

  • «Missae tres» (Три мессы) для 8 голосов, Мюнхен, 1599.
  • «Madrigali libro primo» (Мадригалы, первая книга) для 5 голосов, Венеция, 1600.
  • «Neue teutsche Liedlein, nach Art der welschen Canzonette» (Новые немецкие песенки в манере итальянских канцонетт) для 4 голосов, Нюрнберг, 1601; одна песня издана в «Chor- und Hausmusik aus alter Zeit», том II, Берлин, 1927.
  • «Sonetti spirituali» (Духовные сонеты) для 6 голосов, Нюрнберг, 1601.
  • «Sacrae cantiones sive motecta» (Духовные песни или мотеты) для 6–8, 10, 12 голосов, Нюрнберг, 1602.
  • Два мотета для 5 голосов, 1600 и 1604 годы.

Рукописные сочинения

  • «Missa super ‘Jubilate Deo omnis terra’» (Месса на тему «Jubilate Deo omnis terra») для 8 голосов. Рукопись: Саксонская земельная библиотека — Государственная и университетская библиотека Дрездена (D-Dl); ранее также в Городской библиотеке Бреслау, теперь возможно Библиотека Вроцлавского университета (PL-WRu).
  • Восемь Magnificat для 6 голосов. Рукопись: Архив архиепископии (A-Sd).
  • Три антифона для 6, 8 голосов. Рукописи: A-Sd; Баварская государственная библиотека, Мюнхен (D-Mbs) (партитура для органа).
  • Два гимна для 4, 8 голосов. Рукописи: Государственная библиотека, Берлин (D-Bsb); Баварская государственная библиотека, Мюнхен (D-Mbs) (партитура для органа).
  • Пять мотетов для 8 голосов. Рукопись: Баварская государственная библиотека, Мюнхен (D-Mbs) (партитура для органа).

Утраченные сочинения (согласно Вальднеру)

  • Литании, Magnificat, фальсобордонии.

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Пауля Сарториуса на сайте библиотеки IMSLP