Сарториус, Пауль
1569 - 1609
Назад
Paul Sartorius

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пауль Сарториус, первоначально носивший фамилию Шнайдер, был немецким композитором и органистом. В родном городе он посещал гимназию Святого Лоренца, где одним из его учителей был Леонхард Лехнер. Затем, как он объяснил в предисловии к своему сборнику «Neue teutsche Liedlein», он отправился в Италию, чтобы учиться у некоторых известных композиторов того времени. Вероятно, он довольно долго пробыл в Риме в кругах, которые посещали Палестрина и его ученики; одним из композиторов, с которым он, вероятно, близко познакомился, был Руджеро Джованнелли, на мотет которого «Jubilate Deo omnis terra» он написал пародийную мессу. Не позднее 1594 года он стал органистом в придворной капелле эрцгерцога Максимилиана II Австрийского и занимал этот пост до своей смерти. Эрцгерцог проживал в Мергентхайме (Франкония) до 1602 года, а затем в Инсбруке, и, таким образом, Сарториус, должно быть, жил преимущественно в этих двух местах. В 1599 году он послал одну из своих восьмиголосных месс герцогу Максимилиану I Баварскому в Мюнхен и примерно в то же время отправил свои восемь шестиголосных Magnificat и несколько мотетов архиепископу Вольфу Дитриху фон Райтенау в Зальцбург. Исключено, что его постоянным местом жительства был Нюрнберг, как предполагал Эйтнер; Эйтнер и некоторые позднейшие исследователи также ошибочно отождествляли его с нюрнбергским пастором Паулем Сарториусом (1561–1623); он также не состоял в родстве с нюрнбергским издателем музыки Иоганном Фридрихом Сарториусом (ок. 1595 – после 1649).
Для немецкого композитора поколения Хасслера Сарториус, как сочинитель духовных вокальных произведений, был очень современен в своём знании итальянской музыки. На него меньше повлияли Лассо или Хасслер, чем Палестрина. Это особенно заметно в восьми шестиголосных Magnificat, в которых он использовал не только отдельные мотивы, но даже кое-где целые пассажи, взятые из Magnificat Палестрины. Он положил на музыку только чётные стихи, начиная с «Et exsultavit», и создавал впечатление настоящего восьмиголосного двойного хора за счёт использования контрастирующих групп из четырёх голосов из полного хора. Его немецкие песни почти entirely в двудольном размере и в основном используют ритмы паваны и аллеманды, с преимущественно имитационной фактурой и обилием секвентного письма. По форме и содержанию они находятся на полпути между изощрённым искусством канцонетты и простой танцевальной песней.
Опубликованные сочинения
Рукописные сочинения
Утраченные сочинения (согласно Вальднеру)
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Пауля Сарториуса на сайте библиотеки IMSLP