Сарториус, Эразмус
1577 - 1637

Назад

Erasmus Sartorius

  • Дата рождения: 1577 год
  • Место рождения: Шлезвиг
  • Дата смерти: 17 октября 1637 года
  • Место смерти: Гамбург

Биография

Эразмус Сарториус был немецким писателем о музыке и композитором. Он был певчим в Готторпском замке, резиденции герцогов Гольштейна. После посещения гимназии в Бордесхольме он поступил в Ростокский университет, где в 1603 или 1604 году был назначен кантором церкви Святой Марии. С 1605 года и до своей смерти он работал в Гамбурге кантором Йоханнеума и городским директором музыки. Он способствовал исполнению многохоровой музыки, материальным свидетельством чего стало строительство хоровых лож в главных церквях. Когда в 1607 году готическая церковь Святой Гертруды была заново освящена после периода забвения, он dirigierte торжественную службу с многохоровыми произведениями Орландо ди Лассо, Иеронима Праеториуса и Якоба Галлуса, что стало одним из самых памятных событий в музыкальной истории Гамбурга. В купольной капелле, знаменитой своей акустикой, он основал городскую традицию ежегодного исполнения страстной музыки, начавшуюся в 1609 году и впервые привлекшую инструменталистов в 1612 году. Он также dirigierte многоголосную музыку с хором Йоханнеума в четырёх главных церквях, за что получал выплаты с 1612 года. Его коллеги высоко его ценили: по случаю его первой женитьбы (1627 год) появилось множество стихов и свадебных песен, в том числе Иеронима Праеториуса и Иоганна Шопа.

Творчество

Сарториус опубликовал два теоретических труда. Первый, «Belligerasmus, id est Historia belli exorti in regno musico» (Войнермус, или История войны, вспыхнувшей в музыкальном королевстве, Гамбург, 1622, перераб. 3-е изд. 1639 года как «Musomachia, id est Bellum musicale» П. Лауренберга, 4-е изд. 1642 года), описывает битву между Бистоном и Орфеем, претендентами на наследие Аполлона и лидерами монодической и полифонической музыки соответственно. Подражая reports о военных кампаниях, Сарториус комментировал эффекты и преимущества музыки и рассматривал качества как «musica choralis» (хоральной музыки), так и «figuralis» (фигуральной). Хотя название и структура его книги имеют некоторое сходство с «Bellum musicale» (Музыкальная война) Клавдия Себастьяни (1563), Сарториус не заимствовал из неё; вместо этого он использовал в качестве моделей similar discourses на немузыкальные темы. Его второй трактат, «Institutionum musicarum tractatio nova et brevis» (Новое и краткое изложение музыкальных установлений, Гамбург, 1635), был предназначен служить теоретическим и практическим руководством. Касаясь сольмизации, он упомянул реформы, подобные методу «бодедизации» Кальвизия, однако рекомендовал придерживаться старой системы. Подобно Бурмейстеру, он приписывал характер ладов положению тонов и полутонов вокруг важных нот мелодии. Его музыкальные примеры взяты в основном из произведений Лассо и Праеториуса, в то время как его собственные «Fugae aliquot» (Некоторые фуги, на 2–8 голосов, Гамбург, 1635; 12 изданы Ф. Йоде в «Der Kanon», том I, Вольфенбюттель, 1943), вероятно, служили дополнением. Он также опубликовал свадебную песню («Veni dilecte mi» – Приди, возлюбленный мой; Гамбург, 1606), и, согласно Зайферту, два мотета – один для четырёх голосов, один для сольного голоса, оба с инструментами, подписанные «Сарториус», – ранее хранились в библиотеке церкви Святого Михаила в Люнебурге.

Произведения

Теоретические труды

  • «Belligerasmus, id est Historia belli exorti in regno musico» (Войнермус, или История войны, вспыхнувшей в музыкальном королевстве), Гамбург, 1622.
  • «Institutionum musicarum tractatio nova et brevis» (Новое и краткое изложение музыкальных установлений), Гамбург, 1635.

Музыкальные сочинения

  • «Fugae aliquot» (Некоторые фуги) для 2–8 голосов, Гамбург, 1635.
  • «Veni dilecte mi» (Приди, возлюбленный мой), свадебная песня, Гамбург, 1606.
  • Два мотета (для четырёх голосов и для сольного голоса с инструментами) – утрачены.

© baroquemusic.ru