Сарториус, Кристиан
.... - 1676
Назад
Christian Sartorius

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристиан Сарториус был немецким композитором и администратором. В 1626 году маркграф Кристиан Бранденбург-Кульмбахский, проживавший в Байройте, нанял его в качестве личного слуги и музыканта. Ничего не известно о его обязанностях в то время, когда музыкальная жизнь угнеталась Тридцатилетней войной. После 20 лет службы при дворе Сарториус был назначен в 1646 году чиновником (позже управляющим) с особыми полномочиями по музыкальным вопросам в секуляризованном монастыре Химмелькрон под Байройтом. Он проживал там по крайней мере до 1671 года; опять же, нет документов, относящихся к его деятельности.
В 1655 году Сарториус написал похоронную музыку для маркграфа Кристиана; она была написана для пяти голосов и инструментов и опубликована как «Fürstlicher Ruhm- und Leich-Text» (Княжеский текст славы и погребения, Байройт, 1655). Новый маркграф Георг Альбрехт и его сын Кристиан Эрнст были посвящены сборнику духовных концертов для аналогичного состава голосов и инструментов «Unterschiedlicher teutscher nach der Himmelcron Zielender hoher Fest- und Danck-Andachten Zusammenstimmung» (Различные немецкие созвучия высоких праздничных и благодарственных богослужений, устремлённых к цели Химмелькрона, Нюрнберг, 1658).
Этот сборник, составленный в соответствии с литургическим календарём, в некоторой степени отражает средние стандарты немецкой церковной музыки того времени: вокальные партии обычно движутся парами, особенно параллельными терциями и секстами; бассо континуо служит в основном гармоническим фундаментом; и мелодия обычно находится в верхнем голосе, в то время как альт исчез altogether. Использование облигатных инструментов, которые трактуются явно отличным от вокальных партий образом, указывает на новый стиль, но музыка Сарториуса не свободна от некоторых недостатков, которые предвидел Шютц в предисловии к своей «Geistliche Chor-Music» (Духовная хоровая музыка, 1648): гармонии либо скучны, либо резки, а технические недостатки, такие как перекрёстные отношения и параллельные квинты и октавы, появляются frequently. Техника Сарториуса suggests дилетанта, а не хорошо обученного композитора. Это, perhaps, объясняет, почему он не был отозван обратно ко двору в Байройте, когда маркграф Кристиан Эрнст реорганизовал придворную капеллу и ввёл оперу. Его «Andachten» (Богослужения), однако, могли исполняться скромными силами и thus хорошо соответствовали потребностям канторов и учителей в небольших протестантских городах, которые пытались восстановить регулярную церковную музыку в период после Тридцатилетней войны.
© baroquemusic.ru