Сарторио, Антонио
1630 - 1680
Назад
Antonio Sartorio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Сарторио впервые упоминается в связи с постановкой его первой оперы «Gl'amori infruttuosi di Pirro» (Бесплодная любовь Пирра) в театре Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции 4 января 1661 года. Его следующая опера, «Seleuco» (Селевк), была впервые исполнена 16 января 1666 года в театре Сан-Сальвадор, широко известном как Сан-Лука, где также были поставлены большинство его последующих опер. К тому времени он был назначен капельмейстером ко двору герцога Иоганна Фридриха Брауншвейг-Люнебургского, который правил с 1665 года и проживал в Ганновере. Этот высокообразованный государь, заключивший союз с Людовиком XIV в 1672 году, четырежды посещавший Италию и оказавший Венецианской республике существенную военную помощь в борьбе с турками, перешёл в католицизм в 1651 году, и, унаследовав герцогство, ввёл католический обряд при своём дворе. Сарторио приступил к обязанностям капельмейстера в Троицын день 1666 года. Придворная капелла состояла из семи или восьми певцов и шести инструменталистов, многие из которых были итальянцами. Их репертуар, часть которого была обнаружена в 1958 году в мехах органа в деревне Хюпеде, включал мессы, мотеты и псалмы Анри Дюмона, Бонифацио Грациани и Орацио Тардити. В 1667 году Сарторио было выплачено 103 талера за доставку книг с музыкой из Италии, и он сочинил для капеллы «missa brevis» (короткую мессу) и несколько вечерних псалмов и кантат как в «stile antico» (старом стиле), так и в «stile moderno» (современном стиле).
В течение своих ганноверских лет (1666–1675) Сарторио часто совершал зимние поездки в Венецию как для сочинения опер к карнавалу, так и для найма музыкантов для службы при дворе. Его первое такое путешествие состоялось в 1666–1667 годах. 15 января и 3 февраля 1667 года была поставлена его примечательная двойная опера «La prosperità d'Elio Seiano» (Восход Элия Сеяна) и «La caduta d'Elio Seiano» (Падение Элия Сеяна); либреттист, Николо Минато, изначально предполагал, что две оперы будут представлены в successive evenings, но, по-видимому, Сарторио и певцы настояли на своём. Зиму 1668–1669 годов Сарторио провёл в Ганновере, но снова был в Венеции на карнавал 1669–1670 годов, во время которого была исполнена его следующая опера «L'Ermengarda regina de' longobardi» (Эрменгарда, королева лангобардов). Либреттист, Пьетро Дольфин, друг как Сарторио, так и герцога Иоганна Фридриха, управлял театральными ложами герцога и регулярно переписывался с ним между 1669 и 1678 годами; его неопубликованные письма (в Государственном архиве Ганновера) являются ценным источником информации о венецианских оперных постановках. Следующее пребывание Сарторио в Венеции длилось целый год, с января или февраля 1672 года до карнавала 1672–1673 годов. 19 февраля 1672 года впервые была представлена его наиболее известная опера «L'Adelaide» (Адельгейда). Либретто вновь принадлежит Дольфину, который переработал некоторые арии Гиссиллы в кантату, добавив речитативы. Сарторио, по-видимому, откликнулся на пожелание Дольфина положить речитативы на музыку, поскольку «Cantata di Gissilla» (Кантата о Гиссилле) сохранилась; она была создана, очевидно, для ученицы Дольфина по имени Лукреция, которая пела партию в опере, вероятно, Гиссиллы.
Плохое здоровье, а также приглашение написать одну из двух опер для Сан-Лука на предстоящий карнавал помешали Сарторио вернуться в Ганновер той весной. Обширная переписка на эту тему показывает, что Дольфину в конечном итоге удалось убедить герцога позволить Сарторио остаться из-за опасности путешествия и из-за чести быть приглашённым написать оперу, вторая же принадлежала перу не кого иного, как Кавалли. В итоге Сарторио написал обе оперы для Сан-Лука. «L'Orfeo» (Орфей) был впервые представлен 14 декабря 1672 года. Хотя флорентийский эмиссар, М.А. Альтовити, сообщал 14 января (в документе из Государственного архива Флоренции), что карнавал «проходит… без особых аплодисментов этим первым операм», а Дольфин находил декорации и костюмы merely заурядными, а либретто Аурелио Аурели «очень плохим», и музыка Сарторио, и пение Тонины Корези, специально приехавшей из Рима, чтобы спеть партию Эвридики, были высоко оценены. Возражения Дольфина могли быть связаны с тем, что Аурели, угождая моде того времени, усложнил сюжет, сделав Орфея ревнивым мужем и добавив вымышленные второстепенные эпизоды, которые диссонировали с главным сюжетом больше, чем обычно. Другой оперой в Сан-Лука в этот карнавал должна была стать «Massenzio» (Мавсенций) Кавалли. Она прошла репетиции, но там было решено, что она не подходит «из-за недостатка оживлённых ариетт» (Дольфин). Резко руководство театра передало весь проект Сарторио. Никакой другой случай не мог бы лучше проиллюстрировать разницу между старой школой и новой, между Кавалли, драматургом, воспитанным в школе Монтеверди и использовавшим ариозо как средство драматического изложения, и Сарторио, для которого опера была прежде всего блестящим зрелищем, а ария — главным средством воздействия на слушателя. Сарторио написал своего «Massenzio» всего за 13 дней, и он исполнялся с 25 января 1673 года. Опера содержит не менее 78 арий и дуэтов, что типично для его опер.
Сарторио провёл следующие два года в Ганновере, а затем окончательно покинул службу у герцога Иоганна Фридриха в апреле 1675 года, получив на прощание подарок в 50 талеров и золотую цепь. Он оставался в хороших отношениях с герцогом, регулярно переписывался с ним о переговорах с певцами или визитах от его имени к затворницам и продолжал называть себя придворным композитором в своих последующих операх. Он поселился в Венеции, в квартале Сан-Джованни-Кризостомо. 7 мая 1676 года он был назначен вице-капельмейстером Сан-Марко, опередив Карло Гросси на три голоса. 17 декабря его «Giulio Cesare in Egitto» (Юлий Цезарь в Египте) был впервые исполнен и имел особый успех. Ещё четыре оперы последовали за ней в 1677–1679 годах. 18 декабря 1679 года герцог Иоганн Фридрих скончался в Аугсбурге в начале своего пятого путешествия в Италию. 1680 год ознаменовался появлением единственного напечатанного тома музыки Сарторио — сборника восьмиголосных псалмов для двух хоров. Ближе к концу года он начал сочинять ещё одну оперу, «La Flora» (Флора), но умер, не успев её закончить, после семи месяцев болезни; её завершил Маркантонио Дзиани, и она была исполнена в театре Сан-Анджело как первая опера нового карнавального сезона. Преемником Сарторио в Сан-Марко стал Легрензи.
Согласно его эпитафии в церкви Сан-Джованни-Кризостомо в Венеции, он умер в возрасте 50 лет. Гаспаро Сарторио был его братом. Другой брат, Джироламо [Иероним], также был связан с театром, будучи архитектором.
Оперы Сарторио, как и оперы его венецианских современников, посвящены героическим темам. В некоторых из них — «La caduta d'Elio Seiano» (Падение Элия Сеяна), «Massenzio» (Мавсенций) и «Antonino e Pompeiano» (Антонин и Помпеян) — evokes истинная сенековская трагедия, когда смерть приходит к тирану. Сеян совершает самоубийство, желая погрузить вселенную в хаос, а Антонин убит на сцене освободителями Рима. Величие Сарторио как композитора заключалось в раскрытии разнообразия и, что более важно, глубины страстей, выраженных его либреттистами. Его талант к сочинению множества различных видов арий был fully развит уже в его первой опере «Gl'amori infruttuosi di Pirro» (Бесплодная любовь Пирра, поставлена в 1661 году), которая задала шаблон для его последующих опер, содержащих большое количество арий — в нескольких их более 70. Некоторые из наиболее примечательных арий в этом произведении, которые повторяются в similar form в более поздних операх, — это ария ярости Чирчеи «Son tradita» (Я предана, акт 3, сцена xi) с её цветистой колоратурой, восходящей до b'', и её ария в размере 3/2 «Le promesse de gl’amanti» (Обещания влюблённых, акт 1, сцена viii), в которой непостоянство любовных обещаний показано непрестанно блуждающими четвертями басовой линии.
Сарторио был особенно силён в двух типах арий: ламенто (жалобной песне) и героической арии с трубами. Его ламенто обычно написаны в размере 3/2 над остинатным басом, часто хроматическим. Сарторио был очень fond of остинато. Некоторые из его самых трогательных ламенто — это «Hermiona, qual sventura» (Гермиона, какое несчастье) Ореста («Gl'amori infruttuosi di Pirro», акт 3, сцена vi), «Qual colpa mi date» (В чём вы меня вините) Адальберто («L'Adelaide», акт 2, сцена vii) и «E morta Euridice» (Эвридика умерла) Орфея («L'Orfeo», акт 3, сцена iii). Этот пример также показывает, как струнные неизменно сопровождают голос, когда они используются в арии. Это происходит в манере эха: голос и струнные редко участвуют более чем в нескольких нотах simultaneously (хотя «Qual colpa mi date» является исключением из этого правила). Сарторио также reveals здесь свою склонность к гармонической резкости. В этом примере такие столкновения (в которых рассматриваемые ноты обозначены крестами) могут быть объяснены аффектом крайних страданий. В выразительных целях он иногда сокращал состав струнных до четырёх альтов (предшествуя арии Орфея «D'un'amante, che sospira» (О возлюбленной, что вздыхает) в «L'Orfeo», акт 3, сцена iii) или даже до двух (в арии Антиоха «Per pietà, datemi morte» (Ради бога, дайте мне смерть) в «Seleuco», акт 3, сцена viii).
Сарторио написал много арий с трубами. Он обратился к этому инструменту, чтобы более адекватно выразить героический аффект, присущий величественным персонажам, изображённым в его операх. Впервые он написал для трубы — двух in D — в 1672 году, в симфонии к «L'Adelaide». Хотя в некоторых операх Кавалли — «Le nozze di Teti e di Peleo» (Свадьба Тетиды и Пелея, 1639), «La Rosinda» (Розинда, 1651) и «L'Elena» (Елена, 1659), — а также в «Marcello» (Маркелл) Боретти (1670) и собственной опере Сарторио «Gl'amori infruttuosi di Pirro» (1661) упоминается труба в их текстах и даже присутствуют имитации трубных фанфар в струнной партии (как и во многих других операх), «L'Adelaide», по-видимому, является первой в длинной череде венецианских опер, в которых specifically требуется труба. Сарторио писал для солирующей трубы in D в «Massenzio» (ария Славы), «Antonino e Pompeiano» (две симфонии и арии Славы и Антонина), «Giulio Cesare in Egitto» (четыре арии, две симфонии и «tocco di Tromba» — трубный сигнал), «L'Anacreonte tiranno» (Тиран Анакреонт, одна симфония и две арии Оронте) и «La Flora» (Флора, три симфонии, ария Флоры и две арии Джеминио). В этих ариях труба чередуется с голосом, так же как струнные в ариях со струнными.
Ещё одной чертой стиля Сарторио является противопоставление героического и низменного. Комические персонажи — обычно старая кормилица, которую пел тенор — исполняют арии, мелодии которых состоят из коротких фраз, движущихся в основном восьмыми нотами, либо на одной высоте, либо поступенно. Этот популярный элемент казался некоторым комментаторам признаком художественного обеднения, но его следует рассматривать в контексте всего спектра барочных аффектов.
Оперы (все drammi per musica в 3 действиях; впервые исполнены в Венеции, если не указано иное)
Кантаты
Арии
Духовная музыка
Сомнительные произведения (для 3 голосов, если не указано иное)
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Антонио Сарторио на сайте библиотеки IMSLP