Сарри (Сарро), Доменико Натале
1679 - 1744

Назад

Domenico Natale Sarri (Sarro)

  • Дата рождения: 24 декабря 1679 года
  • Место рождения: Трани, Апулия, Италия
  • Дата смерти: 25 января 1744 года
  • Место смерти: Неаполь, Италия

Биография

Доменико Натале Сарри — итальянский композитор неаполитанской школы. Согласно его брачному контракту от 6 февраля 1705 года, он приехал в Неаполь в возрасте шести-семи лет, учился в неаполитанской консерватории Сант-Онофрио и с тех пор не покидал город. Его первое известное сочинение — духовная опера «L'opera d'amore», исполненная в 1702 году в Арчиконфратернита делла Сантиссима Тринита деи Пеллегрини. В 1703 году он участвовал в публичном конкурсе (другими конкурентами были Гаэтано Венециано, Кристофоро Карезана и Франческо Манчини) на вакантную должность придворного maestro di cappella. Венециано получил этот пост, но 26 декабря 1704 года Сарри был назначен вице-маэстро ди капелла.

В 1706 и 1707 годах Сарри сочинил несколько опер для неаполитанских публичных театров. Однако в период с 1708 по 1718 год он написал мало работ такого рода, что отчасти могло быть связано с изменившимися обстоятельствами при дворе. В середине 1707 года австрийцы захватили Неаполь и изгнали испанский режим, которому Сарри присягал на верность. И он, и Венециано лишились своих придворных должностей 31 августа 1707 года. Нет свидетельств из неаполитанских источников, что новое австрийское правительство вернуло Сарри в штат до 1720 года, поэтому утверждение в венецианском либретто его интермеццо «Barilotto», исполненного в Венеции в 1712 году, что он является «Maestro nella Real Cappella di Napoli», почти наверняка ложно. Тем не менее, он руководил музыкой в театинской церкви Сан-Паоло-Маджоре и других церквях Неаполя и сочинил большую часть из 76 светских кантат за этот период.

Его обещание как драматического композитора начало fully to materialize (полностью реализовываться) в 1718 году. В период с этой даты по 1741 год он сочинил множество опер, причем более ранние (те, что были поставлены между 1718 и около 1725 года) составляют, пожалуй, его наиболее значительный вклад в музыку. «Didone abbandonata» (1724, Неаполь) особенно важна, поскольку это первая обработка первого крупного либретто Метастазио. В 1720 году Сарри было обещано два важных музыкальных поста, когда они освободятся. Первым была должность maestro di cappella города Неаполя, которую он получил в 1728 году после смерти занимавшего её Гаэтано Греко. Вторым был пост вице-маэстро ди капелла при дворе; чтобы помогать композитору до фактического занятия этой должности, вице-король назначил ему жалованье в размере 22,5 дукатов в месяц. Он вернул себе пост вице-маэстро с содержанием в 30 дукатов в месяц в конце октября 1725 года и оставался на службе при дворе до конца жизни. В 1735 году он взял на себя обязанности, но не титул, maestro di cappella при дворе, когда занимавший этот пост Манчини заболел. Когда Манчини умер в сентябре 1737 года, Сарри был назначен его преемником с месячным окладом в 35 дукатов. Одной из его первых задач было сочинение оперы для официального открытия театра Сан-Карло, недавно возведенного по приказу Карла III. Оперой стал «Achille in Sciro», представленный 4 ноября 1737 года, в день тезоименитства Карла. То, что эта честь выпала Сарри, вероятно, отчасти было связано с недавними смертями Винчи (1730) и Перголези (1736), а также с тем, что Порпора и Хассе сочиняли в других местах.

Творчество

Сарри был одним из первых prominent composers (выдающихся композиторов), вышедших из неаполитанских консерваторий в XVIII веке. Выбрав ограничить свою деятельность в основном Неаполем, он приобрел лишь умеренную известность за рубежом при жизни. Комментаторы с тех пор tend to regard him as (склонны рассматривать его как) переходного композитора между более важными поколениями неаполитанцев, представленных, с одной стороны, гораздо более старшим Алессандро Скарлатти, а с другой — Порпорой, Винчи, Лео и другими композиторами, чуть моложе его самого. Его личный вклад в важные изменения в музыкальном стиле и технике, которые became apparent (стали очевидны) в итальянской вокальной музыке около 1720 года, обычно недооценивался; ранние оперы Сарри ясно показывают его роль в изменении оркестровки, формы и мелодии в сторону нового стиля. Описывая эти изменения в своей «Всеобщей истории музыки» (1789), Берни приписал их Винчи, лишь briefly (кратко) упомянув Сарри в этом контексте. И.Й. Кванц, услышав оперу Сарри «Tito Sempronio Gracco» в Неаполе в 1725 году, заявил, что композитор копирует стиль Винчи. Из-за подобных высказываний Сарри иногда считали подражателем, а не новатором, хотя это несколько вводит в заблуждение.

Ранняя музыка Сарри содержит как старое, так и новое; многое написано в квази-контрапунктическом стиле, ассоциируемом с Алессандро Скарлатти, хотя ей не хватает нервной энергии, характерной для лучших работ Скарлатти, в то время как другие пьесы явно являются одними из самых ранних свидетельств последующих изменений. К 1718 году, после десятилетнего перерыва в работе над серьезной оперой, его музыкальная фактура стала менее контрапунктической, а мелодии — более стройными с точки зрения фразовой структуры и высоты тона. Примерно ко времени его «Valdemaro» (1726) он developed a style (разработал стиль), в котором весь музыкальный интерес сосредоточен в верхнем мелодическом голосе, а нижние голоса фактуры сведены к mere accompaniment (простому сопровождению). Его переработки «Didone» для Венеции в 1730 году further (дальше) показывают этот сдвиг музыкального языка. Это те изменения в композиционном методе, которые Берни приписал Винчи. Отношения Сарри с Винчи еще предстоит fully examined (полностью изучить), но на данный момент нет свидетельств, что Винчи был более прогрессивен, чем Сарри в период 1718–1723 годов, когда Сарри был модным композитором в Неаполе. Однако после 1726 года Винчи и Гассе стали prominent (видными), и период наибольшего успеха Сарри закончился. Таким образом, кажется, что период около 1720 года был временем, когда Сарри внес свой наиболее конструктивный вклад. Очень немногие из его works written after 1730 (работ, написанных после 1730 года), сохранились. «Achille in Sciro», его последнее сохранившееся произведение для сцены, в основном conservative in style (консервативно по стилю), но shows occasional brilliance (показывает occasional brilliance) и чувствительность к изменениям. К концу 1730-х годов его музыку generally thought (generally thought) немодной. Шарль де Бросс, слышавший неаполитанское возобновление его оперы «Partenope» (1722) в 1739 году, назвал его «знающим, но холодным и печальным», хотя, по-видимому, произведение было принято «с большими аплодисментами», возможно, консервативной фракцией в городе. Министр Уллоа, ответственный за рекомендацию возобновления «Partenope» королю, которому работа не понравилась, впоследствии вынужден был оправдываться: «Композитор Сарро всегда был весьма прославленным человеком. Однако правда, что он flourished (процветал) в ушедшую эпоху». Он пообещал королю проследить за тем, чтобы следующая работа композитора, театральная festa teatrale под названием «Le nozze di Teti e Peleo» (1739), имела музыку, лучше подходящую «к величию радостного дня и к хорошему современному вкусу». О духовной музыке Сарри известно мало, хотя «Dizionario storico» (1814–1815) Дж. Бертини утверждает, что духовные сочинения Сарри принесли ему wide acclaim (широкое признание) в Германии, а его назначение на пост вице-маэстро в 1704 году было основано на представленной им мессе.

Произведения

Оперы (drammi per musica в 3-х актах, первые исполнения в Неаполе, если не указано иное):

  • «Candaule re di Lidia» (1706)
  • «Le gare generose tra Cesare e Pompeo» (1706)
  • «Il Vespesiano» (1707)
  • «Amore fra gli impossibili» (1707)
  • «Barilotto» (интермеццо, Венеция, 1712)
  • «I gemelli rivalli» (1713)
  • «Spilleta e Frullo» (интермеццо, 1713)
  • «Ciro» (1716)
  • «Armida al campo» (1718)
  • «La fede ne' tradimenti» (1718)
  • «Arsace» (1718)
  • «Alessandro Severo» (1719)
  • «Ginevra principessa di Scozia» (1720)
  • «Lucio Vero» (1722)
  • «La Partenope» (1722)
  • «Didone abbandonata» (1724)
  • «Tito Sempronio Gracco» (1725)
  • «Il Valdemaro» (Рим, 1726)
  • «Siroe re di Persia» (1727)
  • «Artemisia» (1731)
  • «Berenice» (Рим, 1732)
  • «La finta pellegrina» (об, 1734, совм. с А. Орефиче)
  • «Demofoonte» (1735, совм. с Ф. Манчини и Л. Лео)
  • «Gli amanti generosi» (об, 1735)
  • «Fingere per godere» (об, 1736)
  • «La Rosaura» (об, 1736)
  • «Achille in Sciro» (1737)
  • «Ezio» (1741)

Духовные оперы и оратории:

  • «L'opera d'amore» (1702)
  • «Partenope liberata per patrocinio della Vergine Addolorata» (1704)
  • «Il fonte delle grazie» (1706)
  • «L'andata di Gesù al Calvario» (1708)
  • «Oratorio per la festività di S Gaetano» (1712)
  • «Ester reparatrice» (1724)
  • «S Ermenegildo» (Рим, 1725)
  • «Il sacrificio di Iefte» (Мacerata, 1727)
  • «La Passione di Gesù Cristo Signor nostro» (Рим, 1737)
  • «Gesù adorato dei re magi» (Генуя, 1737, совм. с Ф. Фео)
  • «L'Assuero» (Сенигаллия, 1738)

Окказиональные произведения (кантаты, серенаты):

  • Многочисленные серенаты и кантаты на свадьбы, рождения, визиты (1704–1742)
  • 76 светских кантат с basso continuo

Духовная музыка:

  • Месса
  • 3 Kyrie-Gloria
  • Мотет «Lyra sonus et cithera»
  • Te Deum
  • Graduale
  • Dixit Dominus
  • Regina caeli

Инструментальная музыка:

  • Концерт для флейты и инструментов

© baroquemusic.ru


Ноты сочинений Доменико Натале Сарри (Сарро) на сайте библиотеки IMSLP