Сарачини, Клаудио
1586 - 1630

Назад

Claudio Saracini

  • Дата рождения: около 1 июля 1586 года
  • Место рождения: Сиена, Италия
  • Дата смерти: 20 сентября 1630 года
  • Место смерти: Мирандола, Италия

Биография

Клаудио Сарачини — итальянский композитор, представитель раннего барокко. Точная идентификация композитора среди нескольких однофамильцев, родившихся в Сиене между 1570 и 1590 годами, затруднительна. Согласно одному источнику (сомнительной надежности), Сарачини опубликовал «Lettera amorosa» уже в 1600 году. Его документально подтвержденная композиторская деятельность охватывает десятилетие 1614–1624 годов, когда были напечатаны его сохранившиеся сборники монодий (№1–3, 5 и 6). На титульных листах он обычно упоминается как «nobile senese» (сиенский дворянин), а в первых трех — как «detto il Palusi» (прозванный Палази); относится ли это прозвище к его членству в какой-либо академии, неизвестно. Предполагается, что Сарачини много путешествовал в молодости: посвящения отдельных монодий Монтеверди, великому герцогу Козимо II Медичи и Екатерине Брауншвейгской свидетельствуют о его связях в Венеции, Флоренции и даже Германии.

Творчество

Все наследие Сарачини состоит из монодий, за исключением трех пьес для архлютни в конце «Le musiche» и короткого трехголосного раздела, завершающего плач «Sospirava e spargea» («Lamento della madonna»). Сохранилось 133 сольные песни, и все они, кроме латинского «Stabat mater», являются обработками итальянских текстов — от известных текстов того времени, таких как «Udite, lagrimosi», до простых небольших стихотворений, которые больше нигде не известны и, возможно, были написаны специально для него. Он охватил все виды сольной песни своего времени: от длинных речитативов и ариозо через мадригалы (как хроматические, так и диатонические) и обработки сонетов и октав до небольших строфических песен. Он был мастером декламации, чутко и выразительно реагируя на текст, и поддерживал гибкую вокальную линию смелой гармонией и сильным басом. Его музыка демонстрирует влияние Монтеверди. Поэтом, которого он обрабатывал чаще всего, был Марино, чьи эротические и насыщенные эмоциями стихи позволяли ему предаваться своей страсти к подобным трактовкам. С другой стороны, несомненны успех и очарование нескольких его строфических песен, которые показывают совсем иную грань его таланта.

Произведения

Сборники монодий:

  • «Le musiche … madrigali & arie» («Музыка… мадригалы и арии»), для 1-2 голосов и basso continuo (Венеция, 1614); включает 3 пьесы для архлютни
  • «Le seconde musiche» («Вторая музыка»), для 1 голоса и basso continuo (Венеция, 1620)
  • «Le terze musiche» («Третья музыка»), для 1 голоса и basso continuo (Венеция, 1620)
  • «Le quarte musiche» («Четвертая музыка») — утрачен или не опубликован
  • «Le quinte musiche» («Пятая музыка»), для 1 голоса и basso continuo (Венеция, 1624)
  • «Le seste musiche» («Шестая музыка»), для 1 голоса и basso continuo (Венеция, 1624)

Нестрофические песни (выборка):

  • «A Dio, Lidia, a Dio»
  • «Cruda mia Filli»
  • «Dolcissimo tesoro»
  • «Fuggi, fuggi, ò mio core»
  • «Io moro, ecco ch'io moro»
  • «Lamento della madonna» («Sospirava e spargea»)
  • «O chiome erranti»
  • «Stabat mater»
  • «Tu parti ahi lasso»
  • «Udite, lagrimosi spiriti d'averno»

Строфические песни (выборка):

  • «Ahi, serpentella»
  • «Angioletta leggiadretta»
  • «Crudel, tu vuoi partire»
  • «Damigella tutta bella» (для 2 голосов и basso continuo)
  • «Non fuggir, Fillide bella»
  • «Pallidetta qual viola»
  • «Più lieto il guardo»
  • «Vaghi rai, lucenti stelle»
  • «Vezzosa pargoletta»

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Клаудио Сарачини на сайте библиотеки IMSLP