Сантьягу, Франсишку де
1578 - 1644

Назад

Francisco de Santiago

  • Дата рождения: около 1578 года
  • Место рождения: Лиссабон, Португалия
  • Дата смерти: 5 октября 1644 года
  • Место смерти: Севилья, Испания

Биография

Франсишку де Сантьягу (при рождении Франсиско де Вега) был португальским композитором, работавшим в Испании. Под своей семейной фамилией Вега он был принят на пост maestro de capilla (руководителя капеллы) собора Пласенсии 16 февраля 1596 года, когда ему, по-видимому, было 18 лет. Уже в марте его упрекнули за то, что он начинал мотеты слишком рано во время праздничных месс, а 15 июля, навлекая на себя недовольство важного каноника, он был уволен. Однако в 1601 году капитул собора пригласил его принять участие в специальных службах Страстной недели. К 14 мая того же года он присоединился к босым кармелитам в Мадриде и с тех пор был известен как Франсиско де Сантьяго. Возможно, он учился у Николя Дюпона в Мадриде, поскольку его месса «Ego flos campi» основана на мотете этого композитора. С 1601 по 1617 год он был maestro de capilla богатого и влиятельного монастыря босых кармелитов в Мадриде. 11 января 1617 года капитул Севильского собора пригласил его занять пост руководителя капеллы, и он вступил в должность 5 апреля. Верный своим соотечественникам, он немедленно пригласил на должность главного певца и помощника контральто Мануэла Корреа до Кампо, уроженца Лиссабона.

Сантьягу был первым, кто привез кастратов в Севилью: троих 11 мая 1620 года, семерых до 1635 года; они присоединились к уже богатому составу певцов и инструменталистов. По словам хрониста Кастро Паласиоса, «Сантьяго в своем скромном белом монашеском одеянии представлял странное зрелище, дирижируя всей этой роскошной пышностью». С 1619 по 1623 год и с 9 февраля 1628 по 31 декабря 1635 год он, помимо своих прочих обязанностей, отвечал за обучение соборных «се́йсес» (певчих мальчиков), которые были заняты в главных ролях в «колоквиос» или музыкальных пьесках, исполнявшихся каждый год на праздник Тела Христова. Ему разрешался длительный отпуск каждые пять лет для посещения Лиссабона. В 1640 году ему был предоставлен двухмесячный отпуск для посещения лечебных ванн в Калдаш-да-Раинья от ишиаса; лечение было оплачено его покровителем герцогом Браганса, который в том же году стал королем Жуаном IV.

Творчество

Восьмиголосные респонсории Сантьягу оставались в употреблении в Севильском соборе по крайней мере до 1772 года, но наибольшей популярностью в Севилье, а также в испанской Америке пользовались его вильянсико. Его стиль сочетает полифоническое мастерство с живой ритмикой и выразительностью, характерной для испанского барокко. Он был ключевой фигурой в музыкальной жизни Севильи своего времени, значительно обогатив репертуар собора.

Произведения

Сохранившиеся работы

  • Месса для 8 голосов (неполная)
  • "Conceptio tua" ("Твое зачатие"), для 9 голосов
  • "Regina coeli laetare" ("Радуйся, Царица небесная"), для 12 голосов
  • "Responsoria tenebrarum" (Респонсории Страстной недели), для 8 голосов
  • 3 гимна для 4-5 голосов
  • 5 вильянсико (в архиве собора Самора)
  • 2 вильянсико (в Боготе)
  • 1 вильянсико (в частной коллекции, Мехико)

Утраченные работы (согласно описи Жуана IV)

  • 4 мессы
  • 2 Magnificat
  • 18 мотетов
  • 14 псалмов
  • 11 других духовных сочинений
  • 538 вильянсико

© baroquemusic.ru


Ноты сочинений Франсишку де Сантьягу на сайте библиотеки IMSLP