Сантьягу, Франсишку де
1578 - 1644
Назад
Francisco de Santiago

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франсишку де Сантьягу (при рождении Франсиско де Вега) был португальским композитором, работавшим в Испании. Под своей семейной фамилией Вега он был принят на пост maestro de capilla (руководителя капеллы) собора Пласенсии 16 февраля 1596 года, когда ему, по-видимому, было 18 лет. Уже в марте его упрекнули за то, что он начинал мотеты слишком рано во время праздничных месс, а 15 июля, навлекая на себя недовольство важного каноника, он был уволен. Однако в 1601 году капитул собора пригласил его принять участие в специальных службах Страстной недели. К 14 мая того же года он присоединился к босым кармелитам в Мадриде и с тех пор был известен как Франсиско де Сантьяго. Возможно, он учился у Николя Дюпона в Мадриде, поскольку его месса «Ego flos campi» основана на мотете этого композитора. С 1601 по 1617 год он был maestro de capilla богатого и влиятельного монастыря босых кармелитов в Мадриде. 11 января 1617 года капитул Севильского собора пригласил его занять пост руководителя капеллы, и он вступил в должность 5 апреля. Верный своим соотечественникам, он немедленно пригласил на должность главного певца и помощника контральто Мануэла Корреа до Кампо, уроженца Лиссабона.
Сантьягу был первым, кто привез кастратов в Севилью: троих 11 мая 1620 года, семерых до 1635 года; они присоединились к уже богатому составу певцов и инструменталистов. По словам хрониста Кастро Паласиоса, «Сантьяго в своем скромном белом монашеском одеянии представлял странное зрелище, дирижируя всей этой роскошной пышностью». С 1619 по 1623 год и с 9 февраля 1628 по 31 декабря 1635 год он, помимо своих прочих обязанностей, отвечал за обучение соборных «се́йсес» (певчих мальчиков), которые были заняты в главных ролях в «колоквиос» или музыкальных пьесках, исполнявшихся каждый год на праздник Тела Христова. Ему разрешался длительный отпуск каждые пять лет для посещения Лиссабона. В 1640 году ему был предоставлен двухмесячный отпуск для посещения лечебных ванн в Калдаш-да-Раинья от ишиаса; лечение было оплачено его покровителем герцогом Браганса, который в том же году стал королем Жуаном IV.
Восьмиголосные респонсории Сантьягу оставались в употреблении в Севильском соборе по крайней мере до 1772 года, но наибольшей популярностью в Севилье, а также в испанской Америке пользовались его вильянсико. Его стиль сочетает полифоническое мастерство с живой ритмикой и выразительностью, характерной для испанского барокко. Он был ключевой фигурой в музыкальной жизни Севильи своего времени, значительно обогатив репертуар собора.
Сохранившиеся работы
Утраченные работы (согласно описи Жуана IV)
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Франсишку де Сантьягу на сайте библиотеки IMSLP