Санчес, Джованни Феличе
1600 - 1679
Назад
Giovanni Felice Sances

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Феличе Санчес родился в Риме в семье Орацио Санчеса. Его брат, Лоренцо Санчес, также был певцом. Карьера Джованни Феличе началась рано: он был певчим-сопранистом в Коллегио Германико в Риме (под руководством Оттавио Каталани и Оргаса) с 16 ноября 1609 года по крайней мере до 1 апреля 1614 года, когда его отец забрал его из колледжа, нарушив контракт, и был за это заключен в тюрьму. Во время учебы в колледже Санчес исполнил роли Клио и Вечности (Этернита) в опере «Amor pudico» («Стыдливая любовь»), поставленной в Палаццо делла Канцеллерия в феврале 1614 года кардиналом Монтальто. 14 декабря 1618 года Санчес находился в Падуе, откуда написал ректору Коллегио Германико, сообщив, что путешествует на службе у безымянного покровителя. В 1633 году он посвятил два сборника кантат маркизу Пио Энеа дельи Обицци, который также нанял его в качестве композитора для постановки «Ermiona» («Эрмиона») — «вступления к турниру пеших и конных и к балету», представленного в Падуе 11 апреля 1636 года, где сам Санчес исполнил роль Кадма. В посвящении своих «Capricci poetici» («Поэтические каприччи», 1649) он упомянул о службе, которую «много лет назад» оказывал Николо Сагредо в Венеции. Предположение же о его работе в базилике Сан-Петронио в Болонье似乎似乎似乎似乎, судя по всему, не имеет оснований. К декабрю 1636 года Санчес уже был тенором в капелле императора Фердинанда II и продолжал служить при имперском дворе в Вене при Фердинанде III и Леопольде I. Он женился на Анне Людвиг 27 марта 1642 года, был назначен вице-капельмейстером 1 октября 1649 года, а 16 апреля 1669 года сменил Антонио Бертали на посту главного капельмейстера. Он занимал эту должность до самой смерти, несмотря на тяжелую болезнь. В 1669 году император Леопольд I пожаловал ему дворянский титул. Находясь на службе в Вене, Санчес активно сочинял духовную музыку, оперы, сеполькры и светскую камерную музыку.
Карьера Санчеса охватывает crucial period (ключевой период) в развитии итальянизированной светской музыки; его светские произведения раскрывают композитора большого таланта, находившегося в авангарде музыкального стиля. Сохранились лишь четыре из его опубликованных сборников светской музыки. Произведения из первого, «Cantade … libro secondo» («Кантаты… вторая книга», 1633, выпущенная в двух частях), являются одними из earliest compositions (самых ранних сочинений), носящих designation (обозначение) «кантата», и Санчес был первым, кто применил это название как к сквозным композициям, так и к строфическим пьесам в одной публикации. Кантаты из книги 1633 года варьируются от сквозного сольного речитатива и ариозо «Risiede più che mai» до строфических вариаций, таких как «Altre le vie» (обе в части I), «cantata passegiata», сочетающая остинатный бас (walking bass) с цветистой вокальной письменностью, и «Occhi, sfere vivaci» (часть II) на текст Обицци, написанный почти entirely (полностью) в плавном трехдольном стиле бельканто. Санчес также использовал designation (обозначение) «кантата» для двух наборов строфических вариаций в своих «Capricci poetici» 1649 года. Оставшиеся шесть кантат из книги 1633 года и одна, включенная в сборник 1636 года, являются композициями из речитативных и ариозных разделов, основанных на остинатных басах: «Usurpator tiranno» (1633, I) — единственная, использующая нисходящий тетрахорд; «Misera, hor sì ch'il pianto» и «E così dunque, o Lillia» (1633, I) построены на свободно изобретенных остинато; в то время как «Lagrimosa beltà» (1633, II) и «Accenti queruli» (1633, I), вместе с «Non sia chi mi riprendi» (1636) и двумя lamentами (плачами) «Presso l'onde tranquille» (1633, I) и «Da più profondi orrori» (1636), используют так называемый basso di ciaccona (бас чаконы). Помимо кантат и арий, книги Санчеса 1633 и 1649 годов содержат по два dialogue settings (диалогических опуса). Среди них — один из немногих monodic settings (монодических опусов) и, несомненно, finest (лучший) на текст Гуарини «Tirsi morir volea» (1633, II). Сборник 1657 года отражает вкус имперского двора к светским пьесам, написанным для более крупных вокальных ансамблей и ансамблей, сочетающих голоса и скрипки. Санчес также создал (ныне утраченные) музыкальные оформления для ряда текстов из «Diporti del Crescente» — сборника поэзии эрцгерцога Леопольда Вильгельма, брата Фердинанда III.
Оперы Санчеса для австрийского двора схожи с венецианской оперой середины XVII века. Они включают комических персонажей и щедро наполнены короткими ариями и дуэтами, часто в трехдольном размере, обычно в замкнутых музыкальных формах с accompaniment (аккомпанементом) только basso continuo (генерал-баса). Как в «Apollo deluso» («Обманутый Аполлон»), так и в «Aristomene Messenio» («Аристомен Мессенский») часть музыки принадлежит императору Леопольду I. Сеполькры, также написанные для Габсбургского двора, также включают collaboration (сотрудничество) между Санчесом и Леопольдом I. В музыкальном плане в них доминируют речитативно-ариозные комплексы, со множеством коротких арий, выполненных в строфической или AAB-форме. Они также содержат ряд lamentов (плачей), некоторые из которых используют нисходящий тетрахорд.
Опубликованная духовная музыка Санчеса датируется его годами в Австрии. Сочинения для нескольких голосов демонстрируют тот же дар мелодизма, что и арии с кантатами. Например, sacred monodies (духовные монодии) из его сборников 1638 года contrast (сочетают) речитативные пассажи с трехдольной музыкой в современном ариозном стиле. Ряд его духовных монодий используют ostinatos (остинато): «Audite me» (из мотетов для одного голоса 1638 года) использует как нисходящий тетрахорд, так и популярный бас чаконы, который Монтеверди empleó (применил) в «Zefiro torna» («Возвращается Зефир»). «Pianto della Madonna» («Плач Мадонны») — обработка «Stabat mater» — включает один из earliest examples (самых ранних примеров) остинатного нисходящего хроматического тетрахорда и демонстрирует те же виды clashes (диссонансов), asymmetries (асимметрий) и overlapping phrases (накладывающихся фраз), что и «Lamento della ninfa» («Плач нимфы») Монтеверди. Ряд духовных works (работ) включают refrain designs (формы с рефреном), а «Salmi concertati» («Концертные псалмы», 1643) для восьми голосов несут explicit solo/ripieno indications (явные указания солирующей и tutti-групп).
Многие духовные произведения Санчеса были написаны в соответствии с литургическими требованиями Габсбургского двора. Его «Salmi brevi concertati» («Краткие концертные псалмы», 1647) adhere to (следуют) традиции утилитарных обработок в концертированном стиле, восходящей к «Salmi … concertati» («Концертные псалмы…», 1618) Джованни Валентини. Его цикл интроитов на переменные части мессы (Proper of the Time) — дополнение к циклу Антонио Бертали для праздников святых (Proper and Common of Saints) — основан на сокращенных и упрощенных григорианских мелодиях и extensively make use of (широко использует) строгую имитацию. Его утраченные мессы и мотеты варьируются от четырехголосных ординариев a cappella (например, «Missa Alba» («Белая месса»), указанная в каталоге коллекции Леопольда I) и мотетов в диалогическом стиле через полихоральные произведения до крупномасштабных концертных обработок с массивными инструментальными ансамблями. Крупномасштабные духовные works (сочинения) подчеркивают различия между сольными и рипиенными партиями как для певцов, так и для инструменталистов.
Сценические произведения
Оперы
Сеполькры
Духовная музыка
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Джованни Феличе Санчеса на сайте библиотеки IMSLP