Саммартини, Джузеппе
1695 - 1750
Назад
Giuseppe Sammartini

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джузеппе Саммартини (также известный как Джузеффо, С. Мартини, Сан Мартини, Мартини) — итальянский гобоист и композитор эпохи барокко и раннего классицизма. Родился в семье французского гобоиста Алексиса Сен-Мартена и был старшим братом композитора Джованни Баттисты Саммартини. Вероятно, первоначальное обучение игре на гобое получил у своего отца, с которым в 1711 году выступал в оркестре в Новаре во время религиозной церемонии. В 1717 году он и его брат числились гобоистами в церкви Сан-Чельсо в Милане, а в 1720 году «братья Саммартини» были гобоистами в оркестре миланского Театро Реджо Дукале. Уже около 1717 года в Амстердаме был опубликован концерт для гобоя Джузеппе. В 1724 году он сочинил арию и симфонию для второй части миланского ораторио «La calunnia delusa» («Посрамлённая клевета»). Иоганн Иоахим Кванц, посетивший Милан в 1726 году, считал Саммартини единственным хорошим духовым исполнителем в оперном оркестре, а в Венеции ставил его в один ряд с выдающимися скрипачами Вивальди и Мадонисом.
Саммартини покинул Италию и отправился в Брюссель, а затем в Лондон, где 30 сентября 1727 года был анонсирован выпуск его сборника из 12 трио-сонат, изданного Уолшем и Хейром. Он присутствовал на свадьбе своей сестры Маддалены в Милане 13 февраля 1728 года, а 13 июля 1728 года получил паспорт для поездки в Брюссель со своим учеником Гаэтано Паренти. Первое упоминание о Джузеппе в Англии появляется в лондонской рекламе концерта в зале Хикфорда 21 мая 1729 года, где он был представлен как «знаменитый синьор Св. Мартини из Милана, только что прибывший от двора в Брюсселе». Саммартини остался в Лондоне до конца своей жизни, быстро завоевав признание как блестящий исполнитель. Он выступал в театре Линкольнс-Инн-Филдс 13 мая 1730 года, играл для Мориса Грина в Кембридже и давал успешные бенефисные концерты. Он участвовал в концертах в зале Хикфорда, в замковых концертах и играл в оперном оркестре театра Кингс-Титр. Чарльз Берни упоминал арию, спетую Фаринелли в опере Порпоры «Полифем» (1735), которая «сопровождалась на гобое знаменитым Сан Мартини». Хотя Хокинс писал, что Саммартини изначально был связан с Бонончини, он также играл в оркестре Генделя. Согласно Дину, имя Саммартини стоит рядом со многими сольными партиями для гобоя в автографах опер Генделя, например, сложное облигато для арии «Quella fiamme» в опере «Арминий», акт 2 (1737). 14 марта 1741 года Саммартини исполнил концерт для гобоя на бенефисе оперы Генделя «Парнасс в празднестве» в театре Хеймаркет. Джузеппе, вероятно, также играл на флейте и блокфлейте, так как сочинил много произведений для этих инструментов, а такое совмещение было стандартным для оркестрантов того времени.
Записи в домашних счетах Фредерика, принца Уэльского, и его жены Августы показывают, что Саммартини стал учителем музыки Августы и её детей в 1736 году и занимал этот пост до своей смерти, как отмечено в некрологе. Саммартини посвятил свои 12 сонат op.1 (1736) Фредерику, а 12 трио op.3 (1743) — Августе. Сохранился набор из трёх балетов с увертюрой, приписываемой Фредерику, которые Саммартини написал ко дню рождения дочери принца, леди Августы. Фиске предположил, что маска «Суд Париса», исполненная в Кливедене на третий день рождения леди Августы в 1740 году, на самом деле была сочинена Саммартини, а не Арном, который также написал маску на тот же текст. Хокинс также упоминал о «музыкальной торжественности» Саммартини, публично исполнявшейся в часовне баварского посланника.
Хотя камерная музыка Саммартини была чрезвычайно популярна (его op.1, в частности, часто переиздавался), его оркестровая музыка, по-видимому, стала широко известна только после его смерти. Большинство концертов и увертюр были опубликованы посмертно и стали настолько популярны, что регулярно включались в программы «Концерта старинной музыки» вплоть до XIX века. В период с 1776 по 1790 год его концерты и увертюры исполнялись там чаще, чем произведения любого другого итальянского композитора, включая Корелли. Некоторые марши и менуэты Саммартини исполнялись на день рождения короля вплоть до 1770–1775 годов. Хокинс восхвалял Саммартини как «величайшего [гобоиста], которого когда-либо знал мир», обладающего замечательным тоном, приближающимся к качеству человеческого голоса. Он преобразовал исполнение на гобое в Англии, а среди его учеников был прекрасный английский гобоист Томас Винсент. Документы о распоряжении наследством Саммартини показывают, что он умер холостяком, оставив своё состояние брату.
Саммартини был в первую очередь инструментальным композитором и одним из ведущих авторов концертов и сонат в Англии между 1730 и 1750 годами. Его стиль укоренён в позднем барокко, но также отражает некоторые более поздние тенденции. В его произведениях наблюдается значительное разнообразие в количестве, последовательности и типах частей. Большинство сольных сонат имеют более современную трёхчастную структуру, иногда начинаясь с медленной части (которой Саммартини generally отдавал предпочтение); трио и оркестровые произведения часто содержат четыре или пять частей, включая французские увертюры, фугированные вторые части и переходные медленные части. Саммартини был искусным контрапунктистом, fine гармонистом с хроматическими наклонностями и хорошим мелодистом; широкий лиризм его медленных частей и менуэтов показывает влияние Генделя. Его формы интересны и хорошо организованы. Берни и Хокинс highly ценили музыку Саммартини, которую Берни называл «полной науки, оригинальности и огня».
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Джузеппе Саммартини на сайте библиотеки IMSLP