Саммартини, Джузеппе
1695 - 1750

Назад

Giuseppe Sammartini

  • Дата рождения: 6 января 1695 года
  • Место рождения: Милан, Италия
  • Дата смерти: 17–23 ноября 1750 года
  • Место смерти: Лондон, Великобритания

Биография

Джузеппе Саммартини (также известный как Джузеффо, С. Мартини, Сан Мартини, Мартини) — итальянский гобоист и композитор эпохи барокко и раннего классицизма. Родился в семье французского гобоиста Алексиса Сен-Мартена и был старшим братом композитора Джованни Баттисты Саммартини. Вероятно, первоначальное обучение игре на гобое получил у своего отца, с которым в 1711 году выступал в оркестре в Новаре во время религиозной церемонии. В 1717 году он и его брат числились гобоистами в церкви Сан-Чельсо в Милане, а в 1720 году «братья Саммартини» были гобоистами в оркестре миланского Театро Реджо Дукале. Уже около 1717 года в Амстердаме был опубликован концерт для гобоя Джузеппе. В 1724 году он сочинил арию и симфонию для второй части миланского ораторио «La calunnia delusa» («Посрамлённая клевета»). Иоганн Иоахим Кванц, посетивший Милан в 1726 году, считал Саммартини единственным хорошим духовым исполнителем в оперном оркестре, а в Венеции ставил его в один ряд с выдающимися скрипачами Вивальди и Мадонисом.

Саммартини покинул Италию и отправился в Брюссель, а затем в Лондон, где 30 сентября 1727 года был анонсирован выпуск его сборника из 12 трио-сонат, изданного Уолшем и Хейром. Он присутствовал на свадьбе своей сестры Маддалены в Милане 13 февраля 1728 года, а 13 июля 1728 года получил паспорт для поездки в Брюссель со своим учеником Гаэтано Паренти. Первое упоминание о Джузеппе в Англии появляется в лондонской рекламе концерта в зале Хикфорда 21 мая 1729 года, где он был представлен как «знаменитый синьор Св. Мартини из Милана, только что прибывший от двора в Брюсселе». Саммартини остался в Лондоне до конца своей жизни, быстро завоевав признание как блестящий исполнитель. Он выступал в театре Линкольнс-Инн-Филдс 13 мая 1730 года, играл для Мориса Грина в Кембридже и давал успешные бенефисные концерты. Он участвовал в концертах в зале Хикфорда, в замковых концертах и играл в оперном оркестре театра Кингс-Титр. Чарльз Берни упоминал арию, спетую Фаринелли в опере Порпоры «Полифем» (1735), которая «сопровождалась на гобое знаменитым Сан Мартини». Хотя Хокинс писал, что Саммартини изначально был связан с Бонончини, он также играл в оркестре Генделя. Согласно Дину, имя Саммартини стоит рядом со многими сольными партиями для гобоя в автографах опер Генделя, например, сложное облигато для арии «Quella fiamme» в опере «Арминий», акт 2 (1737). 14 марта 1741 года Саммартини исполнил концерт для гобоя на бенефисе оперы Генделя «Парнасс в празднестве» в театре Хеймаркет. Джузеппе, вероятно, также играл на флейте и блокфлейте, так как сочинил много произведений для этих инструментов, а такое совмещение было стандартным для оркестрантов того времени.

Записи в домашних счетах Фредерика, принца Уэльского, и его жены Августы показывают, что Саммартини стал учителем музыки Августы и её детей в 1736 году и занимал этот пост до своей смерти, как отмечено в некрологе. Саммартини посвятил свои 12 сонат op.1 (1736) Фредерику, а 12 трио op.3 (1743) — Августе. Сохранился набор из трёх балетов с увертюрой, приписываемой Фредерику, которые Саммартини написал ко дню рождения дочери принца, леди Августы. Фиске предположил, что маска «Суд Париса», исполненная в Кливедене на третий день рождения леди Августы в 1740 году, на самом деле была сочинена Саммартини, а не Арном, который также написал маску на тот же текст. Хокинс также упоминал о «музыкальной торжественности» Саммартини, публично исполнявшейся в часовне баварского посланника.

Творчество

Хотя камерная музыка Саммартини была чрезвычайно популярна (его op.1, в частности, часто переиздавался), его оркестровая музыка, по-видимому, стала широко известна только после его смерти. Большинство концертов и увертюр были опубликованы посмертно и стали настолько популярны, что регулярно включались в программы «Концерта старинной музыки» вплоть до XIX века. В период с 1776 по 1790 год его концерты и увертюры исполнялись там чаще, чем произведения любого другого итальянского композитора, включая Корелли. Некоторые марши и менуэты Саммартини исполнялись на день рождения короля вплоть до 1770–1775 годов. Хокинс восхвалял Саммартини как «величайшего [гобоиста], которого когда-либо знал мир», обладающего замечательным тоном, приближающимся к качеству человеческого голоса. Он преобразовал исполнение на гобое в Англии, а среди его учеников был прекрасный английский гобоист Томас Винсент. Документы о распоряжении наследством Саммартини показывают, что он умер холостяком, оставив своё состояние брату.

Саммартини был в первую очередь инструментальным композитором и одним из ведущих авторов концертов и сонат в Англии между 1730 и 1750 годами. Его стиль укоренён в позднем барокко, но также отражает некоторые более поздние тенденции. В его произведениях наблюдается значительное разнообразие в количестве, последовательности и типах частей. Большинство сольных сонат имеют более современную трёхчастную структуру, иногда начинаясь с медленной части (которой Саммартини generally отдавал предпочтение); трио и оркестровые произведения часто содержат четыре или пять частей, включая французские увертюры, фугированные вторые части и переходные медленные части. Саммартини был искусным контрапунктистом, fine гармонистом с хроматическими наклонностями и хорошим мелодистом; широкий лиризм его медленных частей и менуэтов показывает влияние Генделя. Его формы интересны и хорошо организованы. Берни и Хокинс highly ценили музыку Саммартини, которую Берни называл «полной науки, оригинальности и огня».

Произведения

  • «12 Sonatas» (12 сонат) для двух флейт/скрипок и бассо континуо, op. 1
  • «6 Concerti Grossi» (6 кончерто гроссо) для струнных, op. 2
  • «12 sonate» (12 сонат) для двух скрипок, виолончели и чембало ad lib, op. 3
  • «[6] Concerti grossi» ([6] кончерто гроссо), op. 5
  • «8 Overtures» (8 увертюр) и «6 Grand Concertos» (6 больших концертов) для камерного оркестра, op. 7–8
  • «Giuseppe St. Martini’s Concertos» (Концерты Джузеппе Св. Мартини) для клавесина/органа и струнных, op. 9
  • «8 Overtures» (8 увертюр) и «6 Grand Concertos» (6 больших концертов) в 7 партиях, op. 10
  • «Concerto» (Концерт) для гобоя и струнных, Фа мажор
  • «Concerto» (Концерт) для блокфлейты, Фа мажор
  • Кантаты: «Ahi qual cruccio» (Ах, какая досада), «Da procella tempestosa» (После бури грозовой), «In lode della … principessa di Gales» (Во славу принцессы Уэльской), «L’olmo» (Вяз), «Naufraggio vicino» (Крушение близко), «Oh vita, vita, nò» (О жизнь, жизнь, нет), «Più non sento» (Больше не чувствую), «Solitudine campestra» (Сельское уединение), «Tu piangi, Eurilla mia» (Ты плачешь, моя Эрилла)
  • Маска «The Judgment of Paris» («Суд Париса»)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Джузеппе Саммартини на сайте библиотеки IMSLP