Саммартини, Джованни Баттиста
1700 - 1775

Назад

Giovanni Battista Sammartini

  • Дата рождения: 1700 или 1701 год
  • Место рождения: Милан, Миланское герцогство (ныне — Италия)
  • Дата смерти: 15 января 1775 года
  • Место смерти: Милан, Миланское герцогство (ныне — Италия)

Биография

Джованни Баттиста Саммартини — итальянский композитор, ключевая фигура в развитии классического стиля, старший брат Джузеппе Саммартини. Был седьмым из восьмерых детей французского гобоиста Алексиса Сен-Мартена, эмигрировавшего в Италию, и Джироламы де Федеричи. Вероятно, родился в Милане, где прожил всю жизнь. Согласно свидетельству о смерти, на момент кончины ему было 74 года, что указывает на рождение в 1700 или в первые две недели 1701 года. Первые музыкальные уроки, вероятно, получил от отца.

В 1717 году Джованни и Джузеппе Саммартини числились гобоистами в церкви Сан-Чельсо, а в 1720 году — в оркестре театра «Реджо Дукале» в Милане. Первое известное сочинение — ария (утрачена) для оратории «La calunnia delusa» (1724). В 1725 году написал пять Великопостных кантат для конгрегации «Святого Погребения» при церкви Сан-Феделе, maestro di cappella которой стал в 1728 году и оставался на этом посту большую часть жизни (последние кантаты датированы 1773 годом).

К 1726 году Саммартини уже именовался «весьма знаменитым» в контракте на должность заместителя maestro di cappella церкви Сан-Амброджо (полное назначение последовало в 1728 году). В зрелые годы он стал самым активным церковным композитором Милана, занимая пост руководителя капеллы в восьми (по другим данным — одиннадцати) церквях, включая герцогскую капеллу Сан-Готтардо (с 1768 года). Был превосходным органистом.

1730-е годы ознаменовались потоком симфоний, концертов, сонат и драматических произведений, а также признанием его музыки за пределами Италии. Его первая опера «Memet» была поставлена в Лоди в 1732 году. К началу 1730-х годов он стал ведущей фигурой самой ранней симфонической школы в Европе, центром которой был Милан. С 1733 года участвовал в жюри конкурсов на музыкальные должности. Среди его учеников — граф Джорджо Джулини и, что наиболее важно, Кристоф Виллибальд Глюк, вероятно, учившийся у него с 1737 по 1741 год. Многие ранние работы Глюка несут на себе влияние Саммартини, который заимствовал части из двух его симфоний для своих опер.

Как самый известный композитор Милана, Саммартини играл ведущую роль в музыкальной жизни города, сочиняя и дирижируя музыкой для религиозных и государственных мероприятий. Он был одним из основателей филармонического общества Милана (1758), общался с ведущими композиторами молодого поколения, такими как Иоганн Христиан Бах и Луиджи Боккерини. В 1770 году встречался с Леопольдом Моцартом и Вольфгангом Амадеем, а также с Чарльзом Берни, оставившим ценные воспоминания о нем.

Саммартини скончался неожиданно в январе 1775 года и был похоронен в церкви Сан-Алессандро. На поминальной службе присутствовало множество людей, поскольку он был «превосходнейшим мастером, обладающим блестящей известностью».

Творчество

Творчество Саммартини делится на три стилистических периода, отражающих основные тенденции в музыке с 1720-х годов до его смерти. Ранний период (ок. 1724–1739) демонстрирует смесь барокко и классицизма; средний период (ок. 1740–1758) — раннеклассический стиль, наиболее для него характерный; поздний период (ок. 1759–1774) указывает на дальнейшее развитие классического стиля.

Его музыка отличается интенсивной ритмической энергией, непрерывностью структуры, varied трактовкой сонатной формы (с измененным порядком тем в репризе) и необычной чувствительностью к фактурным контрастам. Он сочинил одни из самых ранних датированных симфоний. Его симфония соль минор (J-C 57) предвосхищает стиль «Бури и натиска» более чем на 20 лет. В поздний период он создал одни из самых ранних струнных квартетов (1763–67) и квинтетов (1773).

Саммартини сыграл фундаментальную роль в формировании классического стиля, будучи одним из самых передовых и экспериментальных композиторов раннеклассического периода и первым великим мастером симфонии.

Основные произведения

Оркестровые:

  • Более 140 симфоний (включая сомнительные и ошибочно приписанные)
  • Около 30 концертов (для скрипки, флейты, гобоя и др.)
  • Ансамблевые концерты (кончерто гроссо)
  • Увертюры

Камерные и инструментальные:

  • 6 струнных квинтетов (1773)
  • 29 струнных квартетов (включая 6 «сольных концертино»)
  • Около 170 трио-сонат (в основном для 2 скрипок и basso continuo)
  • Сонаты для флейты, скрипки, виолончели, клавесина
  • Сонаты для клавесина со скрипкой

Сценические:

  • Оперы: «Memet» (1732), «L'ambizione superata dalla virtù» (1734), «L'Agrippina, moglie di Tiberio» (1743)
  • Балетная музыка (утрачена)

Вокальные:

  • Светские кантаты: «La gara dei geni» (1747) и др.
  • Оратории: «Gesù bambino adorato dalli pastori» (1726) и др.
  • 8 Великопостных кантат (например, «Il pianto degli angeli della pace», 1751)
  • Мессы, литании, магнификаты, мотеты, псалмы (например, «Miserere», 1750)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Джованни Баттиста Саммартини на сайте библиотеки IMSLP