- Дата рождения: крещён 10 мая 1654 года
- Место рождения: Зальцбург, Зальцбургское архиепископство (ныне — Австрия)
- Дата смерти: похоронен 19 сентября 1717 года
- Место смерти: Зальцбург, Зальцбургское архиепископство (ныне — Австрия)
Биография
Иоганн Баптист Самбер — австрийский музыкальный теоретик, органист и педагог эпохи Барокко. Получил образование в родном Зальцбурге. Около 1660 года он поступил в школу при придворной капелле, основанную для детей певчих капеллы. Музыке обучался у Андреаса Хофера, капельмейстера Зальцбургского собора, а позже также у Георга Муффата, который стал придворным органистом в 1678 году.
В 1668 году Самбер поступил в Зальцбургский университет, но покинул его, не завершив обучения. В 1689 году он начал замещать немощного органиста Зальцбургского приходского собора Ханса Якоба Райффа; после смерти Райффа в 1693 году Самбер сменил его на этих должностях. Помимо этого, он вел активную карьеру музыкального педагога, а также был инструктором в школе придворной капеллы. В своем труде «Manuductio ad organum» (1704) он сообщал, что обучил 300 учеников. Его три теоретических трактата детально документируют музыкальные практики Южной Германии и Австрии периода позднего Барокко.
Творчество
Самбер является ключевой фигурой австрийской музыкальной теории своего времени. Его труды, хотя и не отличаются абсолютной оригинальностью, представляют собой всеобъемлющий свод знаний о музыкальной теории и исполнительской практике в Зальцбурге около 1700 года.
- «Manuductio ad organum» и «Continuatio ad manuductionem organicam» содержат обширную информацию об элементарных основах музыки, сольмизации (богато иллюстрированной 71 страницей примеров и объяснений) и обучении игре на клавишных инструментах, а также представляют собой чрезвычайно ценный метод обучения генерал-басу. На последний отчасти повлиял его учитель Георг Муффат, а впоследствии он сам повлиял на руководство по генерал-басу своего преемника на посту соборного органиста Маттеуса Гугля.
- Важнейший раздел «Continuatio» озаглавлен «Как сочинить прекрасную гармонию или приятное пение согласно определенным предписаниям и правилам». В нем излагается контрапунктическое учение Кристофа Бернхарда, в частности, его концепция figurae superficiales — исключительных правил использования диссонансов, обозначенных риторическими терминами.
- Не менее ценным является подробное описание регистров органа Зальцбургского собора, а также общие комментарии по регистровке, которые особенно relevant для традиций органной практики в Южной Германии и Австрии эпохи Барокко.
- Его последняя работа, «Elucidatio musicae choralis» (1710), посвящена разъяснению изучения и исполнения григорианского хорала.
Вместе с его деятельностью органиста и учителя его труды делают его главным австрийским музыкальным теоретиком до Иоганна Йозефа Фукса.
Теоретические труды
- «Manuductio ad organum, das ist Gründlich- und sichere Handleitung durch die höchst-nothwendige Solmisation, zu der edlen Schlag-Kunst» («Руководство к органу, то есть основательное и надежное введение через крайне необходимую сольмизацию к благородному искусству игры [на органе]»), Зальцбург, 1704
- «Continuatio ad manuductionem organicam, das ist Fortsetzung zu der Manuduction oder Handleitung zum Orgl-Schlagen» («Продолжение органического руководства, то есть продолжение манудукции или введения к игре на органе»), Зальцбург, 1707
- «Elucidatio musicae choralis, das ist Gründlich und wahre Erläuterung oder Unterweisung, wie die edle und uralte Choral-Music fundamentaliter nach denen wolgegründten Reglen mit leichter Mühe möge erlehrnet werden» («Разъяснение хоральной музыки, то есть основательное и истинное разъяснение или наставление, как благородная и древняя хоральная музыка может быть изучена фундаментально согласно обоснованным правилам с легким трудом»), Зальцбург, 1710
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Иоганна Баптиста Самбера на сайте библиотеки IMSLP