Сальви, Антонио
1664 - 1724

Назад

Antonio Salvi

  • Дата рождения: 17 января 1664 года
  • Место рождения: Лучиньяно, Великое герцогство Тосканское (ныне — Италия)
  • Дата смерти: 21 мая 1724 года
  • Место смерти: Флоренция, Великое герцогство Тосканское (ныне — Италия)

Биография

Антонио Сальви — итальянский либреттист эпохи Позднего Барокко. По профессии он был врачом и состоял на службе при герцогском дворе во Флоренции. Однако наибольшую известность он снискал как любимый либреттист принца Фердинандо де Медичи, великого наследника Тосканы и страстного покровителя оперы.

В период с 1701 по 1710 год Сальви написал семь либретто для опер-сериа (drammi per musica), которые ставились во время развлечений, устраиваемых принцем в его вилле Пратолино. Кроме того, его работы шли на публичных сценах Ливорно и Флоренции с 1694 по 1718 год. Именно в 1718 году его либретто «Скандербег» на музыку Антонио Вивальди было исполнено при повторном открытии театра «Делла Пергола» во Флоренции.

После смерти своего главного покровителя Фердинандо в 1713 году Сальви начал принимать заказы за пределами Тосканы. Его либретто ставились в театрах Рима, Реджо-нель-Эмилии, Турина, Мюнхена и Венеции. Тексты Сальви были востребованы величайшими композиторами его времени, включая Джакомо Антонио Перти, Алессандро Скарлатти, Франческо Гаспарини и Антонио Вивальди. Некоторые из его либретто пользовались огромным успехом и многократно возрождались на сцене, чаще всего с новой музыкой. Особенно известны «Астианакта» (1701, также известная под названием «Андромаха») и «Аморе э маеста» (1715, иногда ставившаяся как «Арсаче»). Сюжеты Сальви часто служил основой для опер Георга Фридриха Генделя.

Творчество

В контексте так называемой Аркадской реформы (reform dell'Arcademia), направленной на очищение оперы от излишней усложненности, творчество Сальви выделяется простотой стиля, регулярностью формальной структуры и, прежде всего, преобладанием эмоционального содержания над внешним действием. Эти современные черты отчасти отражают влияние французской классической драматургии, в частности, произведений Мольера. Оттуда же происходят сюжеты некоторых его интермедий: «L’artigiano gentiluomo» («Ремесленник-дворянин») восходит к «Мещанину во дворянстве», «Il malato immaginario» («Мнимый больной») и «L’avaro» («Скупой») — к одноименным пьесам.

Его интермедия «Il marito giocatore e la moglie bacchettona» («Муж-игрок и жена-ханжа»), также известная как «Серпилла и Бакокко», является одним из самых знаменитых образцов жанра интермеццо XVIII века и предвосхищает комическую оперу.

Произведения (либретто)

  • «Astianatte» («Астианакта», также известна как «Andromaca» — «Андромаха»), 1701
  • «Amore e maestà» («Любовь и величие», также известна как «Arsace» — «Арсаче»), 1715
  • «Scanderbeg» («Скандербег»), 1718
  • Интермедии:
  • «L’artigiano gentiluomo» («Ремесленник-дворянин», по Мольеру)
  • «Il malato immaginario» («Мнимый больной», по Мольеру)
  • «L’avaro» («Скупой», по Мольеру)
  • «Il marito giocatore e la moglie bacchettona» («Муж-игрок и жена-ханжа», также «Serpilla e Bacocco» — «Серпилла и Бакокко»)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Антонио Сальви на сайте библиотеки IMSLP