Сальваторе, Джованни
1611 - 1688

Назад

Giovanni Salvatore

  • Дата рождения: 3 октября 1611 года
  • Место рождения: Кастельвенере, близ Беневенто, Королевство Неаполь (ныне — Италия)
  • Дата смерти: вероятно, 1688 год
  • Место смерти: вероятно, Неаполь, Королевство Неаполь (ныне — Италия)

Биография

Джованни Сальваторе — итальянский композитор и органист эпохи Барокко. Почти наверняка он был учеником Дж.М. Сабино и Эразмо Бартоли («Падре Раймо») в неаполитанской консерватории «Пьета деи Туркини». Впоследствии принял сан священника. В 1641 году занимал должность органиста в церкви Святых Северино и Соссио в Неаполе, а позже стал органистом и руководителем капеллы (maestro di cappella) в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре.

С 1662 по 1673 год преподавал в консерватории «Пьета деи Туркини». В последние годы жизни занимал пост ректора и руководителя капеллы консерватории «Повери ди Джезу Кристо» (Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo); поскольку его преемник был назначен в 1688 году, вероятно, Сальваторе скончался именно в этом году. Ранее существовало предположение, что он был учителем Алессандро Скарлатти, но эта версия считается маловероятной.

Творчество

Согласно свидетельствам современников, Антонио Либерати и Джузеппе Орестри Питтони, Сальваторе был чрезвычайно высоко оценен при жизни. Либерати даже ставил его выше Фрескобальди на том основании, что он мог сочинять превосходные вокальные произведения, не смешивая их стиль с органной музыкой. Его вокальная музыка еще ждет всестороннего изучения и публикации. Крупные произведения написаны в концертирующем стиле, типичном для середины XVII века, с эффектными последовательностями и экспрессивными диссонансами, но в рамках ограниченного гармонического языка.

Гоморитмическая аккордовая фактура и имитационные эпизоды чередуются между первым и вторым хорами, и те и другие искусно сочетаются с инструментальными симфониями. Для стиля характерны контрасты метра и фактуры, а также изредка встречающаяся звукоизобразительность. Цикл четырехголосных респонсориев Заупокойной службы (Office of the Dead) выдержан в более простом стиле.

Органные произведения, содержащиеся в сборнике «Ricercari», написанном в партитуре, демонстрируют высокое техническое мастерство. Они продолжают традицию южно-итальянской музыки начала XVII века, представленной такими мастерами, как Майоне, Трабачи и Фрескобальди. Хотя Сальваторе не порывает радикально с их стилем и формами, его музыка более тональна, цельна и лаконично организована. Он occasionally использовал приёмы «durezze e ligature» (хроматику, острые диссонансы и смелые гармонические последовательности) и непредсказуемый виртуозный рапсодический стиль, ассоциирующийся с неаполитанской и римской школами.

Произведения

Вокальные произведения:

  • Псалмы для 5 голосов (1645)
  • «Missa defunctorum» (Заупокойная месса) для 4 голосов и органа
  • Месса и Вечерня для 4 голосов
  • 3 мессы (одна датирована 1640 г.) для 4 голосов, 2 скрипок и органа
  • Интроиты для 4 хоров
  • «Magnificat» для 5 голосов и 2 скрипок
  • 2 Литании для 5 голосов в 2 хорах, одна с 2 солистами
  • Мотеты: «Audite coeli» (для 4 хоров), «Beati omnes» (5 г.), «Canticum trium puerorum» (4 хора, 2 скр., 1657), «Confitebor» (2 хора), «Credidi» (4 хора), «Exurgat Deus» (6 г.), «In monte Oliveti», «Laudate pueri» (5 г., скр.), «Nisi Dominus» (5 г.), «O quam dulcis» (3 г., орг.), «Portae coeli» (9 г., инстр.), «Salve regina» (5 г., 2 скр.), «Stabat mater dolorosa» (5 г., орг.)
  • Прочие мессы, интроиты, респонсории, мотеты, псалмы, гимны
  • Светские арии для голоса и basso continuo: «Non sia mai», «S’inganna il mio pensiero», «All’hor che Tirsi» (также приписываются Д. Сальваторе)

Сочинения для органа:

  • «Ricercari a 4 voci, canzoni francesi, toccate e versi per rispondere nelle messe con l’organo al choro, libro I» («Ричеркары на 4 голоса, французские канцоны, токкаты и версеты для ответа органом хору во время месс», книга I), Неаполь, 1641
  • 2 ричеркара для 2 голосов (1665)
  • «Capriccio del primo tono» (Каприччио первого тона), 2 курренты, «durezze e ligature», 2 токкаты

Теоретические труды:

  • «Breve regola per rispondere al choro» («Краткие правила для ответа хору»), приложение к третьему изданию трактата Дж.Б. Олифанте «Porta aurea sive directorium chori» («Золотые врата или руководство для хора»), Неаполь, 1641

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Джованни Сальваторе на сайте библиотеки IMSLP