Сальваторе, Джованни
1611 - 1688
Назад
Giovanni Salvatore

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Сальваторе — итальянский композитор и органист эпохи Барокко. Почти наверняка он был учеником Дж.М. Сабино и Эразмо Бартоли («Падре Раймо») в неаполитанской консерватории «Пьета деи Туркини». Впоследствии принял сан священника. В 1641 году занимал должность органиста в церкви Святых Северино и Соссио в Неаполе, а позже стал органистом и руководителем капеллы (maestro di cappella) в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре.
С 1662 по 1673 год преподавал в консерватории «Пьета деи Туркини». В последние годы жизни занимал пост ректора и руководителя капеллы консерватории «Повери ди Джезу Кристо» (Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo); поскольку его преемник был назначен в 1688 году, вероятно, Сальваторе скончался именно в этом году. Ранее существовало предположение, что он был учителем Алессандро Скарлатти, но эта версия считается маловероятной.
Согласно свидетельствам современников, Антонио Либерати и Джузеппе Орестри Питтони, Сальваторе был чрезвычайно высоко оценен при жизни. Либерати даже ставил его выше Фрескобальди на том основании, что он мог сочинять превосходные вокальные произведения, не смешивая их стиль с органной музыкой. Его вокальная музыка еще ждет всестороннего изучения и публикации. Крупные произведения написаны в концертирующем стиле, типичном для середины XVII века, с эффектными последовательностями и экспрессивными диссонансами, но в рамках ограниченного гармонического языка.
Гоморитмическая аккордовая фактура и имитационные эпизоды чередуются между первым и вторым хорами, и те и другие искусно сочетаются с инструментальными симфониями. Для стиля характерны контрасты метра и фактуры, а также изредка встречающаяся звукоизобразительность. Цикл четырехголосных респонсориев Заупокойной службы (Office of the Dead) выдержан в более простом стиле.
Органные произведения, содержащиеся в сборнике «Ricercari», написанном в партитуре, демонстрируют высокое техническое мастерство. Они продолжают традицию южно-итальянской музыки начала XVII века, представленной такими мастерами, как Майоне, Трабачи и Фрескобальди. Хотя Сальваторе не порывает радикально с их стилем и формами, его музыка более тональна, цельна и лаконично организована. Он occasionally использовал приёмы «durezze e ligature» (хроматику, острые диссонансы и смелые гармонические последовательности) и непредсказуемый виртуозный рапсодический стиль, ассоциирующийся с неаполитанской и римской школами.
Вокальные произведения:
Сочинения для органа:
Теоретические труды:
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Джованни Сальваторе на сайте библиотеки IMSLP