Саломон, Жозеф-Франсуа
1649 - 1732
Назад
Joseph-François Salomon

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жозеф-Франсуа Саломон — французский композитор и органист эпохи Барокко. Согласно свидетельству Ла Борда, он был мастером игры на виоле и учеником знаменитого Сент-Коломба. Раннее музыкальное образование получил в кафедральном соборе Сен-Совёр в Экс-ан-Провансе, где был певчим с 1657 года, а позднее занимал должности субдиакона (1666) и органиста (1669) в период, когда руководителем капеллы (maître de chapelle) был Ж. Пуатевен. В 1671 году он оставил церковную карьеру и покинул Экс-ан-Провансе.
С 1679 года Саломон находился при дворе в Версале, где служил клавесинистом и органистом королевы Марии-Терезии, а также виолистом в камерной музыке короля (официально с 1713 года, но, возможно, с 1706 года) вплоть до 1720 или 1727 года. В 1683 году он принял участие в знаменитом конкурсе, организованным Людовиком XIV для замещения должностей субимейстеров (sous-maître) королевской капеллы после смерти Анри Дюмона и Пьера Робера, и успешно прошел во второй тур. Его оперы, «Медея и Ясон» и «Теоноя», продолжают традиции Люлли и Кампра, в то время как его опубликованные мотеты демонстрируют влияние итальянизированного стиля Бернье.
Творческое наследие Саломона относительно невелико, но отражает основные музыкальные тенденции французского Барокко конца XVII — начала XVIII века. Его оперы, созданные в жанре лирической трагедии (tragédie en musique), следуют установленной Люлли модели с аллегорическим прологом, восхваляющим монарха, и пятью актами на мифологический сюжет. Музыка отличается драматизмом, вниманием к декламации текста и богатством оркестрового письма. Его мотеты, написанные для одного-трех голосов в сопровождении двух скрипок и basso continuo, принадлежат к жанру «малого мотета» (petit motet) и отличаются более интимным, камерным характером и итальянским влиянием, что было характерно для творчества его современников, таких как Николя Бернье.
Оперы:
Духовная музыка:
Примечание: Магистр капеллы собора в Каоре в 1750 году, которым, возможно, был однофамилец или родственник, также известный под фамилией Саломон. Ему принадлежат «Magnificat» и мотет, а также, возможно, «De profundis» и «In te Domine speravi», которые часто ошибочно приписывают Жозефу-Франсуа Саломону.
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Жозефа-Франсуа Саломона на сайте библиотеки IMSLP