Зальс, Пьетро Помпео
1729 - 1797
Назад
Pietro Pompeo Sales

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Помпео Зальс — итальянский композитор эпохи Позднего Барокко и раннего Классицизма. Его жизнь была полна путешествий и насыщена событиями. Рано осиротев после того, как его родители погибли во время землетрясения, он перебрался в Инсбрук. Там он поступил на службу к барону Пирхеру и одновременно учился в Инсбрукском университете. Его музыкальные таланты проявились рано: в 1752 году он сочинил школьную драму для иезуитов.
Спустя два года Зальс возглавил итальянскую оперную труппу, с которой гастролировал по Европе, посетив Кёльн, Брюссель, Лилль и другие города. В 1756 году он получил должность руководителя придворной капеллы князя-епископа Аугсбургского Иосифа Гессен-Дармштадтского в Аугсбурге и Дилингене-на-Дунае. Будучи известным исполнителем и композитором, он много путешествовал: был принят в члены Болонской филармонической академии (1758), сочинял оратории для Мангейма (1762) и оперы для Мюнхена (1765) и Падуи (1767).
После смерти ландграфа в 1768 году Зальс, забрав с собой нескольких музыкантов из Аугсбурга, перебрался ко двору курфюрста Трирского Клеменса Венцеслава (унаследовавшего титул князя-епископа Аугсбургского) в Эренбрайтштайне на Рейне. Там он возглавил одну из крупнейших в Германии придворных капелл, хотя официально получил титул придворного капельмейстера лишь в 1787 году после смерти Конрада Штарка. Он поддерживал связь с мюнхенским двором, сочинив для него оперы для карнавального сезона 1769 и 1774 годов. В 1774 году женился на придворной певице Франциске Блюмер.
В 1776 году с большим успехом выступил в Лондоне в качестве виолиста (согласно историческому словарю Шорона и Файоля, это был его второй визит), а в 1777 году исполнил «Страсти» во Франкфурте. В 1786 году он переехал вместе с двором курфюрста в новостроенный дворец в Кобленце, который пришлось дважды экстренно покидать (в 1792 и 1794 годах) во время войн с революционной Францией. В 1797 году ему вновь пришлось бежать от французских войск; он скончался, так и не успев вернуться.
Зальс был разносторонним композитором, работавшим в современном ему итальянском стиле, но в его тщательной отделке деталей ощущается влияние немецких музыкальных тенденций. Он был высоко оценен современниками, однако данное им курфюрсту обещание не публиковать свои сочинения предотвратило их широкое распространение. Музыкальный критик Шубарт высоко отзывался о Зальсе, хотя и выражал некоторые сомнения в своей работе «Идеи к эстетике искусства звука». Можно предположить, что многие из его сочинений утрачены. Важнейшими из сохранившихся работ считаются его оратории, в особенности «Betulia liberata».
Сценические:
Оратории:
Духовная музыка:
Оркестровые:
Прочие сочинения:
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Пьетро Помпео Зальса на сайте библиотеки IMSLP