Зальс, Пьетро Помпео
1729 - 1797

Назад

Pietro Pompeo Sales

  • Дата рождения: 1729 год
  • Место рождения: Брешиа, Венецианская республика (ныне — Италия)
  • Дата смерти: 21 ноября 1797 года
  • Место смерти: Ханау, Ландграфство Гессен-Кассель (ныне — Германия)

Биография

Пьетро Помпео Зальс — итальянский композитор эпохи Позднего Барокко и раннего Классицизма. Его жизнь была полна путешествий и насыщена событиями. Рано осиротев после того, как его родители погибли во время землетрясения, он перебрался в Инсбрук. Там он поступил на службу к барону Пирхеру и одновременно учился в Инсбрукском университете. Его музыкальные таланты проявились рано: в 1752 году он сочинил школьную драму для иезуитов.

Спустя два года Зальс возглавил итальянскую оперную труппу, с которой гастролировал по Европе, посетив Кёльн, Брюссель, Лилль и другие города. В 1756 году он получил должность руководителя придворной капеллы князя-епископа Аугсбургского Иосифа Гессен-Дармштадтского в Аугсбурге и Дилингене-на-Дунае. Будучи известным исполнителем и композитором, он много путешествовал: был принят в члены Болонской филармонической академии (1758), сочинял оратории для Мангейма (1762) и оперы для Мюнхена (1765) и Падуи (1767).

После смерти ландграфа в 1768 году Зальс, забрав с собой нескольких музыкантов из Аугсбурга, перебрался ко двору курфюрста Трирского Клеменса Венцеслава (унаследовавшего титул князя-епископа Аугсбургского) в Эренбрайтштайне на Рейне. Там он возглавил одну из крупнейших в Германии придворных капелл, хотя официально получил титул придворного капельмейстера лишь в 1787 году после смерти Конрада Штарка. Он поддерживал связь с мюнхенским двором, сочинив для него оперы для карнавального сезона 1769 и 1774 годов. В 1774 году женился на придворной певице Франциске Блюмер.

В 1776 году с большим успехом выступил в Лондоне в качестве виолиста (согласно историческому словарю Шорона и Файоля, это был его второй визит), а в 1777 году исполнил «Страсти» во Франкфурте. В 1786 году он переехал вместе с двором курфюрста в новостроенный дворец в Кобленце, который пришлось дважды экстренно покидать (в 1792 и 1794 годах) во время войн с революционной Францией. В 1797 году ему вновь пришлось бежать от французских войск; он скончался, так и не успев вернуться.

Творчество

Зальс был разносторонним композитором, работавшим в современном ему итальянском стиле, но в его тщательной отделке деталей ощущается влияние немецких музыкальных тенденций. Он был высоко оценен современниками, однако данное им курфюрсту обещание не публиковать свои сочинения предотвратило их широкое распространение. Музыкальный критик Шубарт высоко отзывался о Зальсе, хотя и выражал некоторые сомнения в своей работе «Идеи к эстетике искусства звука». Можно предположить, что многие из его сочинений утрачены. Важнейшими из сохранившихся работ считаются его оратории, в особенности «Betulia liberata».

Произведения

Сценические:

  • «Massinissa, oder Die obsiegende Treu» («Массинисса, или Победоносная верность»), школьная драма, Инсбрук, 1752
  • «Le cinesi» («Китаянки», компоминенто драматико, 1 акт, П. Метастазио), Аугсбург, карнавал 1757
  • «L’isola disabitata» («Необитаемый остров», акционе театрале, 1 акт, Метастазио), Аугсбург, 1758
  • «Le nozze di Amore e di Norizia» («Свадьба Амора и Нориции», опера-сериа, Джунти), Мюнхен, 1765
  • «Antigona in Tebe» («Антигона в Фивах», опера-сериа), Падуя, 1767
  • «L’Antigono» («Антигон», опера-сериа, 3 акта, Метастазио), Мюнхен, карнавал 1769
  • «Achille in Sciro» («Ахилл на Скиросе», опера-сериа, 3 акта, Метастазио и А. Савиоли), Мюнхен, карнавал 1774
  • «Il re pastore» («Царь-пастух», опера-сериа, 3 акта, Метастазио)

Оратории:

  • «Oratorio per la festa del Santo Natale» («Ораторий на праздник Святого Рождества», Метастазио), Аугсбург, 1756
  • «Die Leiden unseres Herrn Jesu Christ» («Страсти Господа нашего Иисуса Христа»), Аугсбург
  • «Giefte» (М. Вераци), Мангейм, 1762
  • «La Passione di Gesù Christo» («Страсти Иисуса Христа», Метастазио), Эренбрайтштайн, 1772
  • «Heu quid egisti», Мюнхен, 1774
  • «Isacco figura del redentore» («Исаак, прообраз искупителя», Метастазио), Эренбрайтштайн, 1778
  • «Giuseppe riconosciuto» («Иосиф узнанный», Метастазио), Эренбрайтштайн, 1780
  • «Gioàs, re di Giudia» («Иоас, царь Иудейский», Метастазио), 1781
  • «La Betulia liberata» («Освобожденная Вифулия», Метастазио), Эренбрайтштайн, 1783
  • «Affectus amantis», Эренбрайтштайн, 1784
  • «S Elena a Calvario» («Святая Елена на Голгофе», Метастазио), Эренбрайтштайн, 1790

Духовная музыка:

  • «Missa solemnis» («Торжественная месса»), до мажор
  • Месса, до мажор
  • «Missa solemnis» («Торжественная месса»), ре мажор
  • 2 «Litaniae lauretanae» («Лоретанские литании»)
  • «Currite accedite», офферторий
  • «Ecce panis angelorum» («Се хлеб ангельский»), офферторий
  • «Ave maris stella» («Радуйся, звезда морская»)
  • «Mi deus ego amo te» («Боже мой, я люблю Тебя»)
  • «Salutis humani»
  • «Tantum ergo» («Тебя поэтому»)
  • «Salve regina» («Радуйся, Царица»)

Оркестровые:

  • Симфония, ре мажор
  • Симфония, ре мажор
  • Симфония, фа мажор
  • Симфония, соль мажор
  • Симфония, соль мажор
  • «Serenata» («Серенада»)
  • Концерт для флейты, ре мажор
  • Концерт для клавесина, до мажор
  • Концерт для клавесина, фа мажор
  • Концерт для клавесина, соль мажор
  • Концерт для двух клавесинов, соль мажор
  • Партита, ля мажор (сомнительно, также приписывается Кристиану Каннабиху)

Прочие сочинения:

  • Соната для клавесина
  • Трио, соль мажор, для клавесина, скрипки и виолончели
  • «Notturno» («Ноктюрн»), для двух скрипок и виолончели
  • Арии и дуэты

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Пьетро Помпео Зальса на сайте библиотеки IMSLP