Зальс, Франц
1540 - 1599

Назад

Franz Sales

  • Дата рождения: около 1540 года
  • Место рождения: Намюр, Южные Нидерланды (ныне Бельгия)
  • Дата смерти: 15 июля 1599 года
  • Место смерти: Прага, Богемия (ныне Чехия)

Биография

Франц Зальс — нидерландский композитор, работавший в период позднего Возрождения. В своём издании 1589 года он указал, что является сыном «Ганса Салеца из Намюра» и что покинул «нашу Бельгию» (Belgia nostra) из-за религиозных конфликтов. Предположение о том, что он был учеником Орландо ди Лассо, не имеет документальных подтверждений. Его карьера развивалась при различных дворах Центральной Европы. После двух неудачных попыток в 1579 и 1580 годах получить место в придворной капелле в Штутгарте, он служил при дворах в Хехингене и Мюнхене в 1580 году.

Уже 1 ноября 1580 года Зальс был принят на должность тенора в придворную капеллу в Инсбруке, где прослужил до 1587 года. С 1587 по 1591 год он занимал пост капельмейстера в женской коллегиальной церкви для представительниц знатных семей в Халле-ин-Тироле. Впоследствии, с 1 мая 1591 года и до своей смерти, он служил тенором при императорском дворе Рудольфа II в Праге под руководством Филиппа де Монте.

Творчество

Сочинения Франца Зальса, многие из которых были опубликованы, в основном представляют собой духовные хоровые произведения; его духовные и светские песни также появлялись в печатных сборниках, изданных между 1585 и 1604 годами. Его важность как композитора во многом заключается в написании проприев мессы (частей мессы, изменяемых в зависимости от праздника). Его циклическая обработка интроита, аллилуии и причастия, основанная на cantus firmus григорианского распева, составляет вместе с произведениями Йоханнеса де Клеве, Кристиана Эрбаха и Иоганна Кнёфеля последнюю великую сборную коллекцию проприев мессы эпохи Возрождения в Германии.

Подобно Клеве, Зальс придерживался строго консервативных принципов и писал много музыки в сложном и насыщенном полифоническом стиле. Также как и Клеве, он сочинял простые «песенные» мессы (song masses). Месса «Exultandi tempus est» является одним из таких произведений; она целиком выдержана в трёхдольном размере и основана на его собственной мотет-шансон с тем же названием, которая имеет мелодические связи с рождественской песней «Resonet in laudibus». Как модель, так и месса содержат указания о том, каким образом стихи должны распределяться между исполнителями. Пасторальная месса, ранним примером которой является это сочинение, позже стала очень популярной.

Произведения

Опубликованные сборники:

  • «Officia quaedam domini N.J. Christi necnon B.V. Mariae et aliquorum sanctorum» («Некоторые службы Господа нашего Иисуса Христа, а также Пресвятой Богородицы и некоторых святых»), Мюнхен, 1589
  • «Patrocinium musices: missarum solenniorum … primus tomus» («Покровитель музыки: торжественных месс... первый том»), для 5, 6 голосов, Мюнхен, 1589
  • «Sacrarum cantionum … liber primus» («Священных песнопений... первая книга»), для 5, 6 голосов, Прага, 1593
  • «Tripartiti operis officiorum missalium, quibus introitus, alleluia et communiones, liber primus» («Трёхчастного труда мессовых служб, включающего интроиты, аллилуии и причастия, первая книга»), для 5, 6 голосов, Прага, 1596 (вероятно, переиздание)
  • «[Tripartiti operis] Officiorum missalium … liber secundus» («[Трёхчастного труда] Мессовых служб... вторая книга»), для 5, 6 голосов, Прага, 1594
  • «[Tripartiti operis] Officiorum missalium … liber tertius et ultimus» («[Трёхчастного труда] Мессовых служб... третья и последняя книга»), для 5, 6 голосов, Прага, 1596
  • «Patrocinium musices: in natalem … mutetum, ‘Exultandi tempus est’ et missa ad eius imitationem composita» («Покровитель музыки: на Рождество... мотет "Exultandi tempus est" и месса, сочинённая по его подражанию»), для 5 голосов, Мюнхен, 1598
  • «Dialogismus de amore Christi sponsi erga ecclesiam sponsam» («Диалог о любви Христа-жениха к церкви-невесте»), для 8 голосов, Прага, 1598
  • «Oratio ad SS B.V. Mariam, Wenceslaum, Adalbertum» («Молитва к Пресвятой Богородице, Венцеславу, Адальберту»), для 6 голосов, Прага, 1598
  • «Salutationes ad B.V. Mariam» («Приветствия Пресвятой Богородице»), для 4–8 голосов, Прага, 1598 (утрачен)
  • «Canzonette, Vilanelle, neapolitane per cantar'et sonare con il liuto et altri simili istromenti» («Канцонетты, вилланеллы, неаполитанские для пения и игры на лютне и других подобных инструментах»), для 3 голосов, Прага, 1598

Отдельные произведения в антологиях:

  • Несколько произведений в сборниках 1585¹⁷, 1604⁷

Рукописи духовных произведений хранятся в:

  • A-Wn (Национальная библиотека Австрии, Вена)
  • D-Bds (Государственная библиотека, Берлин), Kl, Mbs, Z
  • PL-WRu (Университетская библиотека, Вроцлав)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Франца Зальса на сайте библиотеки IMSLP