Зальс, Франц
1540 - 1599
Назад
Franz Sales

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франц Зальс — нидерландский композитор, работавший в период позднего Возрождения. В своём издании 1589 года он указал, что является сыном «Ганса Салеца из Намюра» и что покинул «нашу Бельгию» (Belgia nostra) из-за религиозных конфликтов. Предположение о том, что он был учеником Орландо ди Лассо, не имеет документальных подтверждений. Его карьера развивалась при различных дворах Центральной Европы. После двух неудачных попыток в 1579 и 1580 годах получить место в придворной капелле в Штутгарте, он служил при дворах в Хехингене и Мюнхене в 1580 году.
Уже 1 ноября 1580 года Зальс был принят на должность тенора в придворную капеллу в Инсбруке, где прослужил до 1587 года. С 1587 по 1591 год он занимал пост капельмейстера в женской коллегиальной церкви для представительниц знатных семей в Халле-ин-Тироле. Впоследствии, с 1 мая 1591 года и до своей смерти, он служил тенором при императорском дворе Рудольфа II в Праге под руководством Филиппа де Монте.
Сочинения Франца Зальса, многие из которых были опубликованы, в основном представляют собой духовные хоровые произведения; его духовные и светские песни также появлялись в печатных сборниках, изданных между 1585 и 1604 годами. Его важность как композитора во многом заключается в написании проприев мессы (частей мессы, изменяемых в зависимости от праздника). Его циклическая обработка интроита, аллилуии и причастия, основанная на cantus firmus григорианского распева, составляет вместе с произведениями Йоханнеса де Клеве, Кристиана Эрбаха и Иоганна Кнёфеля последнюю великую сборную коллекцию проприев мессы эпохи Возрождения в Германии.
Подобно Клеве, Зальс придерживался строго консервативных принципов и писал много музыки в сложном и насыщенном полифоническом стиле. Также как и Клеве, он сочинял простые «песенные» мессы (song masses). Месса «Exultandi tempus est» является одним из таких произведений; она целиком выдержана в трёхдольном размере и основана на его собственной мотет-шансон с тем же названием, которая имеет мелодические связи с рождественской песней «Resonet in laudibus». Как модель, так и месса содержат указания о том, каким образом стихи должны распределяться между исполнителями. Пасторальная месса, ранним примером которой является это сочинение, позже стала очень популярной.
Опубликованные сборники:
Отдельные произведения в антологиях:
Рукописи духовных произведений хранятся в:
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Франца Зальса на сайте библиотеки IMSLP