Саласар, Антонио де
1650 - 1715

Назад

Antonio de Salazar

  • Дата рождения: около 1650 года
  • Место рождения: Пуэбла, Новая Испания (ныне Мексика)
  • Дата смерти: 25 марта 1715 года
  • Место смерти: Мехико, Новая Испания (ныне Мексика)

Биография

Антонио де Саласар является одной из ключевых фигур в истории музыки колониальной Латинской Америки. Согласно записям Хосе Марии Эстрады, в ноябре 1672 года некий человек с таким именем (вероятно, сам композитор) безуспешно пытался занять место исполнителя на басоне (разновидность фагота) в капелле кафедрального собора Мехико. Однако позже он, возможно, всё же получил эту должность. 20 июня 1679 года Саласар, уже идентифицирующий себя как житель Пуэблы, подал заявку на пост руководителя капеллы (маэстро де капилья) в кафедральном соборе Пуэблы. После тщательного и строгого экзамена, проверявшего его мастерство во всех аспектах исполнения и композиции, он был назначен на эту должность 11 июля. В его обязанности входило проведение ежедневных часовых уроков по полифонической музыке для всего музыкального персонала собора, а также предписание передавать копии своих сочинений в архив собора. Тогда же власти выплатили ему вознаграждение в размере 64 песо за уже написанные вильянсико и чансонеты.

Творчество

В Пуэбле Саласар сочинял латинские мотеты и гимны, а также многочисленные вильянсико для особых праздников, включая пять циклов на тексты знаменитой монахини-поэтессы Сор Хуаны Инес де ла Крус для Рождества 1678 и 1680 годов, дня Святого Апостола Петра (1680, 1683) и Успения Богородицы (1681). В августе 1688 года он принял участие в конкурсе на пост руководителя капеллы кафедрального собора Мехико. Продемонстрировав своё мастерство в григорианском пении, контрапункте и сочинении мотета и вильянсико, он был назначен на эту престижную должность 3 сентября, получив более чем в два раза больше голосов, чем любой из его четырёх соперников. Его ежегодный оклад составил 500 песо с возможностью дополнительного заработка за внеурочную работу. Ему также были предоставлены услуги переписчика нот и необходимое количество нотной бумаги. Его место в Пуэбле занял Мигель Дальо-и-Лана.

В Мехико Саласар обнаружил архив соборной музыки в плачевном состоянии, многие произведения были утеряны, и он занялся его реорганизацией. В 1692 году он также помогал курировать установку нового органа, построенного в Мадриде Хорхе де Сесмой; он был размещён на стороне Евангелия (справа от алтаря) в соборе.

Значительное количество вильянсико Саласара сохранилось. Они включают части, основанные на популярных танцевальных и песенных формах, таких как фолия, хакара, календа, негро, энсаладилья и хугете. В вильянсико 1691 года для праздника Святого Петра, авторство текстов которых приписывается Сор Хуане, упоминаются многие инструменты — кларин, тромпета, сакабуч, корнет, орган, бахон, скрипка, чиримия, трумпет марин, цитара, виолон, тенор, виуэла, рабелильо, бандуррия и арфа — и возможно, что некоторые из них были включены в партитуры Саласара. Его вильянсико на тексты Сор Хуаны для собора Мехико включают сочинения для дня Святого Апостола Петра (1690, 1692) и Успения (1690). Энсалада, завершающая вильянсико на Успение 1690 года, включает хугете и цитирует популярную мелодию «Yo voy con todo la artillería» («Я иду со всей артиллерией») в хакаре. В своём двухголосном негро «Tarara tarara qui yo soy Antoniyo» и других сочинениях на народном языке Саласар продемонстрировал своё умение писать популярные полутеатральные пьесы на диалекте чернокожих.

Духовные латинские сочинения Саласара демонстрируют зрелое владение контрапунктом. Его произведение для двойного хора «O sacrum convivium» использует имитацию, антифонное письмо и ритмическую живость с большим эффектом, а в «Quis Deus magnus» контрастирование мажора и минора и использование затактов являются отличительными чертами. В шестиголосном «Inveni David» солирующий тенор чередуется с четырёхголосным хором и двумя линиями бассо континуо (вероятно, исполнявшимися на одном или двух органах, дульцианах и, возможно, арфе).

Сочинения Саласара распространились по всей Новой Испании и сегодня находятся в архивах Гватемалы, Мехико, Морелии, Оахаки, Пуэблы и Тепоцотлана. Многие его вильянсико сохранились в кафедральном соборе Мехико и в Коллекции Санчес Гарса в Национальном центре музыкальных исследований и документации имени Карлоса Чавеса в Мехико, которая происходит из музыкального архива монастыря Пресвятой Троицы (Convento de la SS Trinidad) в Пуэбле. Партии для «Angelicos coros con gozo cantad» называют имена монахинь, которые изначально исполняли эту музыку. Учителя-мужчины и музыканты иногда приглашались для экзаменования или обучения монахинь и послушниц. В 1712 году в монастыре Святого Иеронима (Convento de S Jerónimo) Саласар экзаменовал и attestó (засвидетельствовал) музыкальные способности Хосефы де Торрес Моктесумы в игре на арфе и органе. Стивенсон (1996, стр. 23–37) предположил, что Саласар, Франсиско Лопес Капильяс и Хосе де Агурто-и-Лоайса давали музыкальные уроки Сор Хуане Инес де ла Крус в монастыре Святого Иеронима. Среди других учеников Саласара были Хосе Перес де Гусман, ставший руководителем капеллы в соборе Оахаки, и Мануэль Франсиско де Карденас из Гвадалахары, который остался в Мехико в качестве певчего.

В 1710 году власти собора удовлетворили прошение Саласара освободить его от обязанностей учителя контрапункта и сольфеджио (canto figurado) для хористов, поскольку в возрасте 60 лет он был почти слеп и имел слабое здоровье. Во время его болезни его ученик Мануэль де Сумая замещал его на посту директора музыки в соборе, а также сотрудничал с ним в сочинении четырёх латинских гимнов (в МЕХ-Мс, Хоровой книге V): Саласар написал первые части «Egregie Doctor Paule», «Christe sanctorum decus» и «Miris modis repente liber» и вторую часть «O crux ave spes unica».

Саласар умер, не оставив завещания, 25 марта 1715 года в своём доме на улице Калье Табука, оставив свою вдову донью Антонию де Касерес. В признание его важности он был похоронен в кафедральном соборе Мехико. Сумая сменил его на посту руководителя капеллы.

Произведения

Литургическая музыка

  • «Missa sine nomine» («Месса без названия»), для 5 голосов, Морелия, Коллехио де лас Росаса
  • «Oficio de difuntos» («Заупокойная служба»), для 4 голосов, basso continuo, MEX-Pc
  • «Mag» («Великое славословие»), для 5 голосов, Pc; «Mag» («Великое славословие»), для 8 голосов, собор Оахаки; «Mag toni octavi» («Великое славословие восьмого тона»), для 12 голосов, собор Оахаки
  • Литании: «Letania a Maria SS nuestra señora» («Литания Пресвятой Богородице»), для 5 голосов, basso continuo, Pc; «Letania a 6» («Литания на 6 голосов»), Pc; «Letania de nuestra señora de Loreto» («Литания Богоматери Лоретской»), 1690, Мехико, Коллекция Санчес Гарса

Мотеты и другие сочинения

  • «Benedicamus Patrem et Filium» («Благословим Отца и Сына»), Mc
  • «Benedictus Dominus Deus a 8» («Благословен Господь Бог на 8 голосов»), Mc
  • «Dixit Dominus» («Сказал Господь»), для 5 голосов, basso continuo, Pc
  • «Euge serve bone a 8» («Хорошо, добрый и верный раб на 8 голосов»), Mc
  • «Exurgens Ioseph a somno fecit» («Встав ото сна, Иосиф поступил»), для 4 голосов, Pc
  • «Hic est Michael Archangelus» («Сей есть Михаил Архангел»), для 8 голосов, трубы, скрипки, Pc
  • «Hodie concepta est BVM» («Днесь зачалась Пресвятая Богородица»), для 8 голосов, Mc
  • «Inveni David a 6» («Обрёл Я Давида на 6 голосов»), 1703, Mc
  • «Joseph fili David noli temere» («Иосиф, сын Давидов! не бойся»), для 8 голосов, собор Оахаки
  • «Missus est Gabriel angelus» («Послан был Ангел Гавриил»), для 4 голосов, Pc
  • «Motete de Señor S Joseph» («Мотет Святому Иосифу»), для 8 голосов, собор Оахаки
  • «O sacrum convivium» («О святая трапеза»), для 8 голосов, Тепоцотлан, Музей вице-королевства
  • «Quis Deus magnus» («Какой Бог так велик»), Mc
  • «Salve regina» («Радуйся, Царица»), для 8 голосов, Pc
  • «Stabat mater dolorosa» («Стояла Мать скорбящая»), для 4 голосов, Pc
  • «Tibi laus» («Тебе хвала»), Mc
  • «Vidi Dominum» («Видел я Господа»), Mc

Гимны

  • «Christe sanctorum decus» («Христе, украшение святых», в соавт. с М. де Сумайя), Mc
  • «Egregie Doctor Paule» («Превосходный Учитель Павел», в соавт. с Сумайя), Mc
  • «In Assumptione Virginis ad Laudes» («На Успение Богородицы к Утрене»), для 4 голосов, Pc
  • «In festo Petri et Pauli ad Laudes» («В праздник Петра и Павла к Утрене»), для 4 голосов, Pc
  • «In festo Petri et Pauli ad Matutinum» («В праздник Петра и Павла к Заутрене»), для 5 голосов, Pc
  • «In festo S Jacobi Apostoli ad Vesp.» («В праздник Апостола Иакова к Вечерне»), для 4 голосов, Pc
  • «In festo S Joseph Conf.» («В праздник Исповедника Св. Иосифа»), для 4 голосов, Pc
  • «Miris modis repente liber» («Дивными способами внезапно свободен», в соавт. с Сумайя), Mc
  • «O crux ave spes unica» («О крест, приветствую тебя, единственная надежда», в соавт. с Сумайя), Mc

Вильянсико и чансонеты

Рукописи в Коллекции Санчес Гарса, Мехико, если не указано иное. Приведён частичный список.

  • «A celebrar» («К празднованию»), 1714, Mc
  • «A coger las floras» («Собирать цветы»), для 4 голосов, basso continuo, MEX-Pc
  • «A coronarse reyna de los cielos» («Короне себя Царицей Небесной»), Mc
  • «A de la nave» («О корабль»), 1708, Mc
  • «A de la zentinela» («О часовой»), 1707, Mc
  • «A del cielo, a de la tierra» («О небо, о земля»), 1699, Mc
  • «Tarara qui yo soy Anton ninglito» («Тарара, я — негритенок Антон», негро), для сопрано, сопрано, basso continuo
  • ... и многие другие.

© baroquemusic.ru