Салас-и-Кастро, Эстебан
1725 - 1803
Назад
Esteban Salas y Castro

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Эстебан Салас-и-Кастро — кубинский композитор, капельмейстер и священник, ключевая фигура в развитии музыкальной культуры Кубы колониального периода. Сын уроженцев Канарских островов, своё первоначальное музыкальное образование он получил, будучи певчим-хористом (с 1734 года) в главной приходской церкви Гаваны Сан-Кристобаль (ныне кафедральный собор). В возрасте 15 лет он поступил в местную семинарию Сан-Карлос, чтобы учиться на священника, но был вынужден оставить учёбу после преждевременной смерти отца. Он содержал мать и братьев с сестрами на earnings органиста и руководителя хора в Сан-Кристобале, где привлёк внимание епископа Пабло Агустина Мореля де Санта-Крус, который назначил его музыкальным директором кафедрального собора Сантьяго-де-Куба. Прибыв на новое место службы 8 февраля 1764 года, он возглавил платный музыкальный коллектив, в который входили 14 музыкантов: мулат-органист Хосе Николас де Вильявисендо, два тенора, два альта, три тениста (дисканта), два скрипача и арфист. Уже 2 ноября 1764 года Салас обратился в капитул собора с просьбой о увеличении бюджета для повышения зарплат музыкантам. 15 марта 1769 года он завершил инвентаризацию музыкального архива и инструментов собора. После разрушительного землетрясения 1766 года рукописи хранились в епархиальной семинарии Сан-Басилио-эль-Маньо, где проживал Салас. Среди них были десять месс, восемь настроек «Salve Regina» (шесть для двойного хора) и другие произведения на латинские тексты. Салас также ввёл в репертуар произведения Мельчора де Монтемайора, Себастьяна Дурона и Франсиско Курселя. Его самое раннее из сохранившихся латинских сочинений — четырёхголосное «Ave maris stella» с бассо (1764 год), после которого он сочинил более 90 литургических произведений, более половины из которых сохранились в архиве, хотя большинство — с неполными партиями. Начиная с 1783 года он сочинил большое количество вильянсико, кантат и пасторель, которые использовались в рождественский сезон; для большинства из них он сам писал тексты. Хотя рукоположение в священники состоялось только 20 марта 1790 года, Салас преподавал философию и теологию в семинарии Сан-Басилио с 1784 года до выхода на пенсию в 1798 году. В 1796 году капитул потребовал от него вернуть расходы на повышение зарплат музыкантам, предоставленное в 1785 году. Он избежал разорения лишь тогда, когда прибыла королевская седула (указ от 27 ноября 1801 года), аннулировавшая неоплаченный долг и предоставившая ему пребенду (церковный бенефиций), о которой ходатайствовал капитул, чтобы облегчить его нужду в старости.
Эстебан Салас-и-Кастро является первым крупным композитором, чьё творчество сложилось и было документировано на Кубе. Его наследие, сохранившееся в архиве собора Сантьяго-де-Куба, представляет собой бесценный памятник музыкальной культуры Латинской Америки колониального периода. Его стиль сочетает в себе традиции европейского барокко и классицизма с местными influences. Латинские liturgical сочинения (мессы, мотеты, гимны) демонстрируют владение контрапунктом и знакомство с творчеством испанских и, возможно, итальянских мастеров. Его светские вокальные сочинения, особенно вильянсико и пасторели, предназначенные для празднования Рождества, отличаются большей свободой, иногда включают элементы народной музыки и отражают местный колорит. Многие из этих произведений написаны на тексты самого композитора. Деятельность Саласа как капельмейстера, педагога и организатора музыкальной жизни заложила основы профессиональной музыкальной традиции в восточной части Кубы.
Духовная музыка (на латинские тексты):
Светская и паралитургическая музыка (на испанском языке):
Примечание: Большинство рукописей хранится в архиве кафедрального собора Сантьяго-де-Куба. Многие партии утрачены или неполны.
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Эстебана Саласа-и-Кастро на сайте библиотеки IMSLP