Сала, Никола
1713 - 1801

Назад

Nicola Sala

  • Дата рождения: 7 апреля 1713
  • Место рождения: Токко-Каудио, близ Беневенто, Королевство Неаполь
  • Дата смерти: 31 августа 1801
  • Место смерти: Неаполь, Королевство Неаполь

Биография

Никола Сала — итальянский композитор, педагог и музыкальный теоретик, один из видных представителей неаполитанской школы. С 1732 по 1740 год он обучался в консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини в Неаполе у Никола Фаго и Леонардо Лео. Ещё будучи maestrino (помощником учителя) там, он, по-видимому, сочинил оперу «Vologeso» («Вологез»); Франсуа-Жозеф Фети утверждал, что видел её партитуру с указанием на исполнение в Риме в 1737 году, хотя это не подтверждено другими источниками. После смерти Лео в 1744 году Сала безуспешно пытался занять его место в качестве primo maestro (первого маэстро) королевской капеллы (его пробная работа, пятиголосная фуга «Protexisti me» датирована 21 апреля 1745 года и напечатана в его «Regole»). В 1760-х годах три его оперы, а также несколько прологов и других occasional произведений были поставлены в театре Сан-Карло. В 1783 году сенат Мессины ходатайствовал перед королём о назначении Сала maestro di cappella местного собора без обычного конкурса, но король отказал.

Наибольшее значение Сала имел как педагог, оказавший formative влияние на многих неаполитанских композиторов. Ранние даты неизвестны, но, по-видимому, он преподавал большую часть своей жизни в консерватории Пьета-деи-Туркини, став вторым маэстро (secondo maestro) в 1787 году и первым маэстро (primo maestro) с 1793 года до своей отставки 11 октября 1799 года. Его монументальный труд «Regole del contrappunto pratico» («Правила практического контрапункта», Неаполь, 1794) представляет собой полный курс теоретического и практического контрапункта от основных принципов до сложных проявлений. Для неаполитанской педагогики было характерно emphasize практическую демонстрацию, а не теоретические объяснения, и «Regole» следует этому методу, предлагая почти no письменного текста в сопровождении серии музыкальных моделей. Согласно Вильярозе, работа была опубликована за государственный счет благодаря влиянию Джованни Паизиелло. Во время Революции 1799 года печатные plates исчезли (около половины из них были вновь обнаружены в 1860 году и сейчас хранятся в Неаполитанской консерватории), а копии труда стали редкими и дорогими. Возможно, отчасти из-за этого вскоре за Салой закрепилась почти легендарная репутация знатока контрапункта (ранее его имя было мало известно за пределами Италии). Александр Шорон описал работу Сала как «наиболее значительную и уважаемую из всех» и переиздал второй и третий тома в своих «Principes de composition» (Париж, 1808), добавив большое количество партименти Сала, не включённых в «Regole». Позже Фети harshly атаковал компетентность Сала, описывая его контрапункт как плохо написанный и в дурном стиле, а его фуги — как лишённые интереса, часто монотонные, иногда тонально неопределённые и путающие разницу между реальным и тональным ответом.

Творчество

Композиторское творчество Сала, хотя и незначительное и в основном pedestrian, было несправедливо оценено некоторыми современными writers. В частности, harsh суждение Мондольфи о его операях почти entirely directed на характеристики современной ему оперы-seria как жанра, а не исключительно на оперы Сала. Его greatest слабостью была лирическая мелодия; некоторые из его арий в agitato или декламационном стиле не лишены эффекта. Он был лучше в своей церковной музыке свободного стиля, где мог противопоставить оперное сольное письмо фактуре, более тщательно разработанной и контрапунктической, чем в опере. Его «Stabat mater» является worthy продолжателем традиции Перголези.

Произведения

Сценические и вокальные произведения:

  • «Vologeso» (опера-seria, А. Зено), Рим, Арджентина, 1737, или Лиссабон, Кондеш, 1739
  • «La Zenobia» (опера-seria, П. Метастазио), Неаполь, Сан-Карло, 12 янв 1761
  • «Demetrio» (опера-seria, Метастазио), Неаполь, Сан-Карло, 12 дек 1762
  • «Cantata» (Юпитер, Паллада, Аполлон), Неаполь, Сан-Карло, 1763
  • «Il giudizio d’Apollo» (серенада, Дж. Фениция), Неаполь, Сан-Карло, 1768
  • «Cantata» (Эрто, Эбоне, Арминий), Неаполь, Сан-Карло, 1769
  • «La bella eroina» (пролог), Неаполь, Сан-Карло, 13 авг 1769
  • «Merope» (опера-seria, Зено), Неаполь, Сан-Карло, 13 авг 1769
  • «Giuditta, ossia La Betulia liberata» (оратория, Метастазио), ?Неаполь, ?Великий пост 1780
  • Арии для оперы Никколо Йоммелли «Attilio Regolo» (Неаполь, 1761)

Духовная музыка:

  • Мессы: фа мажор, для 4 голосов и оркестра; ми мажор, на несколько голосов; для 4 голосов; «Introduzione–Messa» си-бемоль мажор, для 4 голосов и инструментов
  • Magnificat, для 4 голосов
  • Литания соль минор, для 4 голосов, скрипок и basso continuo
  • Литания Пресвятой Богородице ля минор, для сопрано, тенора, баса и basso continuo (орган)
  • Респонсории Страстной среды, Четверга и Пятницы, для 4 голосов и органа
  • 5 «Dixit Dominus»
  • 12 «Miserere» для двойного хора
  • Мотеты: «Justus ut palma» для 4 голосов a cappella; «O quam pulchra», «Quem pulchri sunt», «Sumunt boni»; «In memoriam aeterna» для смешанного хора и струнных; «Te decet» для смешанного хора и струнных
  • «Stabat mater» для двух сопрано, струнных и basso continuo
  • Мадригал «A chi muore per Dio» для 4 голосов (1794)

Дидактические труды и упражнения:

  • «Regole del contrappunto pratico» («Правила практического контрапункта», Неаполь, 1794)
  • «Principi di contrappunto … per uso di Ercole Paganini» («Принципы контрапункта… для использования Эрколе Паганини»)
  • «Elementi per ben suonare il cembalo» («Основы хорошей игры на чембало»)
  • «Disposizione a 3 per introduzione alle fughe di tre parti» («Трёхголосное расположение как введение к трёхголосным фугам»)
  • «Il modo di disporre a tre sopra la scala diatonica» («Способ трёхголосного расположения на диатонической гамме»)
  • «Il modo di fare la fuga a due voci per li studiosi scolari» («Способ сочинения двухголосной фуги для учащихся»)
  • Фуги: 5 для 2 голосов, 1 для 3 голосов, 5 для 4 голосов
  • 75 канонов для 2 голосов
  • Сольфеджио
  • «Disposizioni imitate a soggetto e contrasoggetto» («Имитационные расположения на тему и против тему»)
  • «Fughe con soggetto e contrasoggetto a suono plagale» («Фуги с темой и против темой в плагальном звучании»)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Николы Салы на сайте библиотеки IMSLP