Сала, Никола
1713 - 1801
Назад
Nicola Sala

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Никола Сала — итальянский композитор, педагог и музыкальный теоретик, один из видных представителей неаполитанской школы. С 1732 по 1740 год он обучался в консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини в Неаполе у Никола Фаго и Леонардо Лео. Ещё будучи maestrino (помощником учителя) там, он, по-видимому, сочинил оперу «Vologeso» («Вологез»); Франсуа-Жозеф Фети утверждал, что видел её партитуру с указанием на исполнение в Риме в 1737 году, хотя это не подтверждено другими источниками. После смерти Лео в 1744 году Сала безуспешно пытался занять его место в качестве primo maestro (первого маэстро) королевской капеллы (его пробная работа, пятиголосная фуга «Protexisti me» датирована 21 апреля 1745 года и напечатана в его «Regole»). В 1760-х годах три его оперы, а также несколько прологов и других occasional произведений были поставлены в театре Сан-Карло. В 1783 году сенат Мессины ходатайствовал перед королём о назначении Сала maestro di cappella местного собора без обычного конкурса, но король отказал.
Наибольшее значение Сала имел как педагог, оказавший formative влияние на многих неаполитанских композиторов. Ранние даты неизвестны, но, по-видимому, он преподавал большую часть своей жизни в консерватории Пьета-деи-Туркини, став вторым маэстро (secondo maestro) в 1787 году и первым маэстро (primo maestro) с 1793 года до своей отставки 11 октября 1799 года. Его монументальный труд «Regole del contrappunto pratico» («Правила практического контрапункта», Неаполь, 1794) представляет собой полный курс теоретического и практического контрапункта от основных принципов до сложных проявлений. Для неаполитанской педагогики было характерно emphasize практическую демонстрацию, а не теоретические объяснения, и «Regole» следует этому методу, предлагая почти no письменного текста в сопровождении серии музыкальных моделей. Согласно Вильярозе, работа была опубликована за государственный счет благодаря влиянию Джованни Паизиелло. Во время Революции 1799 года печатные plates исчезли (около половины из них были вновь обнаружены в 1860 году и сейчас хранятся в Неаполитанской консерватории), а копии труда стали редкими и дорогими. Возможно, отчасти из-за этого вскоре за Салой закрепилась почти легендарная репутация знатока контрапункта (ранее его имя было мало известно за пределами Италии). Александр Шорон описал работу Сала как «наиболее значительную и уважаемую из всех» и переиздал второй и третий тома в своих «Principes de composition» (Париж, 1808), добавив большое количество партименти Сала, не включённых в «Regole». Позже Фети harshly атаковал компетентность Сала, описывая его контрапункт как плохо написанный и в дурном стиле, а его фуги — как лишённые интереса, часто монотонные, иногда тонально неопределённые и путающие разницу между реальным и тональным ответом.
Композиторское творчество Сала, хотя и незначительное и в основном pedestrian, было несправедливо оценено некоторыми современными writers. В частности, harsh суждение Мондольфи о его операях почти entirely directed на характеристики современной ему оперы-seria как жанра, а не исключительно на оперы Сала. Его greatest слабостью была лирическая мелодия; некоторые из его арий в agitato или декламационном стиле не лишены эффекта. Он был лучше в своей церковной музыке свободного стиля, где мог противопоставить оперное сольное письмо фактуре, более тщательно разработанной и контрапунктической, чем в опере. Его «Stabat mater» является worthy продолжателем традиции Перголези.
Сценические и вокальные произведения:
Духовная музыка:
Дидактические труды и упражнения:
© baroquemusic.ru
Ноты сочинений Николы Салы на сайте библиотеки IMSLP