Сен-Люк, Жак де
1616 - 1710

Назад

Jacques de Saint-Luc

  • Дата рождения: крещён 19 сентября 1616
  • Место рождения: Ат, графство Эно, Испанские Нидерланды (ныне Бельгия)
  • Дата смерти: около 1710
  • Место смерти: Вена, Священная Римская империя

Биография

Жак де Сен-Люк — фламандский лютнист и композитор эпохи барокко. В 1639 году он был приглашён в Брюссель для исполнения вильянсико при дворе, а два года спустя был назначен там инструменталистом. В 1641 году его портрет (ныне утерянный) был написан Жераром Сегерсом. К 1647 году он жил в Париже и, без сомнения, выступал перед юным Людовиком XIV и его двором, хотя так и не стал штатным музыкантом короля, как позже утверждал. Обещание «ожидающей его хорошей должности» заставило его вернуться в Брюссель в октябре 1647 года; с этого времени его имя регулярно появляется в счетах эрцгерцога Леопольда-Вильгельма. 15 июня 1658 года он женился на Изабель де Лагрене. У них было несколько детей, включая двух сыновей, Жака-Александра (р. 1663) и Лорана (р. 1669); вопреки распространённому мнению, нет свидетельств, что кто-либо из них был музыкантом. В годы жизни в Брюсселе Сен-Люк вёл переписку и обменивался сочинениями с Константином Гюйгенсом, с которым, вероятно, познакомился в Париже в 1647 году. Сен-Люк и его семья всё ещё находились в Брюсселе в августе 1684 года, но дальнейшие его следы теряются до 1700 года, когда, приехав из Вены, он принял участие в выступлении в Берлине по случаю бракосочетания принцессы Бранденбургской Луизы Доротеи и принца Фридриха Гессен-Кассельского, будущего короля Швеции.

Согласно биографам, с 1700 по 1708 год Сен-Люк состоял на службе у принца Евгения Савойского в Вене, что объясняет, почему на титульных листах его сочинений, опубликованных в Амстердаме в 1707 и 1708 годах, он назван «офицером» императорской армии. Предположительно, он купил офицерский патент, но факт его официальной принадлежности к свите принца Евгения остаётся гипотезой, основанной лишь на количестве произведений, посвящённых ему. С равным энтузиазмом он commemorated события, к которым принц не имел отношения, в таких пьесах, как «La proclamation du roi Charles III d’Espagne» («Провозглашение короля Карла III Испанского») и «La prise de Barcelone» («Взятие Барселоны») в 1705 году или «La réduction de Naples» («Сдача Неаполя») в 1707 году. Две аллеманды, «Le prince de LKW» и «La fête de la naissance de monseigneur le prince de Lokowis», вместе с маршем «La fête du nom de S.A. monseigneur le prince de Lokowis», указывают на другого, более вероятного покровителя — князя Лобковица. В библиотеке князя Лобковица в Рауднице хранились многочисленные произведения Сен-Люка, манускрипты которых ныне находятся в Праге. Пьеса, связанная с последними годами жизни композитора, посвящена взятию Лилля в декабре 1708 года. Сен-Люку тогда было 92 года, и вскоре после этого он, должно быть, умер, но его репутация сохранялась на родине: в предисловии к своему «Recueil de pièces de guitare» (1729) Жан-Батист Кастийон вспоминал его как того, кто «пользовался большой репутацией и играл на гитаре с огромным мастерством».

Творчество

Сен-Люк оставил после себя почти 200 пьес для лютни соло. Он также набросал концерт для лютни, написал менуэт для гитары и transcribe собственные произведения для лютни, скрипки и баса. Его можно рассматривать как альтернативу французской школе лютни второй половины XVII века, представленной семьёй Галло, Шарлем Мутоном и Робером де Визе. Как и они, он проявлял predilection к группировке танцев в сюиты, состоящие из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды и жиги, и к заполнению canvas другими танцами (бурре и гавотами) а также пьесами с названиями (напр., «Marche des Grecs» — «Марш греков», «Le bourgeois gentilhomme» — «Мещанин во дворянстве»). Но в отличие от своих французских современников, Сен-Люк не отдавался полностью delights стиля бризе (присутствующего в его прелюдиях). Он приносил в жертву гармонии стиля бризе тщательно отточенный мелодический рисунок и поиск звучных эффектов. Ему не всегда удавалось гармонично сочетать эти элементы: некоторые танцы отмечены entirely функциональной жёсткостью. Другие пьесы, однако, являются настоящими миниатюрами, которые captivate слушателя, а также встречаются произведения необычно крупного масштаба, демонстрирующие заботу о структуре, тщательную композицию и мелодическое вдохновение, что делает Сен-Люка ключевой фигурой в истории лютневой музыки XVII и XVIII веков. Многие пьесы отражают его вкус к опере, придворному балету, итальянской комедии дель арте, французской комедии и, особенно, пёстрому миру бродячих актёров.

Произведения

Прижизненные издания:

  • «Suittes … livre premier [… second]» («Сюиты… первая книга […вторая]») для лютни (со скрипкой и басом ad lib) (Амстердам, 1707–1708)
  • «Preludii, allemande, correnti, gighe, sarabande, gavotte &c.» («Прелюдии, аллеманды, куранты, жиги, сарабанды, гавоты и пр.») для скрипки и баса, книга первая […вторая] (Амстердам, без даты)

Рукописи:

  • 184 пьесы для лютни (A-Wn S.m.1586)
  • 94 пьесы для лютни (CZ-Pu Mspt.X.Lb.210)
  • 120 пьес для лютни, скрипки и баса (Pu Mspt.II.Kk.49)
  • 52 пьесы для лютни, скрипки и баса (Pu Mspt.II.Kk.54)
  • Концерт для лютни (фрагмент) (A-Wn S.m.1820)
  • Менуэт для гитары (F-Pn)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Жака де Сен-Люка на сайте библиотеки IMSLP