Зайлер, Леонард
1656 - 1695
Назад
Leonhard Sailer

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Леонард Зайлер (иногда встречается написание Сайлер) — немецкий композитор и органист эпохи барокко. Предположительно, обучался у Зигмунда Адама Шерера, органиста Ульмского собора. Свою профессиональную карьеру Зайлер построил при дворе маркграфа Баден-Дурлаха Фридриха Магнуса Баденского, заняв пост придворного композитора и органиста. В 1689 году, вследствие военных действий (Война Аугсбургской лиги), он сопровождал маркграфа в изгнание в Базель. В этом швейцарском городе Зайлер также принял активное участие в деятельности местного collegium musicum (любительского музыкального общества). Год его смерти точно неизвестен; последние документальные свидетельства о нём относятся к 1695 году.
Творческое наследие Зайлера невелико, но весьма ценно. Его единственный прижизненный печатный сборник «Cantiones sacrae» («Духовные песнопения», Базель, 1696) содержит 16 мотетов и кантат для одного-четырёх голосов в сопровождении органа и двух скрипок (в пяти пьесах предписаны виолы). Сочинения демонстрируют мастерство композитора в сочетании немецкой контрапунктической традиции с новыми итальянскими влияниями. Большинство пьес открываются инструментальной симфонией или сонатой. Для произведений характерно разнообразие приёмов: №2 использует ритурнель, проведённый дважды, в №6 применяются эффекты эха, а №13, «Das neugeborne Kindelein» («Младенец новорождённый») — единственный на немецком тексте — включает в себя обработку хорала «Vom Himmel hoch» («С высот небесных»), причём скрипичный мотив из симфонии проходит сквозь первые три строфы. Стиль Зайлера сравнивают с творчеством Дитриха Букстехуде. Помимо этого сборника, сохранились три сопоставимых по стилю произведения Зайлера в Государственной библиотеке Берлина: «Vertere in luctum cithara» для тенора, трёх облигатных инструментов и органа (примечательное указанием «ppp» в конце), «Jesu, liebster Schatz» для четырёх голосов, четырёх инструментов и органа и «O benignissime Jesu» для баса-соло, двух скрипок и органа. Ещё два сочинения (в библиотеках Вольфенбюттеля и Оксфорда) атрибутированы ему сомнительно.
Отдельные сохранившиеся сочинения:
© baroquemusic.ru