Сакрати, Франческо
1605 - 1650

Назад

Francesco Sacrati

  • Дата рождения: крещён 17 сентября 1605
  • Место рождения: Парма, Герцогство Парма и Пьяченца
  • Дата смерти: 20 мая 1650
  • Место смерти: Модена, Герцогство Модена и Реджо

Биография

Франческо Сакрати — итальянский композитор эпохи раннего барокко, ключевая фигура в развитии венецианской оперы. Был активен в Венеции в начале 1640-х годов, где всегда работал в тесном сотрудничестве со знаменитым сценографом Джакомо Торелли. Впоследствии, возможно, принадлежал к труппе «Академии Раздорных» (Accademici Discordati), которая гастролировала и исполняла его оперы в Болонье и других городах. В марте 1648 года музыканты из Болоньи (musici di Bologna) были приглашены исполнить его оперу «La finta pazza» («Притворная сумасшедшая») в Реджо-нель-Эмилия, а сам Сакрати в том же году провёл некоторое время на вилле Мальвазия в Панцано близ Болоньи, где сочинил оперу «L’isola di Alcina» («Остров Альчины»). В 1649 году он занял пост maestro di cappella (руководителя капеллы) кафедрального собора Модены. Сакрати пользовался высоким esteem у современников; принц Маттиас де Медичи был его близким знакомым, а либреттист Джакомо Бадоаро в предисловии к «L’Ulisse errante» («Странствующий Улисс») сравнивал его с Монтеверди как луну с солнцем. Его опера «La finta pazza», привезённая в Париж в декабре 1645 года Торелли и балетмейстером Дж.Б. Бальби, стала первой итальянской оперой, публично исполненной во Франции. Точный объём музыки Сакрати, сохранившейся в этой частично спетой версии и в гастрольной версии, представлявшейся в нескольких итальянских городах с 1644 года, доподлинно неизвестен. Существует предположение, что Сакрати мог быть причастен к созданию музыки оперы Монтеверди «L’incoronazione di Poppea» («Коронация Поппеи»). Из всего творческого наследия композитора до наших дней сохранилась лишь музыка к гастрольной версии оперы «La finta pazza».

Творчество

Творчество Франческо Сакрати является важным связующим звеном между новаторством Клаудио Монтеверди и расцветом венецианской оперной школы. Работая для ведущих венецианских театров («Новиссимо», «Сан-Кассиано»), он способствовал формированию канонов жанра. Его музыка, судя по сохранившимся отзывам и единственной уцелевшей партитуре, отличалась яркой драматической выразительностью, мелодическим богатством и новаторскими приёмами в оркестровке. Опера «La finta pazza» была революционной для своего времени, в частности, благодаря сложным и эффектным сценическим преобразованиям, разработанным Торелли. Эта опера не только завоевала Италию, но и проложила путь итальянской опере во Францию, оказав значительное влияние на развитие французского музыкального театра. Хотя большая часть его музыки утрачена, историческая роль Сакрати как одного из пионеров и популяризаторов оперы в середине XVII века неоспорима.

Произведения

Оперы (известны в основном по либретто, если не указано иное):

  • «La finta pazza» (драма, пролог, 3 действия, Дж. Строцци), Венеция, театр «Новиссимо», посвящена 14 января 1641 г.; переработанная версия, Пьяченца, Палаццо Гранде, май 1644 г. (партитура сохранилась в собрании Борромео, Италия)
  • «Il Bellerofonte» (музыкальная драма, В. Нольфи), Венеция, театр «Новиссимо», карнавал 1642 г.
  • «Venere gelosa» (драма, Н.Э. Бартолини), Венеция, театр «Новиссимо», посвящена 28 января 1643 г. (авторство Сакрати указано у Ивановича)
  • «L’Ulisse errante» (опера, Дж. Бадоаро), Венеция, театр «Санти-Джованни-э-Паоло», карнавал 1644 г.
  • «La Semiramide in India» (драма, М. Бисаччиони), Венеция, театр «Сан-Кассиано», посвящена 4 января 1648 г. (авторство Сакрати указано у Ивановича)
  • «L’isola di Alcina» (трагедия, Ф. Тести, по Л. Ариосто), Болонья, 1648 г.

Прочие сочинения (все утрачены):

  • «Arie … a 1, 2, 3» (Арии на 1, 2, 3 голоса)
  • «Arie … liber quarto» (Арии… книга четвертая)
  • «Madrigali … libro primo», для 2–4 голосов (Мадригалы… первая книга)
  • «Madrigali», для 1–4 голосов, книга 1, работа 2 (Мадригалы)

© baroquemusic.ru