Зак, Иоганн Филипп
1722 - 1763

Назад

Johann Philipp Sack

  • Дата рождения: 11 ноября 1722
  • Место рождения: Харцгероде, княжество Анхальт-Бернбург, Священная Римская империя
  • Дата смерти: 14 сентября 1763
  • Место смерти: Берлин, Королевство Пруссия

Биография

Иоганн Филипп Зак — немецкий композитор и органист эпохи позднего барокко и раннего классицизма. В 1742 году он переехал в Магдебург, где впоследствии получил должность преподавателя в местном сиротском приюте. В 1747 году он занял аналогичную позицию в Берлинской соборной школе (Berlin Cathedral School). Спустя два года, в 1749 году, Зак совместно с несколькими другими музыкантами основал «Музыкальное общество» (Musikübende Gesellschaft) — организацию, занимавшуюся проведением частных и публичных концертов. Наиболее значимое назначение в его карьере произошло в 1756 году, когда он был удостоен поста органиста Берлинского кафедрального собора. Эту должность он занимал вплоть до своей преждевременной смерти в 1763 году.

Творчество

Композиторское наследие Иоганна Филиппа Зака состоит преимущественно из простых строфических песен (lieder) и небольших клавирных пьес, которые публиковались в различных берлинских и лейпцигских сборниках того времени. Однако его наиболее новаторские и художественно значимые работы — это три песни, опубликованные в сборнике «Kleine Clavierstücke nebst einigen Oden» («Маленькие клавирные пьесы вместе с некоторыми одами», 1760). Эти сочинения отличаются от традиционных песен своей усложненной, подобной кантате, структурой и независимой, развитой аккомпанирующей партией. Они были одними из первых в немецкой музыке, записанных на трех нотоносцах (два для клавира и один для вокальной партии), что подчеркивало равную важность инструментального и вокального начал. Данный подход предвосхищал развитие жанра песни в творчестве более поздних композиторов. Его инструментальные произведения, включая полонезы и пьесы для клавесина, также пользовались популярностью и включались в известные сборники, такие как «Musikalisches Allerley» («Музыкальная всячина», 1761).

Произведения

Вокальные сочинения (песни):

  • Одна песня в сборнике «Neue Lieder zum Singen beym Clavier» («Новые песни для пения за клавиром»), под редакцией Ф.В. Марпурга (1756)
  • Шесть песен в сборнике «Berlinische Oden und Lieder» («Берлинские оды и песни», Лейпциг, 1756–1763)
  • Одна песня в сборнике «Geistliche moralische und weltliche Oden» («Духовные, моральные и светские оды», 1758)
  • Одна песня в сборнике «Geistliche Oden in Melodien gesetzt» («Духовные оды, положенные на мелодии», 1758)
  • Две песни в сборнике «Kritische Briefe über die Tonkunst» («Критические письма о музыкальном искусстве»), под редакцией Ф.В. Марпурга (1760–1764)
  • Три песни в сборнике «Kleine Clavierstücke nebst einigen Oden» («Маленькие клавирные пьесы вместе с некоторыми одами», 1760)
  • Одна песня в сборнике «Musikalisches Allerley» («Музыкальная всячина», 1761)

Инструментальные сочинения:

  • Пять пьес для клавесина в сборнике «Raccolta delle più nuove composizioni» («Собрание новейших композиций»), под редакцией Ф.В. Марпурга (Лейпциг, 1756–1757)
  • Полонез ре мажор для клавира с флейтой ad libitum в сборнике «Musikalisches Allerley» («Музыкальная всячина», 1761)

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Иоганна Филиппа Зака на сайте библиотеки IMSLP