Саккини, Антонио
1730 - 1786

Назад

Antonio Sacchini

  • Дата рождения: 14 июня 1730
  • Место рождения: Флоренция, Великое герцогство Тосканское
  • Дата смерти: 6 октября 1786
  • Место смерти: Париж, Королевство Франция

Биография

Антонио Мария Гаспаро Джоаккино Саккини был одним из ведущих композиторов итальянской оперы-seria второй половины XVIII века. Когда Антонио было четыре года, его отец Гаэтано, по профессии повар, присоединился к свите инфанта дона Карлоса (будущего короля Карла III) и последовал за ним в Неаполь. В возрасте десяти лет Антонио поступил в консерваторию Санта-Мария-ди-Лорето, где изучал скрипку у Никола Фьоренцы, пение у Дженаро Манны, а также клавесин, орган и композицию у Франческо Дуранте. Дуранте высоко ценил его и предсказывал, что Саккини станет «композитором века». В 1756 году Саккини был приглашен стать «мастричелло» (помощником учителя) в консерватории. В том же году его первое театральное сочинение, интермеццо «Fra Donato», было исполнено студентами консерватории и на различных сценах города и провинции. Успех этой работы и второго интермеццо, «Il giocatore» (1757), принес ему приглашения сочинять комические оперы для двух неаполитанских театров — Театро Нуово и Театро деи Фьорентини. В январе 1758 года он был назначен на неоплачиваемую должность маэстро капеллы экстраординарио в консерватории, где помогал Манне (первому маэстро) и Пьерантонио Галло (второму маэстро). После отставки Манны в мае 1761 года Галло стал первым маэстро, а Саккини — вторым. В том же месяце в неаполитанском театре Сан-Карло была поставлена его первая опера-seria «Andromaca». Получив отпуск, Саккини отправился в Венецию, где сочинил «Alessandro Severo» для театра Сан-Бенедетто и «Alessandro nell'Indie» для театра Сан-Сальваторе. Пренебрегая возвращением в Неаполь, он отправился в Падую, где его опера «Olimpiade» (9 июля 1763) имела оглушительный успех и впоследствии ставилась по всей Италии. Дальнейшие триумфы в Риме, Неаполе и Флоренции заставили его окончательно оставить пост в консерватории ради карьеры оперного композитора.

В последующие годы Саккини жил в Риме, сочиняя для театра Валле комические оперы, которые приобрели известность по всей Европе, включая «Il finto pazzo per amore» («Притворяющийся сумасшедшим от любви», 1765), «La contadina in corte» («Крестьянка при дворе», 1765) и «L'isola d'amore» («Остров любви», 1766). В 1768 году он переехал в Венецию, где стал директором Консерватории дель Оспедалетто. Он быстро заработал репутацию превосходного учителя пения (среди его учеников были Нэнси Сторас и Адриана Габриели). Для консерватории он сочинил несколько ораторий, а для венецианских церквей — многочисленные духовные произведения. В начале 1770 года он посетил Германию для постановки опер в Мюнхене и Штутгарте, а затем вернулся на свой пост в Венецию, где в течение следующих двух лет совмещал преподавание с сочинением успешных опер для ведущих итальянских театров.

В 1772 году Саккини переехал в Лондон, где оставался почти десять лет. Его первые оперы для английской столицы, «Il Cid» («Сид», январь 1773) и «Tamerlano» («Тамерлан», май 1773), по словам музыкального историка Чарльза Бёрни, были «равны, если не превосходят любые музыкальные драмы, которые я слышал в любой части Европы». Однако беспутный образ жизни Саккини создал ему множество врагов и в конечном итоге привел к финансовому краху. Столкнувшись с угрозой тюремного заключения, композитор в 1781 году уехал в Париж.

В Париже он уже был известен благодаря постановкам его «La colonie» (адаптация «L'isola d'amore») в 1775 году и «L'olimpiade» (адаптация «Olimpiade») в 1777 году. Успех этих работ привел к тому, что сторонники Никколо Пиччинни попытались привлечь Саккини в Париж как союзника в их борьбе со сторонниками Кристофа Виллибальда Глюка. Осенью 1781 года композитор был представлен королеве Марии-Антуанетте и встречен с энтузиазмом. Королева уговорила директоров Опера принять его условие в 10 000 франков за каждую из трех опер. Однако с самого начала Саккини стал объектом интриг и недоброжелательства. Его первая французская опера «Renaud» («Рено», 1783) была холодно встречена публикой. Следующая опера, «Chimène» («Химена», 1783), также пострадала от открытого соперничества с Пиччинни. Несмотря на неудачи, оба композитора были представлены королю и получили большую пенсию. Провал оперы «Dardanus» («Дардан», 1784) отчасти был обусловлен недраматичным либретто и плохой постановкой, организованной его врагами в Опера. В 1785 году Саккини завершил свою самую известную работу, «Oedipe à Colone» («Эдип в Колоне»). Королева обещала, что этой опере будет отдано первенство при постановке в Фонтенбло, но растущая критика ее предпочтения иностранным композиторам заставила ее нарушить слово. По мнению ученика Саккини, Анри Бертона, это разочарование значительно contributed to смерти композитора, последовавшей вскоре после этого, 6 октября 1786 года (хотя Саккини多年 страдал от подагры и последствий беспутной жизни). «Oedipe à Colone» была поставлена в Опера 1 февраля 1787 года и признана его шедевром, надолго войдя в репертуар театра. Последняя опера Саккини, «Arvire et Evelina» («Арвир и Эвелина», 1788), была завершена дирижером оркестра Опера Жан-Батистом Реем и поставлена уже после смерти композитора.

Творчество

Саккини пользовался высочайшим esteem у современников; Чарльз Бёрни считал его одним из четырех величайших композиторов Италии наряду с Йоммелли, Галуппи и Пиччинни, а для своего поколения — «самым многообещающим композитором в серьезном стиле». Его стиль типичен для позднего классицизма с его простотой фактуры и сбалансированной фразовой структурой. Мелодии в его операх-seria отличаются исключительной одаренностью, они immediately appealing и охватывают широкий спектр эмоциональной выразительности. Его гармония tends to be богаче, чем у большинства современных ему итальянских оперных композиторов. Инструментальное сопровождение в его произведениях всегда обогащает, но никогда не отвлекает внимание от вокальной линии. Саккини employed разнообразные формы арий, редко придерживаясь полной da capo формы. Его accompagnato речитативы отличаются исключительной драматической силой и часто объединяются со следующей арией в единую музыкальную сцену. В своих французских операх, особенно в «Oedipe à Colone», Саккини блистательно достиг синтеза итальянского мелодического стиля и глюковских принципов в рамках французской драматической традиции.

Произведения

  • «Fra Donato» (интермеццо, 1756)
  • «Il giocatore» (интермеццо, 1757)
  • «Andromaca» (опера-seria, «Андромаха», 1761)
  • «Olimpiade» (опера-seria, «Олимпиада», 1763)
  • «Il finto pazzo per amore» (комическая опера, «Притворяющийся сумасшедшим от любви», 1765)
  • «La contadina in corte» (комическая опера, «Крестьянка при дворе», 1765)
  • «L'isola d'amore» (комическая опера, «Остров любви», 1766)
  • «Il Cid» (опера-seria, «Сид», 1773)
  • «Tamerlano» (опера-seria, «Тамерлан», 1773)
  • «Renaud» (лирическая трагедия, «Рено», 1783)
  • «Chimène» (лирическая трагедия, «Химена», 1783)
  • «Dardanus» (лирическая трагедия, «Дардан», 1784)
  • «Oedipe à Colone» (лирическая трагедия, «Эдип в Колоне», 1786)
  • «Arvire et Evelina» (лирическая трагедия, «Арвир и Эвелина», 1788)
  • Оратории: «Gesù presentato al tempio» («Представление Иисуса во храме», 1761), «S Filippo Neri» («Святой Филипп Нери», 1765), «Ester» («Эсфирь», 1768)
  • Многочисленные мессы, мотеты, псалмы
  • Инструментальные сочинения: симфонии, струнные квартеты, сонаты

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Антонио Саккини на сайте библиотеки IMSLP