Сабино, Ипполито
1550 - 1593

Назад

Ippolito Sabino

  • Дата рождения: около 1550 года
  • Место рождения: Ланчано, Италия
  • Дата смерти: 25 августа 1593 года
  • Место смерти: Ланчано, Италия

Биография

Ипполито Сабино — итальянский композитор, вероятно, состоявший в родстве с Джованни Марией Сабино. Несмотря на то, что он опубликовал 14 томов музыки, а отдельные его произведения появлялись примерно в 30 сборниках между 1566 и 1619 годами, о его жизни известно очень мало. Посвящение его сборника песнопений Magnificat 1587 года каноникам и капитулу церкви в Ланчано позволило исследователям сделать вывод, что он, вероятно, был маэстро ди капеллой в этом городе. Это предположение правдоподобно, хотя сам Сабино скромно называл себя «музыкантом из Ланчано». Большинство своих посвящений он адресовал из Ланчано местным дворянам. Его первые опубликованные произведения — "Pietosi miei lamenti" и "I’ piango ed ella" (вторая является переложением заключительной части канцоны Петрарки "Quando il soave", которую он позже положил на музыку целиком) — появились в Пятой книге мадригалов для пяти голосов Киприана де Роре, куда вошли сочинения, посвященные Оттавио Фарнезе и Маргарите Австрийской, имевшим связи с городами близ Ланчано. Около 1575 года Сабино служил в капелле собора в Ортоне и посвятил свою первую книгу месс местному викарию. Оба композитора работали в рамках полифонической традиции, но стиль Сабино, с частым использованием двойной имитации и опорой на контрапунктическое мастерство, отличался от хроматизма, характерного для де Роре. В предисловии ко Второй книге мадригалов для шести голосов (1581) Орацио Криски указал, что был учеником Сабино. Сын композитора, Джованни Франческо Сабино, также представлен несколькими мадригалами в сборниках отца.

Творчество

Ипполито Сабино продолжал творить в рамках строгой полифонической традиции Высокого Возрождения. Он предпочитал шести- и семиголосное контрапунктическое письмо, избегая более лёгких звучаний, хотя в его поздних мадригалах заметно возросшее использование аккордовой декламации для создания контраста. Его гармонический язык оставался диатоническим и не был затронут маньеристскими тенденциями. Его духовные сочинения демонстрируют глубокое владение мастерством имитационной полифонии.

Произведения

Духовная музыка (сохранилась не полностью):

  • "Misse sex" (Шесть месс), для 4 голосов (1575)
  • "Hymni per totum annum" (Гимны на весь год), для 4 голосов (1582)
  • "Canticum divae Mariae, liber secundus" (Песни Пресвятой Марии, вторая книга), для 4 голосов (1583)
  • "Liber secundus missarum" (Вторая книга месс), для 4 голосов (1584)
  • "Magnificat omnitonum … liber primus" (Магнификат во всех тонах... первая книга), для 5 голосов (1587)

Светская музыка (мадригалы):

  • "Il primo libro de madrigali" (Первая книга мадригалов), для 5 голосов (1570)
  • "Madrigali … libro primo" (Мадригалы... первая книга), для 6 голосов (1579)
  • "Madrigali … libro secondo" (Мадригалы... вторая книга), для 5 голосов (1580)
  • "Il secondo libro de madrigali" (Вторая книга мадригалов), для 6 голосов (1581)
  • "Il terzo libro de madrigali" (Третья книга мадригалов), для 5, 6 голосов (1582)
  • "Il quarto libro de madrigali" (Четвертая книга мадригалов), для 4–8 голосов (1585)
  • "Il quinto libro de madrigali" (Пятая книга мадригалов), для 5, 6 голосов (1586)
  • "Il sesto libro de madrigali" (Шестая книга мадригалов), для 5, 6 голосов (1587)
  • "Il settimo libro de madrigali" (Седьмая книга мадригалов), для 5, 6 голосов (1589)
  • "Duo composti sopra il canto delli madrigali di Cipriano de Rore" (Дуэты, сочиненные на тему мадригалов Киприана де Роре) (1599, утеряно)
  • Отдельные мадригалы в различных антологиях

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Ипполито Сабино на сайте библиотеки IMSLP