Сабино, Джованни Мария
1588 - 1649

Назад

Giovanni Maria Sabino

  • Дата рождения: 30 июня 1588 года
  • Место рождения: Тури, близ Бари, Италия
  • Дата смерти: апрель 1649 года
  • Место смерти: Неаполь, Италия

Биография

Джованни Мария Сабино — итальянский композитор, органист и педагог, ключевая фигура в формировании неаполитанской композиторской школы раннего барокко. Сын Франческо Сабино, он получил музыкальное образование в Неаполе у Просперо Теста, где поселился навсегда и был рукоположен в сан священника. Его карьера была тесно связана с ведущими религиозными и музыкальными учреждениями города. 1 января 1622 года он предоставил музыку для церкви Сан-Доменико-Маджоре, а 4 сентября того же года стал первым официальным маэстро ди капеллы Консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-дей-Турчини, проработав на этом посту до конца 1626 года. В следующем году он занял должность маэстро королевской церкви Санта-Барбара в замке Кастель-Нуово. С 1630 по 1634 год Сабино служил органистом в оратории Сан-Филиппо (Джероламинини). С 1634 года и до самой смерти он был маэстро ди капеллой, учителем и органистом в церкви Санта-Каса-делль-Аннунциата. В 1640 году он также преподавал церковное пение (канто фигурато) в Колледже монахинь Санта-Мария-ди-Константинополи. Последнее документальное упоминание о его работе датируется 26 января 1645 года, когда он получил плату за предоставление музыки для монастыря Монте-дельи-Агониццанти. Хотя прямых доказательств нет, его музыкальный стиль оказал значительное влияние на таких композиторов, как Грегорио Строцци, Джованни Сальваторе и Франческо Провенцале. До 1620 года он получил рыцарский титул (Cavaliere), вероятно, благодаря связям с музыкальным кружком принца Карло Джезуальдо или с королевской капеллой испанского дворца.

Творчество

Джованни Мария Сабино был новатором и пионером в нескольких областях. Он стал первым неаполитанским композитором, который систематически использовал скрипки в написании мотетов и вводил партию виртуозного солирующего голоса над развитым basso continuo. Его творчество, в основном сосредоточенное на духовной музыке, демонстрирует переход от полифонического стиля позднего Возрождения к гомофонно-гармоническому письму раннего барокко. Все его сочинения были опубликованы в Неаполе.

Произведения

Опубликованные сочинения:

  • "Salmi di compieta" (Псалмы на повечерие), для 4 голосов (1620)
  • "Il secondo libro delli mottetti" (Вторая книга мотетов), для 2–4 голосов (1626)
  • "Il primo libro delli mottetti" (Первая книга мотетов), для 2 голосов (второе издание, 1627)
  • "Psalmi de vespere" (Псалмы на вечерню), для 4 голосов (1627)
  • Четыре мотета для голоса и basso continuo в сборнике 1625 года
  • Одна гальярда для 4 виол (1629)

Рукописные сочинения (сохранившиеся):

  • "Salmi" (Псалмы), для 5 голосов (1640)
  • Три мотета для 3–4 голосов
  • Один мотет с симфонией для 3 голосов, 2 скрипок и basso continuo
  • Мотеты для 2–3 голосов с basso continuo
  • Кантата "L'aspettar è pur dolce" (Ожидание всё же сладко) для голоса и basso continuo

Утерянные сочинения:

  • "Dixit Dominus" (Сказал Господь), для 5 голосов
  • Несколько мотетов
  • Один мотет для 2 голосов с basso continuo

© baroquemusic.ru

Ноты сочинений Джованни Мария Сабино на сайте библиотеки IMSLP